Зачем брать кредиты, на что они идут и почему до сих пор нет новой программы? 7 вопросов о сотрудничестве Украины и МВФ
18 февраля 2020 года закончилась кредитная программа Международного валютного фонда stand-by, но Украина не прекратила сотрудничать с МВФ. Сейчас правительство договаривается о новом кредите — на 3 года и объемом финансирования в $5,5 млрд. Переговоры о новой программе продолжаются уже более полугода, а ее отсутствие в будущем может привести к экономическим проблемам в Украине.
Президент Владимир Зеленский считает, что продолжение сотрудничества Украины с МВФ является важным как для получения очередного транша, так и для поддержания доверия международных инвесторов. Необходимые для этого законопроекты сейчас, по его словам, дорабатывают.
Объясняем, почему кредит МВФ так важен для Украины, для чего государству занимать деньги и какие риски несет сотрудничество с фондом.
Для чего государству занимать деньги?
Когда государственные расходы (на образование, дороги, пенсии и т.д.) превышают доходы от налогов, то возникает дефицит бюджета. В Украине размер дефицита составляет около 2% ВВП, или 96,27 млрд грн ($3,8 млрд) в бюджете на 2020 год. Этой суммы государству не будет хватать для того, чтобы профинансировать все запланированные расходы.
Перекрыть дефицит можно несколькими способами:
· уменьшить государственные расходы или увеличить налоги;
· взять деньги в долг;
· продать какое-то государственное имущество (осуществить приватизацию).
Для политиков урезать государственные расходы — крайне непопулярное решение. Это же касается и налогов. Планы по приватизации в течение нескольких последних лет выполняются менее чем на 5%. Таким образом, дефицит государство покрывает преимущественно кредитами.
На что идут деньги МВФ?
Кредит от МВФ, в отличие от других государственных заимствований, не идет на покрытие дефицита бюджета, то есть на финансирование тех расходов, на которые не хватает собранных государством налогов.
Кредит МВФ засчитывается в золотовалютные резервы, которыми управляет Национальный банк Украины (только два раза МВФ перечислил кредит непосредственно в бюджет Украины. Это произошло в разгар кризисов 2008 и 2014). Средства из резервов государство не может тратить на бюджетные цели. Эти деньги — финансовая «подушка безопасности».
Из резервов Нацбанк тратит валюту для того, чтобы сдерживать резкие колебания курса гривны. Также государство может купить эту валюту у Нацбанка для того, чтобы выплатить валютные долги (потратив на это гривны из бюджета).
Как работает МВФ?
Когда МВФ начинает сотрудничать со страной, то выдвигает ее правительству определенные требования. Эти требования касаются государственных финансов (уменьшения дефицита, чтобы у государства возникало меньше потребностей для того, чтобы брать кредиты), создания рыночной экономики (чтобы экономическая ситуация могла выравниваться рыночным путем, а не искусственно, за счет государственного бюджета) и др. То есть, МВФ приходит в страну с определенной программой «оздоровления»: за выполнение требований фонд выдает деньги.
Это важно для инвесторов — международных финансовых организаций, инвестиционных банков, финансовых корпораций. Для них пребывание государства в программе МВФ — это признак того, что в стране будут проводиться реформы, будут создаваться рынки и в целом правительство не будет делать необдуманных шагов против бизнеса и инвесторов, а значит риски вложения средств в страну уменьшаются.
Сейчас от новой программы МВФ ($5,5 млрд на 3 года) зависит получение Украиной кредита от Евросоюза на 500 млн евро и кредита Всемирного банка на $1 млрд. В отличие от денег МВФ, эти средства государство привлечет в бюджет для того, чтобы профинансировать дефицит.
Кроме того, на МВФ ориентируются частные инвесторы, которые дают государству в долг деньги, покупая его долговые облигации. Программа МВФ снижает риски для таких инвесторов, а значит позволяет государству занимать под меньшие проценты и, как следствие, тратить меньше денег из бюджета на обслуживание долгов.
Как Украина сотрудничала с МВФ
Украина является членом МВФ с 1992 года. В 1995-1996 годах она взяла у фонда первые кредиты.
Всего за годы независимости Украина заключила с МВФ 10 кредитных программ сотрудничества. Однако из-за того, что правительства не выполняли требований фонда до конца, МВФ перечислил государству меньше половины средств, предусмотренных кредитными программами (около $31,5 млрд из более чем $74 млрд, предусмотренных программами сотрудничества).
Последняя программа МВФ с Украиной — stand-by — была рассчитана на $3,9 млрд, которые фонд должен был перечислить тремя траншами в течение 14 месяцев. Программу подписали в конце 2018 года и выделили первый транш на $1,4 млрд. Остальных траншей Украина так и не получила, в частности из-за выборов 2019 года и невыполнения требований фонда.
Украина обращалась к МВФ преимущественно во времена экономических кризисов (конец 1990-х, 2004-2005 годы, 2008 год, 2014-2015 годы), но почти никогда не выполняла программу до конца.
Среди требований фонда было создание независимого Национального банка, создание рынков в отдельных отраслях (введение рыночных цен на газ, очистка банковского рынка, создание рынка земли). Из-за того, что эти требования не выполнялись, их переносили в следующие программы сотрудничества МВФ с Украиной.
Почему МВФ не утверждает новую программу сотрудничества с Украиной?
Предварительная договоренность о новой программе расширенного финансирования была достигнута 7 декабря 2019 года. Для того, чтобы программа заработала, необходимо, чтобы ее согласовал Совет директоров МВФ. Однако этого не происходит несмотря на то, что львиную часть требований фонда Украины выполнила: с 1 мая 2020 года цены на газ для населения будут полностью рыночными, Верховная Рада рассматривает законопроект о рынке сельскохозяйственных земель, который, скорее всего, примут.
Все полгода своего пребывания у власти правительство Алексея Гончарука вело переговоры с МВФ. Украину несколько раз посещали миссии фонда, украинские чиновники ездили в Вашингтон на переговоры. Глава МВФ Кристалина Георгиева встречалась с президентом Владимиром Зеленским. Несмотря на это, новый кредит до сих пор не согласовали.
Причиной этого является законопроект №2571, который СМИ прозвали «антиколомойским». МВФ требует, чтобы Украина приняла законопроект, однако в парламенте выступают против этого.
Законопроект №2571 решает проблему неплатежеспособных банков, владельцы которых через суды добиваются возвращения этих банков на рынок. Это явление назвали «банки-зомби», потому что такие учреждения не имеют никаких активов и не могут заниматься банковской деятельностью.
Однако едва ли не самыми важными нормами законопроекта стали вопросы, связанные с национализацией банков. Так, законопроектом предлагается окончательно запретить возвращение национализированных банков бывшим владельцам. В то же время, если суд признает национализацию неправомерной, то экс-владельцы смогут получить компенсацию. Рассматривать все дела по национализации предлагают в одном суде — Верховном.
Эта норма прямо касается национализированного ПриватБанка, процедуру передачи которого государству бывшие владельцы оспаривают в сотнях судебных разбирательств. В случае принятия законопроекта 2571 все эти процессы объединит в одно дело в Верховном суде, а ПриватБанк в любом случае останется в государственной собственности.
Сейчас Рада занята рассмотрением поправок в закон о земле, поэтому не может рассмотреть «антиколомойский» законопроект и выполнить это требование МВФ.
Чтобы мы создавали больше важных материалов для вас, поддержите hromadske на платформе Спільнокошт. Любая помощь имеет большое значение.
Почему Украине нужен МВФ именно сейчас?
В 2019 году, когда шла программа stand-by, Украина должна была получить два транша МВФ. Однако даже без них государство не испытывало никаких экономических проблем. Причиной этого была благоприятная ситуация на мировых рынках.
Низкие цены на энергоресурсы и товары украинского импорта сделали расходы экономики на импорт меньше, чем обычно. При этом благодаря рекордному урожаю зерновых Украина увеличила доходы от экспорта. Отток валюты от внешней торговли уменьшился.
Благоприятной была и ситуация на мировых финансовых рынках: иностранные инвесторы начали активно скупать украинские облигации (давать государству деньги в долг). Это позволило Минфину снизить проценты, под которые заимствуются деньги, с 20% годовых до 9-10% годовых. На начало 2020 года Минфин выпустил евробонды под самый низкий за всю историю Украины процент — 4,375% годовых (однако все равно выше, чем процент по кредитам МВФ).
Сейчас ситуация на мировых рынках кардинально изменилась: развивающиеся страны стали непривлекательными для инвесторов, поэтому последние выводят оттуда деньги. На рынках царит паника, которую спровоцировал коронавирус.
Украине все труднее занимать деньги для финансирования дефицита бюджета. В то же время, сам дефицит растет, поскольку государство не получает даже тех доходов, которые были запланированы в бюджете.
Отсутствие программы МВФ еще больше усугубляет ситуацию, а из-за смены правительства американский банк Morgan Stanley рекомендовал своим клиентам распродавать активы Украины. Возобновление сотрудничества с фондом успокоило бы инвесторов и позволило бы Украине получить от международных организаций почти все деньги, которые правительству потребуются в течение года.
За что критикуют МВФ?
Несмотря на многие преимущества, которые МВФ предоставляет государству, его политику часто критикуют. В Украине бытует мнение, что фонд вмешивается во внутренние дела государства якобы для того, чтобы скупить украинские активы за бесценок. Эта позиция не соответствует действительности, поскольку МВФ не может покупать ни землю, ни государственные предприятия.
В то же время, существует более обоснованная критика политики МВФ, которую высказал норвежский экономист Эрик Райнерт в своей книге «Как богатые страны стали богатыми, и почему бедные страны остаются бедными». Он указывает на то, что требования, которые МВФ применяет к странам, которым выдает кредиты, не приводят к реальному повышению благополучия этих государств. В частности, требования об открытии рынков этих стран для импорта из развитых стран мира.
Райнерт отмечает, что развитые страны мира пришли к экономическому успеху благодаря политике протекционизма, которую применяли в разные периоды истории. То есть те же Великобритания, США, Германия в прошлом ограничивали импорт товаров из других стран (исключая импорт сырья) и стимулировали экспорт своей продукции за рубеж для завоевания новых рынков. В то же время, МВФ требует от своих «клиентов» противоположного — полностью открыть свои рынки для импорта готовой продукции. По мнению Райнерта, такой шаг приводит к упадку промышленности этих стран, потому что промышленные товары завозятся из-за рубежа, а национальные производители с ними конкурировать не могут.
Сейчас самыми продуктивными секторами экономики Украины являются сельское хозяйство и сектор услуг, а промышленность последние несколько месяцев находится в состоянии падения. Преимущественно это вызвано условиями на мировых рынках, а не требованиями МВФ: цены на экспорт украинской промышленности (в частности металлургии) резко упали из-за замедления экономики Китая.