«Трампу нас*ать на Украину, его беспокоит только расследование Байдена» — из показаний сотрудника посольства США

Еще 13 ноября, во время первых публичных слушаний по делу об импичменте Дональда Трампа временный поверенный в делах США в Украине Уильям Тейлор рассказал о телефонном разговоре между Трампом и американским послом в ЕС Гордоном Сондландом. В разговоре речь шла о каких-то «расследованиях».

Узнал о разговоре Тейлор от неназванного сотрудника посольства США в Украине. А 15 ноября перед Конгрессом за закрытыми дверями свидетельствовал советник посла в Украине по политическим вопросам Дэвид Холмс — вероятно, тот самый сотрудник посольства. Копия его вступительного слова оказалась в распоряжении CNN, и она добавляет несколько новых деталей к делу об импичменте Трампа.

«Подобного за свою работу я еще не видел»

Дэвид Холмс начал работать в посольстве США в Украине в августе 2017 года — через год после назначения посла Мари Йованович. Одним из основных направлений деятельности диппредставительства в Украине он называет антикоррупционную деятельность, в частности — создание Национального антикоррупционного бюро Украины (НАБУ).

Именно НАБУ, считает Холмс, стало причиной ухудшения отношений посольства с некоторыми украинскими чиновниками, среди которых и тогдашний генеральный прокурор Юрий Луценко. Он «привел ряд безосновательных обвинений против посла Йованович, преимущественно указывая на то, что она использовала посольство для продвижения политических интересов демократов», — говорится в свидетельстве дипломата.

Холмс подтверждает и слова других свидетелей о том, что против Йованович развернулась информационная кампания. «Подобного вала обвинений, в числе которых были и негативные публикации в американских СМИ, я за свою работу не видел», — признается он.

«Сделает все, о чем вы его попросите»

В показаниях Холмса достаточно подробно описывается встреча американской делегации с украинскими должностными лицами 26 июля, на следующий день после телефонного разговора Трампа и Зеленского. Встреча была запланирована еще задолго до 25 июля. С американской стороны там присутствовали Холмс, Тейлор, Сондланд и Курт Волкер — бывший спецпредставитель Государственного департамента по вопросам Украины.

Сначала американцы встретились с главой Офиса президента Андреем Богданом, который отметил, что во время телефонного звонка 25 июля Трамп поинтересовался, кого Зеленский назначит генеральным прокурором. А на встрече с Зеленским тот сказал, что Трамп трижды затронул «некоторые очень деликатные вопросы», которые предстоит обсудить, когда президенты встретятся лично.

После встречи Волкер и Тейлор поехали на восток Украины, а Сондланд провел еще одну встречу с помощником Зеленского Андреем Ермаком и отправился вместе с Холмсом в ресторан. Сначала они разговаривали на отвлеченные темы, например о развитии гостиничного бизнеса Сондланда, пока Сондланд не сказал, что собирается позвонить Трампу и сообщить ему о последних событиях.

Этот звонок Холмс вспоминает так:

Я услышал, как Сондланд поприветствовал Трампа и объяснил, что звонит из Киева. Я услышал, как Трамп тогда уточнил, в Украине ли Сондланд. Тот ответил, что да, и далее сказал, что Зеленский «заглядывает вам в рот» («loves your ass»). Тогда я услышал, как Трамп спросил: «И поэтому он проведет расследование?» Сондланд ответил: «Он его проведет», добавив, что Зеленский сделает «все, что вы его попросите».

«Трампу нас*ать на Украину»

После разговора Сондланда с Трампом, вспоминает Холмс, он спросил американского посла в ЕС об его искреннем впечатлении о взглядах Трампа на Украину.

В частности, я спросил Сондланда, действительно ли Трампу «нас*ать на Украину». Сондланд подтверил. Я спросил, почему, на что Сондланд заявил, что Трамп беспокоится только о «важных вещах». Я заметил, что «важные вещи» происходили и в Украине, например война с Россией, на что Сондланд ответил, что он имел в виду «важные вещи, которые выгодны Трампу, например расследование дела Байдена», которое продвигал Джулиани.

Если верить Холмсу, в этом разговоре Сондланд прямо вспоминает расследования «в отношении Байдена» — одного из главных номинантов в президенты от Демократической партии. Но кроме того, в своих показаниях перед Конгрессом (страница 312 стенограммы) посол США в ЕС утверждал, что по состоянию на 26 июля ничего о таких расследования не знал.

Конгрессмен: Но 26 июля вы еще не знали, что у президента [Трампа] есть какие-то требования. Правильно?
Сондланд Ну, думаю, мы тогда уже знали, что президент хотел ... Это еще было тогда, когда речь шла о коррупции в целом. Поскольку, опять же, у нас еще не было стенограммы разговора (Трампа и Зеленского 25 июля — ред.) до, кажется, сентября.
Конгрессмен: Ага.
Сондланд: Поэтому вся эта штука с расследованием по Байдену, не думаю, что она могла бы быть затронута на той встрече, потому что мы о ней не знали.

Лично узнать у Сондланда детали разговора с Трампом 26 июля, а также знал ли он на самом деле в то время о «расследовании в отношении Байдена», конгрессмены смогут уже в ближайшее время: 20 ноября он будет давать показания снова, теперь уже публично.