Злободневные темы в обертке мыльной оперы: почему все говорят о новом сериале «Бриджертоны»
Не успели утихнуть страсти по «Ходу королевы», как очередной сериал Netflix снова оказался на первых страницах. «Бриджертоны» — костюмированное драмеди о жизни английского высшего общества XIX века. Сериал уже посмотрели более 63 миллионов зрителей, а дискуссии о нем такие же бурные, как горная река. В чем же секрет популярности «Бриджертонов» и почему о них столько говорят?
Манифест феминизма или мыльная опера?
Новый хит Netflix — экранизация серии книг Джулии Куин, выданных в начале нулевых. Местами произведения автора напоминают романы Джейн Остин: действие также происходит в эпоху Регентства, а сюжет вращается вокруг дел сердечных.
Но Куин приписывают переосмысление жанра женского романа, ведь отношения в ее произведениях построены на уважении и искренних чувствах, а не только на соответствии социальных статусов и холодном расчете.
1813 год, 21-летняя Дафна — одна из восьми детей в богатом семействе Бриджертонов. Старшая дочь, она должна первой выйти замуж и спешит на первый в жизни бал, который открывает ежегодную «ярмарку невест». Дафна умная, красивая и мечтает о браке по любви.
Девушка становится одной из фавориток сезона, к ней приковано внимание мужчин и главной местной сплетницы, которая инкогнито выдает брошюру светской хроники. Автор с псевдонимом «леди Уислдаун» сразу же замечает химию, которая возникает между Дафной и загадочным герцогом Гастингским — главной мужской мишенью на предсвадебной охоте.
Имеем завязку традиционного женского романа, но в осовремененном антураже. Здесь на балах танцуют под оркестровки Билли Айлиш и Арианы Гранде, главный местный таблоид напоминает анонимный телеграмм канал, а смотрины невест похожи на бесконечные свайпы в Тиндере. Среди сонма традиционных для жанра женских образов отличается, например, сестра главной героини Элоиз, что не чувствует призвания быть хранительницей очага, или же ее подруга Пенелопа, которую мы постоянно видим с книгой. Кроме феминистской злободневности, сериал поднимает также проблемы абьюза, репродуктивного давления — не слишком присущих жанру тем.
Почему именно цвет кожи?
Современную репрезентацию обеспечил и выбор исполнителей ролей. Шоураннер Шонда Раймз («Анатомия страсти») использовала технику «слепого» кастинга, во время которого на выбор актера не влияют цвет кожи или раса.
Продюсеры проекта объясняют, что стремились к изображению мира, в котором мы живем сегодня: «Цвет и раса — это такая же часть нашего разговора, как социальный класс, пол и сексуальность».
И пока медиа пишут об этом как о новой норме, а «Оскар» буквально обязывает брать в каст или на съемочную площадку представителей национальных меньшинств, людей в интернете это продолжает изрядно беспокоить.
Как и в случае с римейком диснеевской «Русалочки» (на главную роль утвердили темнокожую актрису), постановкой «Гарри Поттер и Проклятое дитя» (взрослую Гермиону Грейнджер играла — ужас! — африканка), «Бриджертоны» спровоцировали волну хейта с расистским оттенком в интернете (особенно в русскоязычном сегменте). Прецеденту посвящен основательный материал киножурналистки Марии Кувшиновой, в котором она задает очень неудобный для многих вопрос: почему в погоне за так называемой исторической правдивостью аудиторию до сих пор больше всего триггерит именно цвет кожи?
«Почему вы можете принять "неаутентичную" белизну зубов, но не можете принять "неаутентичный цвет кожи? Почему для вас важнее, что у приглашенной на роль Русалочки актрисы Холли Бэйли темный цвет кожи, а не то, что она, например, прекрасно поет? И как называется предубеждение, при котором цвет кожи является первой и последней характеристикой человека?».
К счастью, одновременно с этим театром абсурда сеть без ума от исполнителя главной мужской роли в «Бриджертонах» — лондонского актера зимбабвийского происхождения Реге-Жана Пейджа. А пока герцог Гастингский дерзко ворует сердца зрительниц, Твиттер грезит кандидатурой Пейджа на роль следующего Джеймса Бонда. Скрестили пальцы!
Не просто секс
Эротики в сериале много. И это еще одно принципиальное отличие «Бриджертонов» от традиционной костюмированной драмы эпохи Регентства, где самым сексуальным моментом было бы случайное прикосновение рук или полный страсти взгляд.
Секс в сериале является важным выразительным средством, помогающим, в частности, раскрыть образ главной героини — Дафны Бриджертон. Чем раскованней она становится в течение сезона, тем больше имеет силы и контроля над своей жизнью. Актриса Фиби Дайневор, кстати, называет свою героиню «феминисткой, которая родилась не в то время» и радуется, что благодаря Дафне сексуальность в «Бриджертонах» имеет и женскую оптику тоже.
Все эротические сцены в сериале были поставлены и тщательно проработаны заранее под наблюдением интимного координатора. Эта должность уже давно не редкость на западных съемочных площадках. Координаторы следят также, чтобы сцены секса были сняты без дискомфорта для участников процесса. Поэтому страсть между Дафной и Саймоном — ничто иное, как замечательная актерская игра.
Но и здесь не обошлось без скандала. Чтобы рассказать, что к чему, должны углубиться в определенные детали сюжета, поэтому будьте готовы к спойлерам.
Дело в том, что главный герой из-за жестокости отца поклялся никогда не иметь детей — чтобы не продолжать род герцогов Гастингских. Но жене он говорит, что не может иметь детей, и использует прерванный половой акт в качестве контрацепции. У Дафны же из-за нехватки сексуального образования это поначалу не вызывает подозрения, но как только девушка осознает, что Саймон не является до конца честным, происходит смена позиций в прямом и переносном смысле.
Кто-то в этом видит вполне оправданный с этической точки зрения шаг — ведь ложь Саймона делала невозможным осознанное согласие на брак и секс со стороны Дафны. А кто-то определяет сцену, в которой жена берет на себя инициативу, как изнасилование.
Автор романов Джулия Куин удивляется, что внимание на эту сцену обратили только сейчас. И порадовалась тому, что теперь важность согласия на секс понимают гораздо больше людей, чем когда книга вышла.
Почему это хит?
Бум вокруг «Бриджертонов» частично обусловлен тем, что под капотом этой, на первый взгляд, обычной мыльной оперы скрывается актуальное и глубокое высказывание. Но самое главное, популярность сериала — прямое доказательство того, что общество устало от драм и сложных тем. То, что было нужно зрителям в конце тяжелого 2020-го — это окунуться в мир придворных интриг, полюбоваться изящными платьями и эротическими сценами.
Серия книг состоит из восьми томов, каждый из которых посвящен отдельному потомку семьи Бриджертонов. Следовательно, есть все шансы, что мы увидим целых восемь сезонов этого ужасно аддиктивного зрелища. Следующий уже анонсировали.