В Минэкономики объяснили, почему цены на товары и услуги могут расти в разные месяцы

В январе-мае 2024 года инфляция замедлилась до 2% — это самый низкий уровень за последние годы и даже близкий к динамике в некоторых европейских странах. В то же время в определенные месяцы ускорился рост цен на товары и услуги.

Об этом говорится в обзоре Министерства экономики.

Как пояснили в ведомстве, текущая «вялость» цен стала отражением изменений в структуре экономики во время войны — «подавленный» потребительский спрос не покрывал постепенное восстановление внутреннего предложения, в частности из-за хорошего урожая 2023 года и импорта. Это и обеспечило насыщенность рынка при сохранении ограниченных возможностей экспорта.

В то же время временный профицит предложения лишь частично сдерживает инфляцию, а это означает, что в разные месяцы могут преобладать по своему влиянию другие факторы продовольственного рынка, в частности сезонность, которая и дальше определяет цены.

Так, в мае этого года цены на пищевые продукты и безалкогольные напитки имели более высокие темпы, чем потребительские цены в целом — 0,9% и 0,6% соответственно. Это типично для отечественного потребительского рынка, добавили в ведомстве.

Кроме того, все сильнее ощущается давление со стороны затратных факторов, в частности из-за:

  • вынужденной затратной адаптации бизнеса к работе в условиях ограниченного электроснабжения;
  • удорожания логистики;
  • повышения закупочных цен на сырье;
  • более высоких затрат на содержание персонала, в том числе на обеспечение безопасности труда и т.п.

Все это в итоге отразилось как на ускоренном росте цен на товары с более высокой добавленной стоимостью, так и на удорожании услуг, объясняют в Минэкономики.

В частности, общий рост потребительской инфляции на протяжении пяти месяцев почти на 60% сформировался повышением цен:

  • в сфере здравоохранения (в частности, из-за ускоренного роста цен на лекарства);
  • на питание вне дома;
  • на услуги парикмахерских;
  • на интернет;
  • на покупку автомобилей, обслуживание и страхование автотранспорта;
  • на табачные изделия, одежду и обувь, приборы и товары для личного ухода.

В настоящее время в Минэкономики наблюдается усиление влияния на потребительские цены фактора сезонности, который должен проявить себя в снижении или по крайней мере в существенном ограничении темпов роста.