В Минэкономики объяснили, почему цены на товары и услуги могут расти в разные месяцы
В январе-мае 2024 года инфляция замедлилась до 2% — это самый низкий уровень за последние годы и даже близкий к динамике в некоторых европейских странах. В то же время в определенные месяцы ускорился рост цен на товары и услуги.
Об этом говорится в обзоре Министерства экономики.
Как пояснили в ведомстве, текущая «вялость» цен стала отражением изменений в структуре экономики во время войны — «подавленный» потребительский спрос не покрывал постепенное восстановление внутреннего предложения, в частности из-за хорошего урожая 2023 года и импорта. Это и обеспечило насыщенность рынка при сохранении ограниченных возможностей экспорта.
В то же время временный профицит предложения лишь частично сдерживает инфляцию, а это означает, что в разные месяцы могут преобладать по своему влиянию другие факторы продовольственного рынка, в частности сезонность, которая и дальше определяет цены.
Так, в мае этого года цены на пищевые продукты и безалкогольные напитки имели более высокие темпы, чем потребительские цены в целом — 0,9% и 0,6% соответственно. Это типично для отечественного потребительского рынка, добавили в ведомстве.
Кроме того, все сильнее ощущается давление со стороны затратных факторов, в частности из-за:
- вынужденной затратной адаптации бизнеса к работе в условиях ограниченного электроснабжения;
- удорожания логистики;
- повышения закупочных цен на сырье;
- более высоких затрат на содержание персонала, в том числе на обеспечение безопасности труда и т.п.
Все это в итоге отразилось как на ускоренном росте цен на товары с более высокой добавленной стоимостью, так и на удорожании услуг, объясняют в Минэкономики.
В частности, общий рост потребительской инфляции на протяжении пяти месяцев почти на 60% сформировался повышением цен:
- в сфере здравоохранения (в частности, из-за ускоренного роста цен на лекарства);
- на питание вне дома;
- на услуги парикмахерских;
- на интернет;
- на покупку автомобилей, обслуживание и страхование автотранспорта;
- на табачные изделия, одежду и обувь, приборы и товары для личного ухода.
В настоящее время в Минэкономики наблюдается усиление влияния на потребительские цены фактора сезонности, который должен проявить себя в снижении или по крайней мере в существенном ограничении темпов роста.
- Поделиться: