Какие программы предлагает государство и банки, чтобы украинцы увидели свет в конце тоннеля

Более десяти лет разговоров и публичных дискуссий об энергонезависимости и энергоэффективности имели все шансы так и остаться разговорами, если бы российская армия не уничтожила более половины украинской электрической генерации.
Из-за бомбардировок, обстрелов и оккупации энергетических объектов Украина осталась только с 20 гигаваттами мощностей — до начала войны было 55 ГВт. Ситуация стала критической за последние три месяца: только с марта россияне умножили на ноль 9,2 ГВт мощностей.
Как обезопасить себя, хозяйство или предприятие в условиях энергетического кризиса — рассказывает hromadske.
Электропитание должно быть комплексным
Сейчас об энергетической безопасности и автономной генерации думают все — власти, бизнес и граждане. Кто-то позаботился о необходимых технологических решениях раньше времени, а кто-то должен как можно быстрее заняться этим теперь.
Дешевого и быстрого выхода из электрокризиса в формате «с сегодня на завтра» не существует. Большинство доступных решений либо занимают много времени, либо нуждаются в значительных инвестициях.
«Если можете установить энергооборудование — это непременно следует сделать, — советует Геннадий Рябцев, эксперт по энергетике и профессор Киево-Могилянской школы управления. — Внешняя ситуация будет ухудшаться, выключение света будет по 10–12 часов в сутки».
К тому же путь к членству в Европейском Союзе обязывает Украину развивать зеленую энергетику. Так или иначе правительство продвигает предпринимателям и населению идею закупки солнечных батарей и ветряных мельниц. Однако те же солнечные батареи нужно импортировать — украинский рынок не может предложить модели собственного производства в достаточном количестве.
Желающие обеспечить себе надежный доступ к электричеству могут обратить внимание на решения, основанные на использовании газа: газопоршневые и газотурбинные установки. Правда, это недешевое решение. Да и для государства оно проблематично, поскольку формирует дополнительный спрос на газ.
Михаил Гончар, президент центра глобалистики «Стратегия XXI», отмечает: «Ухватимся ли мы за газовые турбины или за солнечные панели — в энергетике нужна диверсификация ресурсов» .
Во всяком случае, только проактивная позиция поможет решить проблему с «электрохарчуванням» — так сейчас в соцсетях в шутку называют периоды включения света. Каждая компания, домохозяйство или ОСМД должны решить, как им действовать. И ради этого следует разобраться, какие сейчас рыночные реалии и какие средства подойдут в определенной ситуации.

Продуктовый набор от государства
Уже в июне из-за критической ситуации с доступом к электричеству динамика ВВП замедлилась до 1,1%, угрожая Украине остановкой экономического обновления. Таким числам не рады партнеры Украины, которые в обмен на международные программы помощи рассчитывают на позитивную динамику в экономике.
Кабинет Министров сформировал Фонд поддержки энергетики, куда вносят вклады государства и организации-партнеры. На сегодня объем фонда составляет около 494 миллионов евро. Скорее всего, этот фонд будет финансировать системное восстановление большого поколения — вроде Трипольской ТЭС в Киевской области.
Впрочем, очевидно, этого недостаточно для кардинального изменения ситуации. К примеру, стоимость одной идеи президента Зеленского централизованно построить 1 ГВт мощностей газовой генерации в этом году стоит 700 миллионов долларов .
Вместе с тем правительство предлагает и несколько розничных инструментов:
- Льготная программа кредитования «5–7–9%» для малого и среднего бизнеса, предусматривающая кредиты в размере до 150 миллионов гривен сроком до 10 лет. Фокус программы на газовой электрогенерации, для прифронтовых территорий — отдельные льготные условия кредитования.
- Кредиты для ОСМД и ЖСК размером до 5 миллионов гривен на приобретение солнечных панелей и тепловых насосов, необходимых для горячего водоснабжения при отсутствии электричества в сети. Через государственный фонд энергоэффективности правительство может компенсировать до 70% стоимости проекта.
- Беспроцентные кредиты для граждан на сумму не более 480 тысяч гривен и не дольше 10 лет. Здесь прицел несколько шире: не только солнечные установки и ветряные мельницы, но и накопители энергии. Опыт показывает, что солнечная установка без накопителя не эффективна.
- Кредиты для крупного бизнеса под рыночные ставки: 14–16% годовых, залогом по которым будет выступать само приобретенное за эти средства энергетическое оборудование.
Кстати, Кабмин также призвал бизнес самостоятельно позаботиться об обеспечении собственных потребностей электричеством, включая возможность его импорта.
Свои шаги в этом направлении предприняли и Национальный банк с Верховной Радой. НБУ включил режим стимулирования кредитов для нужд энергетики — таким образом, увеличив возможность банков в полтора раза нарастить кредитный портфель в этой сфере.
Что касается парламента, то он 16 июля принял отмену налога на добавленную стоимость, а также импортных пошлин для поставок энергетического оборудования из-за границы. Например, на рынке газотурбинных и газопоршневых решений доминирует Германия — у нее десятки заводов, производящих такие установки. Заметим, что льготы помогут, прежде всего, в больших поставках оборудования значительной мощности, а не небольших генераторов или аккумуляторов.
Даже такое послабление далось депутатам нелегко. Поскольку законопроект вызывал дискуссию среди парламентариев, его голосовали «в пакете» — в энергетический компонент добавили отмену НДС и пошлины для импорта противоминных технологий, а также оборудования для радиоэлектронной борьбы. Военные компоненты сделали документ обязательным для голосования.
Михаил Гончар из центра «Стратегия XXI» относится к таким изменениям со сдержанным оптимизмом: «Правительственные программы по энергоэффективности улучшат ситуацию с доступом к электричеству, но быстрого эффекта не будет» .
Эксперт по международным и безопасным отношениям добавляет, что в такой стратегии следовало бы учесть территориальную специфику, ведь у каждого региона есть свои нюансы. Скажем, богатая торфом Волынская область нуждается в технологических решениях на базе торфа, тогда как ряд программ сфокусированы на солнечных панелях, а они там будут менее эффективны.
Операторами правительственных программ в основном являются банки. Так, 17 коммерческих банков — как государственных, так и частных — подписали 26 июня меморандум о льготном кредитовании энергетических проектов разного масштаба.
Традиционно банкам интереснее сталкиваться с меньшим количеством крупных заемщиков, а не с большим количеством маленьких. Так что на уровне отдельного человека, квартиры или частного дома найти удобное кредитное решение будет гораздо труднее.
Если же заемщиком выступает уже ОСМД — ситуация с доступом к ссудам лучше. Уже с 20 июля ОСМД и жилищно-строительные кооперативы смогут получить кредит по программе «5-7-9%». Это значительно выгоднее обычного потребительского кредита, например для покупки бытовой техники.

Местная кухня
Электрокризис нуждается не только в централизованных решениях на уровне правительства, но и локальных на уровне администраций. На местах лучше знают, что нужно именно их селу, громаде, району, городу или области.
Закупки нового энергетического оборудования уже начали города с большими бюджетами. К таким закупкам уже приступили Львов, Одесса и Киев. К примеру, столичная муниципальная компания «Киевтеплоэнерго» закупила 15 австрийских мини-ТЭЦ INNIO Jenbacher у словацкой компании KTS Engineering за 1,12 миллиарда гривен. В общей сложности они прибавят 60,5 МВт мощности. Подобные решения придадут энергетикам возможности, однако вряд ли закроют все проблемы большого города. Для сравнения, только кондиционеры в столице нуждаются в 350 МВт. Если бы киевляне, чей долг за коммунальные услуги сейчас составляет 7,5 миллиарда гривен, еще и рассчитались по этим обязательствам, город имел бы значительно больший ресурс для покрытия потребностей в электричестве.
В вопросах энергоэффективности критически важна экспертиза. Не все понимают, какое именно оборудование уместно в той или иной ситуации, а стоимость ошибки слишком высока, в том числе с точки зрения пожарной безопасности. Поэтому некоторые украинские города закрывают потребности громад в энергооборудовании, работая с государственным Фондом энергоэффективности.
Ключевой программой Фонда является «Энергодом», что работает по принципу «70/30»: ОСМД или ЖСК получает компенсацию до 70% стоимости проекта. Операторами программ сейчас являются пять банков: «ПриватБанк», «Укргазбанк», «Ощадбанк», «Глобус» и «Кредобанк». Заявки можно подать через мобильное приложение «Дія». Пресс-секретарь организации Марина Ананьина уточняет: «На поквартирном уровне мы не работаем, только с ОСМД» .
Фонд энергоэффективности дает около миллиона гривен на солнечные панели. А еще — на тепловые насосы, чтобы было горячее водоснабжение при отсутствии электричества.Марина Ананьина, пресс-секретарь Фонда энергоэффективности
Львов дополнительно к этим средствам может прибавить 1 миллион гривен из собственного бюджета. А вот Житомирская городская администрация предлагает компенсацию процентов по кредитам, если ОСМД привлекает ссуду, чтобы покрыть оставшиеся расходы по проекту. Также с Фондом энергоэффективности сотрудничают Николаев, Одесса, Луцк, Чортков и Новояворовск.
Хотя желающих присоединиться к программе городов уже немало, становится неотложной проблема привлечения новых средств для программ Фонда энергоэффективности. На конец марта на его счетах было всего 2,1 миллиарда гривен, что не позволит удовлетворить все запросы.
У Киева тоже есть договоренность с этим фондом, но столичная администрация во главе с Виталием Кличко предпочитает сохранять самостоятельность от центральной власти. Город предлагает собственную версию программы «70/30»: 70% стоимости энергооборудования для ОСМД или ЖСК оплатят из местного бюджета, в то время как сами жители дома выложат всего 30%.
Когда полученные средства можно не возвращать, спрос на них становится слишком большим. Да и для администрирования подобных программ требуются специалисты. Чтобы решить эту проблему, ассоциация «Энергоэффективные города Украины» создала «Револьверный фонд городов». Его название намекает на то, что денежную помощь придется вернуть.
«РФМ» получает от города деньги, которые оттуда может бесплатно ссудить ОСМД сроком на 12 месяцев. Когда средства возвращаются в фонд, он может выдать их снова следующему заемщику.
«Мы нацеливаем громады использовать средства фонда на энергоэффективность, экомодернизацию и климатическую тему, а на что именно и в каких объемах — определяет сама громада, которая передает свои средства», — объясняет Сергей Кошарук, менеджер программы “Револьверный фонд городов”. Он отмечает: «Большие инфраструктурные проекты за эти деньги не сделаешь, но для старта очень неплохо» .
Больше всего операций с «РФМ» провели Ковель, Новояворовск, Костополь и Нововолынск. А вот Львовская городская администрация уже внесла в фонд 1 миллион гривен и планирует внести еще столько же.
«Краматорск по понятным причинам менее активен, а Каменец-Подольский по политическим причинам приостановил сотрудничество», — отмечает Кошарук.
Хотя это и не очевидно из названия, «Револьверный фонд городов» работает и с селами. Это уже делает, например, Дубовская громада в Волынской области.

Рассчитайте, пожалуйста
Ключевой составляющей экосистемы энергетических проектов стали банки. Они и сотрудничают с правительством или негосударственными фондами и кредитуют потребности клиентов собственными средствами.
Банкиры утверждают, что возможностей для покрытия потребностей достаточно. Едва ли не каждый желающий может взять кредит — включая варианты, когда даже нет требования внесения залога.
В то же время проблема заключается в том, что 80% украинских компаний не понимают, как им пройти через кризиа в энергетике, — поделился во время обсуждения в «Финансовом клубе» Денис Самчук из государственного «Ощадбанка». Для понимания ситуации среди клиентов в «Ощаде» провели опрос 300 представителей среднего бизнеса.
65% и подавно сказали, что для них отключение электроэнергии — это критически и близко даже к банкротству бизнеса.Денис Самчук, заместитель директора департамента в «Ощадбанке»
Михаил Гончар из центра «Стратегия XXI» добавляет: «Уничтожение электрогенерации бьет, прежде всего, по промышленному производству. Цементное производство энергоемкое, металлургия, сахарное производство». Страдают также предприятия, имеющие холодильное оборудование и системы для выращивания, кормления животных.
Так какие банковские инструменты будут полезны во время энергетического кризиса? Традиционно популярным продуктом является государственная программа «5-7-9%», которой может пользоваться и бизнес, и ОСМД. Эта программа для малого и среднего бизнеса была запущена еще в 2020 году во время пандемии COVID-19. С тех пор она неоднократно менялась, а теперь приобрела вес в условиях энергетического кризиса.
Евгений Заиграев, член правления «ПриватБанка» по вопросам корпоративного бизнеса и МСБ, рассказывает: «В рамках программ “5–7–9%” сегодня мы прорабатываем более 280 заявок малого и среднего бизнеса в общей сложности около 300 миллионов гривен. Потенциальный объем финансирования проектов корпоративного бизнеса составляет более 3,5 миллиарда гривен».
Правда, будущее программы «5–7–9%» будет зависеть от того, получит ли она дополнительное финансирование — Нацбанк уже заявил, что государству в настоящее время не хватает средств на льготные кредиты для компаний.
Некоторые банки, такие как государственные «Ощад» и «Укргазбанк», предлагают кэшбек от Европейского банка реконструкции и развития на закупку оборудования. Речь идет о возврате 15–30% средств — приоритет будет предоставляться бизнесам, пострадавшим от боевых действий или имеющим среди работников ветеранов.
Некоторые кредиты финансируют и другие иностранные и международные учреждения, например правительство Германии и ООН. Они рассчитаны на разные категории заемщиков. В «Укргазбанке» есть программа для крупных компаний, которым нужен кредит от 150 миллионов гривен и до 1,8 миллиарда. В первый год процентная ставка составляет 13,5%, а дальше становится подвижной — будет зависеть от ситуации на рынке.
«Укргазбанк», ко всему, владеет еще и технологической экспертизой — поэтому может провести базовый энергоаудит потребностей предприятия, определив, какое решение стоит купить конкретной компании.
Относительно небольших ссуд для физических лиц, там можно получить беззалоговый кредит до 500 тысяч гривен на приобретение зарядных станций, солнечных панелей, твердотопливных котлов.
Совместно с розничным сектором и крупными заемщиками работает и крупнейший банк страны — «ПриватБанк». К примеру, он уже успел профинансировать закупку трех газогенераторных установок общей мощностью 6,9 МВт на сумму 120 миллионов гривен для одного из производителей продуктов питания.
Для граждан в «Привате» есть программа «Источники энергии». По ней желающие альтернативной энергонезависимости могут взять ссуду на приобретение «зеленого» оборудования, а проценты по ней компенсирует государство. Сумма такого кредита — до 480 тысяч гривен; срок — до 5 лет; авансовый взнос — 10% стоимости оборудования. На такую сумму можно удовлетворить любую личную потребность в оборудовании — от дизельного генератора или домашнего аккумулятора до солнечных батарей.
Другие банки тоже предлагают схожие программы. Банк «Глобус» активно финансирует солнечную энергетику для ОСМД. «Ощадбанк» не только прокредитовал более 100 солнечных проектов, но и восстановление ветровой электростанции на 5 миллионов евро, а еще строительство гидроэлектростанции в Закарпатской области на 4 миллиона евро и закупку несколько газопоршневых станций с мощностью 1 МВт каждая.
Французский Crédit Agricole, фокусирующийся на аграрном секторе, предлагает кредиты на солнечные электростанции от компании Rayton: процентная ставка 7,95% в гривне, срок до 5 лет, первоначальный взнос — 20% стоимости проекта.
Важно заметить, что в случае установки такого оборудования у компании может быть даже избыток электричества — тогда его можно продавать на рынке, получая за это средства. Это и есть принцип децентрализованного электричества.
Собственный рецепт
Если для бизнеса закупка необходимых электрических решений — задача прежде всего для финансового отдела, то для многоэтажных домов — это тест на умение договариваться.
К тому же, договариваться можно не только домом, а кварталом или даже районом. Теоретически такой подход мог бы быть удивительно эффективным, ведь мини-ТЭЦ или газопоршневая установка вполне может удовлетворить потребности небольших громад.
Если полагаться исключительно на правительство и власть на уровне городов и областей, ждать решения проблем придется долго. Обществам и компаниям следует взять на себя часть ответственности за выход из электрокризиса и помочь государству с энергетической децентрализацией, считает Михаил Гончар из центра «Стратегия XXI».
Для начала человеку или бизнесу следует определиться, какое решение нужно и каким образом его целесообразно финансировать. Следует учесть, например, есть ли потребность в функционировании лифта и другого затратного оборудования. Или на какой режим электропитания должна быть рассчитана система: 24/7; только часы работы в будни; критические часы утром и вечером и т. д.
Люди себя ограничивают во всем, чтобы приобрести необходимое энергооборудование. Проблемы ухудшатся в отопительный сезон, хоть и не столь сильно, как кажется. Надо это объяснять, а не формировать у населения завышенные ожидания.Геннадий Рябцев, профессор Киево-Могилянской школы управления
Источники питания для дома от брендов Bluetti или EcoFlow могут стоить более 40 тысяч гривен за 1 кВт мощности. Цены на дизельные генераторы тоже начинаются с этой суммы. Солнечные панели для многоэтажного дома могут обойтись в 1 миллион гривен. Газогенераторная установка мощностью 2,3 МВт может стоить около 40 миллионов гривен.
В конце концов, отталкиваться придется и от прогнозов, которые в условиях войны довольно шатки. Но уже сейчас все больше людей становится понятно, что «как было — уже не будет». Так что, хотя и без лишнего пессимизма и паники, надо готовиться к ближайшему будущему, которое точно будет нелегким.
Президент центра «Стратегия XXI» Михаил Гончар предусматривает: «Ситуация будет оставаться проблемной не только осенью-зимой, но и всего на протяжении всего 2025 года. Рост ВВП по меньшей мере замедлится, а в худшем случае произойдет его падение».
- Поделиться: