Капуста дороже на 170%. Это уже край, или цена на овощи и дальше будет расти

«Почему овощи дорогие? Потому что их некому собирать, а еще, некому возить. К тому же неурожай, потому что там, где раньше был хороший урожай, — там сейчас или война, или оккупация», — так продавщица Татьяна объясняет цены на овощи, которыми она торгует на столичном рынке «Днепр». Татьяна продает несколько сортов картофеля — по 35 гривен за килограмм, столько же стоит морковь.
К нашему разговору присоединяется мужчина-пенсионер — начинает рассказывать о засухе. Приобщаются и другие собеседники.
«А что сейчас дешевеет? Сейчас все дорожает, потому что война: что-то разбомблено, что-то уничтожено. Еще и никто не хочет работать, никто не хочет собирать урожай. Это же тяжело — руками надо работать. Людей нет, война же», — комментирует Оксана, она продает яблоки по цене 40-45 гривен за килограмм.
По данным компании EastFruit, сегодня капуста дороже на 170%, чем год назад, морковь — на 120%, картофель — на 80%, свекла — на 40%. «Яблоки высокого качества также дороже на 50%, чем в прошлом году, потому что именно процент качественного яблока у садоводов уменьшился, опять же из-за погодных условий летом», — говорит Александр Хорев, координатор проекта EastFruit Weekly Ukraine.
Официальная статистика говорит об общем росте потребительских цен на 11,2% в этом году, учитывая, что овощи якобы выросли всего на 13,7%. Но в Украинском клубе аграрного бизнеса, где исследуют оптовые цены двух крупных рынков — «Шувар» и «Столичного», — говорят о подорожании картофеля за год в два раза: с 11,5 гривны до 22,5 гривны (ноябрьские цены). Морковь подорожала в три раза, столовая свекла — на 80%, яблоки — на 75%.
Иногда аналитики отмечают, что на самом деле картофель подорожал в три раза. Украинские супермаркеты предлагают его сейчас по ценам от 25 до 40 гривен и даже выше, когда речь идет об элитных сортах.
«В этом сезоне самой большой проблемой была жара. Овощи и фрукты из открытой почвы были испорчены под влиянием засухи, так как далеко не все агрокомпании имеют возможность использовать мелиоративные системы, их недостаточно сегодня», — объясняет Максим Гопка, аналитик УКАБ.
«О существенном росте цен в Украине в этом сезоне следует говорить преимущественно в разрезе овощей борщевого набора. Но есть и исключения. Площади под овощами были достаточными, но засушливая погода с экстремальными температурами в течение всего июля 2024 года существенно снизила урожайность всех культур. Во многих хозяйствах собрали меньше половины запланированных объемов», — отмечает Александр Хорев из EastFruit Weekly Ukraine.
Как война и погода влияют на урожай овощей и фруктов
Хотя в первой декаде декабря цены на картофель и яблоки несколько просели, по данным East Fruit, покупателям не стоит надеяться на дешевые витамины. Что же произошло?
В довоенный 2021 год в Украине овощи выращивали на 460,8 тысячи га, собрали почти 10 миллионов тонн урожая. Уже в 2023 году овощи посеяли всего на 396,7 тысячи га, собрали соответственно 8,3 миллиона тонн. Причем Николаевская область интенсивно нарастила выращивание помидоров (Херсонская, которая до полномасштабной войны являлась томатным лидером, частично оккупирована или заминирована).
Аграрный эксперт Иван Томич отмечает, что в этом году площади под посевы овощей и фруктов уменьшились еще как минимум на 30%, а если учесть еще и засуху, то урожай может упасть еще более чем на 30%. «Если ты не садил, то и нечего собирать», — говорит он.
Из-за проблем с засухой, когда в июле и в августе была аномальная жара, потери товаропроизводителей на полях, например, на юге Украины, достигали более 30%, отмечает Денис Марчук, заместитель главы Всеукраинского аграрного совета.
Если говорить об отдельных культурах, то урожайность картофеля упала вдвое по сравнению с предыдущим годом и колеблется в пределах 15-25 т/га вместо 35-60 т/га обычно. Механизированный сбор картофеля столкнулся с теми трудностями, что слишком сухая почва превратилась в грудки, которые не может обработать картофелеуборочная машина, ведь она просто застревает в такой земле.
Отнюдь не лучше ситуация с капустой. Фермер Вадим Сивак, который выращивает капусту в Винницкой области, говорит, что в прошлом году 1 га давал 50 тонн капусты, в этом же году — всего 15 тонн, то есть практически втрое меньше.
В этом году некоторые фермерские хозяйства в Украине — овощная индустрия на 88,5% состоит из небольших семейных ферм, а не крупных агрохолдингов — собирали урожай лука в ноябре, хотя позже всего это нужно делать в сентябре. Много капусты и столовой свеклы осталось на полях. Причина — нехватка людей и техники.
«А сейчас уже снег, ничего делать в полях нельзя», — говорит аграрный эксперт Иван Томич.
Обычно, когда речь идет о внутреннем неурожае, здесь на помощь должен прийти импорт, но дело в том, что цены импортных овощей и фруктов тоже растут. Так, в ноябре мировые цены на продовольствие достигли 19-летнего максимума, а Индекс продовольственных цен ФАО вырос в ноябре на 5,7% в годовом исчислении. Это происходит при тех обстоятельствах, когда Украина вынуждена была за 10 месяцев 2024-го увеличить импорт картофеля на 90% из-за отсутствия своего собственного. А импортный более дорогой, потому что его еще нужно привезти.
«Традиционно мы импортируем всю экзотику и цитрусовые. Здесь мы внутренним производством никак не поможем — не тот климат. А в последние осенние, зимние и первые весенние месяцы мы импортируем более 90% потребности тепличных огурцов и помидоров. В Украине, при таких ценах на энергоносители, из-за девальвации, войны (разрушения, оккупация, блэкауты) выращивать тепличные овощи в прохладный сезон — нереально. На сегодня огурцы и томаты дороже на 40%, чем в прошлом году, но от местного производства эти ценники не зависят», — говорит Александр Хорев, координатор проекта EastFruit Weekly Ukraine.
Учитывая, что растут цены именно на борщевой набор, а картофель и овощи на борщ — не только основа рациона многих семей, но и военных в армии, пора признать, что государственные закупки еды в нынешних масштабах тоже двигают цены вверх.
Так, в Казатине Винницкой области волонтеры проекта «Мамин борщ» с июня 2022-го готовят на фронт сухие борщи, но если тогда себестоимость такого обеда составляла около 60 гривен, то сейчас — вдвое дороже.
«Другой фактор роста цен — это повышение стоимости топлива, а также стоимости рабочей силы. С поднятием акциза на топливо цены постепенно выросли, что отразилось на логистике. Из-за нехватки квалифицированных кадров и работников сбор урожая становится дороже», — объясняет Максим Гопка, аналитик УКАБ.
Аграрный эксперт Иван Томич называет еще несколько причин роста цен на овощи и фрукты: рост цен на минеральные удобрения, средства защиты растений, отсутствие достаточной инфраструктуры хранения и транспортировки продукции, доступной для мелких производителей. Если крупные агрохолдинги, как правило, имеют достаточно развитую инфраструктуру, для фермеров это проблема.

Кадры, электричество, техника, бизнес-партнеры — везде проблемы
«Если в прошлом году у меня счет за электроэнергию для использования систем орошения был 40-50 тысяч гривен в месяц, то в этом году — минимально 100 тысяч получалось», — рассказывает Сергей Леонов, руководитель фермерского хозяйства «Ровы Агро» в Вышгородском районе Киевской области. В этом году Леонов выращивал преимущественно бахчевые культуры, но он также занимается облепихой, ежевикой, подсолнечниками и другими культурами.
«Мы планировали в этом году переработку: сушить, дегидрировать фрукты и ягоды, которые мы выращиваем. Приобрели для этого дегидраторы, но при нынешней стоимости электроэнергии ничего в этом плане не двигается. То есть мы купили дорогое оборудование, а оно просто стоит», — говорит Леонов.
В ноябре правительство еще и приняло ряд непопулярных для аграриев решений. Так, программа компенсации стоимости техники отечественного производства была уменьшена на 99,8 миллиона гривен (изначально было заложено 1 миллиард гривен), а компенсацию расходов на гуманитарное разминирование земель — на 2 миллиарда гривен в государственном бюджете 2024 года (было заложено 3 миллиарда).
«Овощная техника — например, комбайн, который занимается сбором картофеля или моркови, — очень дорогое оборудование, еще и преимущественно импортное, а государственная программа действует только в отношении отечественной техники, она недостаточна. В условиях, когда большинство средств идет на Вооруженные силы Украины, каких-то системных поддержок, дотаций нет», — отмечает Денис Марчук из ВАС.
Что касается разминирования, то с начала года, по данным Министерства экономики, в рамках программы приоритетного разминирования сельскохозяйственных земель было обследовано более 309 тысяч гектар угодий. Но этого недостаточно, проблема заминирования земель никуда не исчезла.
«Проблемы никуда не делись, очень тяжелая ситуация, особенно на прифронтовой территории: Херсонская, Харьковская области. Работы там очень много. Если смотреть в целом, то загрязненных, заминированных площадей более 2 миллионов га, поэтому очень важно продолжать работу с международными гуманитарными организациями, которые могли бы через свои финансовые программы поддерживать саперные группы», — говорит Марчук.
О дефиците кадров hromadske рассказали не только на киевском базаре «Днепр», но и в аграрном предприятии «Ровы Агро». «Сейчас нереально заменить механизаторов, которых забирают в армию. Одно дело — тяжело работать на технике, а другое — суметь ее отремонтировать. Подготовка квалифицированного электрика занимает 5-6 лет, поэтому его так просто не сыщешь. Поэтому в этом году я, наверное, собственноручно поездил прямо на всей технике», — рассказывает Сергей Леонов, руководитель компании.
Он говорит еще об одном факторе, из-за которого растут цены на овощи и фрукты, — это большая маржа торговых сетей, базаров, продавцов. «Мы продавали бахчевые [арбузы] сетям по 4 гривны за килограмм, а потребители их покупали уже по 12 гривен и больше. Супермаркеты увеличивают свою наценку, потому что говорят — вот, электроэнергия дороже, мы работаем от генератора. Если раньше они прибавляли маржу на уровне 35-40% к товару, то сейчас по разным категориям могут прибавлять 100%».
Соответственно, фермерские хозяйства остаются недоинвестированными, пока организованный ритейл зарабатывает свои доходы.
Как помочь аграриям?
При ухудшении рыночной ситуации в украинской индустрии овощей и фруктов по-новому актуальными становятся программы государственной поддержки для фермеров, но, очевидно, в условиях ограниченного государственного бюджета, который должен финансировать Силы обороны, такие программы не могут быть слишком большими.
Поэтому аграрный эксперт Иван Томич советует обращаться к партнерам из Европейского Союза за помощью, ведь сейчас Украина имеет настоящий продовольственный кризис в сегменте овощей и фруктов.
«ЕС мог бы помочь сельским хозяйствам с посевным материалом, разработать соответствующую программу — например, это может быть программа семенного картофеля, ведь селяне могут посадить картофеля в разы больше, чем сейчас», — подчеркивает Томич.
Денис Марчук из ВАС говорит о важности доступного финансирования для аграриев. «Кредитная программа 5-7-9 заканчивается в марте 2025 года, нужно, чтобы она все же была продлена — тогда товаропроизводители будут иметь оборотные средства, чтобы проводить хозяйственную деятельность, выращивать культуры и продавать их, а у государства будет валютная выручка [и налоги], в то время когда аграрий впоследствии рассчитается по кредиту».
По мнению фермера Сергея Леонова, Украине необходима государственная программа поддержки качества почв. А еще фермеры не понимают будущего спроса на их продукцию, что делает сложным любое бизнес-планирование.
«У нас каждый год перекос из-за этого, поэтому государство должно давать прогноз, сколько нам нужно картофеля, огурца и всего остального, тогда фермеры смогут это анализировать и делать планирование. Это очень большая проблема», — отмечает Леонов.
Дальнейшему росту цен быть?
Украине следует готовиться, что цены на основные овощи и фрукты будут расти в ближайшие месяцы. Поэтому, если есть возможность их хранить, их следует приобрести заранее.
Обычно большинство позиций борщевого набора дорожают весной, потому что в хранилищах заканчиваются объемы качественной продукции, объясняет Александр Хорев из проекта EastFruit Weekly Ukraine.
«Тогда мы импортируем необходимые объемы, а импорт, как правило, дороже, платить за него нужно в валюте, к тому же гривна продолжает терять свои позиции. Мы не исключаем, что во второй половине текущего сезона станет дороже и лук, потому что качественный просто закончится у местных производителей до марта-апреля. А первый лук нового урожая мы можем получить традиционно в начале июня», — отмечает эксперт.
Поскольку отечественной продукции недостаточно, импортную начнут завозить раньше весны, это уже начали делать, говорит Максим Гопка, аналитик УКАБ. Цены имеют шансы подняться также в ближайшее время.
«Зимой будет плюс 15% к цене, включительно до того момента, пока не появятся предложения украинских тепличников, а это апрель, май», — говорит Денис Марчук, заместитель главы Всеукраинского аграрного совета.
- Поделиться: