Подкуп голосов, фальсификации и российские деньги. Что известно о выборах президента и референдуме в Молдове

Президентские выборы в Молдове проходили в достаточно напряженной атмосфере — до последнего разрыв между кандидатами был незначительным, хотя лидером, как и прогнозировалось, оставалась действующая глава страны Майя Санду.
Еще больше напряжения было вокруг референдума по вступлению Молдовы в ЕС, который провели в тот же день, 20 октября. Пока Центральный избирательный комитет страны не подсчитал 98% голосов, количество противников дальнейшей евроинтеграции превышало ее сторонников. Но со временем ситуация изменилась.
Президентские выборы и референдум сопровождались подкупом голосов, заявлениями о фальсификации и нагнетанием российской пропаганды. Как это все наконец закончилось — разбиралось hromadske.
Кандидаты
Граждане Молдовы выбирали следующего президента страны среди 11 кандидатов:
- Майя Санду — действующая лидер государства, которая ведет активную проевропейскую политику, а при ее каденции страна даже получила статус кандидата на вступление в ЕС.
- Александр Стояногло — бывший генеральный прокурор страны, представитель пророссийской “Партии социалистов Республики Молдова”, имеет гагаузское происхождение. В 2021 году его обвиняли в коррупции.
- Ренато Усатый — лидер евроскептической и пророссийской «Нашей партии». Имеет российское гражданство и был обвинен в угрозах высшему руководству страны в 2015-м.
- Андрей Нэстасе — председатель и основатель Партии «Платформа “Достоинство и правда”», бывший соратник, а ныне критик и конкурент Майи Санду.
- Октавиан Цыку — бывший боксер, член парламента Молдовы с 2019 года. В 2013 году был министром молодежи и спорта.
- Ион Кику — бывший премьер-министр Молдовы, был советником пророссийского президента Игоря Додона.
- Ирина Влах — депутат парламента Молдовы с 2005 года, до 2015-го принадлежала к Коммунистической партии Молдовы, выступала за сближение с россией, хотя позже начала говорить, что будущее Молдовы — в Европе.
- Василий Тарлев — бывший премьер-министр Молдовы, сопредседатель партии «Возрождение». По данным СМИ, ездил в Москву, а его имя «обсуждали в москве в списке тех, кто мог бы быть пророссийским кандидатом в президенты».
- Наталья Морарь — журналистка, которой из-за расследования «Черная касса кремля» на четыре года запретили въезд в россию. В 2023 году инициировала встречи оппозиционных политиков для поиска «единого кандидата» от оппозиции. В конце концов объявила, что будет баллотироваться в президенты.
- Тудор Ульяновский — министр иностранных дел и европейской интеграции Молдовы. Карьерный дипломат, которого называют «независимым и условно проевропейским кандидатом».
- Виктория Фуртунэ — карьерная прокурор, до сих пор политикой не занималась. О своем выдвижении объявила в «Приднестровье», где записала предвыборный видеоролик и заявила, что вскоре эта территория может стать второй линией фронта. В случае избрания «обещает оградить Молдову от конфликта».

Что пошло не так?
Октябрьский соцопрос WatchDog.MD накануне выборов показал, что большинство избирателей (35,8%) предпочитают Майю Санду, тогда как Стояногло предсказывали 9% голосов, а Усатому — 6,4%.
А относительно референдума социологические исследования говорили, что 55,1% готовы проголосовать за то, чтобы евроинтеграцию внесли в Конституцию Молдовы. Против выступили 34,5% опрошенных, еще 7,9% — ответили, что не определились.
Впрочем, реальные результаты оказались иными.
Так, Санду ожидаемо заняла первое место, набрав 42,45% голосов. Однако ее отрыв от конкурентов оказался не слишком большим: Стояногло набрал 25,98%, а Усатый — 13,79%. А на малой родине Санду, в Фалештском районе, действующая лидер государства заняла лишь третье место. Больше всего голосов здесь отдали за Ренато Усатого.
Еще более неожиданными оказались результаты референдума. Граждан Молдовы спросили: «Вы поддерживаете внесение изменений в Конституцию с целью присоединения Республики Молдова к Европейскому Союзу?».
В случае поддержки преамбулу Конституции должны были бы дополнить следующими словами: «… подтверждая европейскую идентичность народа Республики Молдова и необратимость европейского курса Республики Молдова, провозглашая интеграцию в Европейский Союз стратегической целью Республики Молдова».
Как только начался подсчет голосов, оказалось, что большинство молдаван выступили против конституционных изменений в процессе евроинтеграции. Едва ли не весь вечер 20 октября результаты референдума оставались почти неизменными: 45% за изменения и 55% против.
«Спасла» результаты референдума зарубежная диаспора. Когда начался подсчет голосов из-за границы, ситуация начала выравниваться. Наконец, по состоянию на 12.00 21 октября 50,46% граждан Молдовы поддержали изменения в Конституцию, а 49,54% — нет.
Реакция Санду была довольно неожиданной — она выступила с полутораминутной речью, где заявила, что страна столкнулась с беспрецедентными фальсификациями.
«Молдова столкнулась с беспрецедентной атакой на свободу и демократию нашей страны как сегодня, так и в последние месяцы. Преступные группировки, работающие совместно с иностранными силами, враждебными нашим национальным интересам, атаковали нашу страну десятками миллионов евро, ложью и пропагандой, используя самые позорные средства, чтобы держать наших граждан и нашу страну в ловушке неопределенности и нестабильности.
У нас есть четкие доказательства того, что эти преступные группировки собирались купить 300 000 голосов. Мы ждем окончательных результатов, и мы вернемся с решениями», — сказала Санду и ушла, так и не дав журналистам задать вопросы. А их было много.
российский след
События в Молдове не оставили равнодушной россию, пытавшуюся использовать выборы и референдум в собственных интересах.
Еще за несколько недель до голосования глава Антикоррупционной прокуратуры Молдовы Вероника Драгалин заявляла, что правоохранители обнаружили более 130 тысяч граждан, на чьи счета только в сентябре перевели в общей сложности более 15 миллионов долларов из россии.
Журналисты Bloomberg писали, что средства из рф поступают на карточки банка, связанного с Минобороны россии, а затем подкупленным избирателям посылали в мессенджер Telegram инструкции, как голосовать и распространять ложь о Европейском Союзе на территории Молдовы.
Уже за два дня до выборов вице-премьер-министр Молдовы Кристина Герасимова вновь заявила, что россия потратила почти 100 миллионов евро, пытаясь сорвать президентские выборы и референдум по вступлению в ЕС.
«Нашим партнерам должно быть понятно одно: мы являемся полигоном для испытания новых методов — и все, что сработает в Молдове, будет использовано и в других странах», — заявляла чиновник.
Она также подчеркнула, что для россии крайне важно не дать Молдове вступить в ЕС. Среди прочего, рф распространяет нарратив о том, что членство в блоке равнозначно войне. Герасимова говорит, что из-за вторжения россии в Украину молдаване опасаются голосовать за вступление в ЕС на референдуме.
Не обошлось и без участия пророссийских молдавских политиков. Так, издание NewsMaker пишет, что усилению российских позиций накануне выборов и референдума в стране способствовала коррупционная сеть из проплаченных прокремлевских активистов, созданная бывшим депутатом и бизнесменом Иланом Шором, который скрывается в россии из-за объявления его в международный розыск по делу об «украденном миллиарде».
Публично молдавский бизнесмен и его соратники не называли имени кандидата, которого поддерживают на выборах, однако молдавские журналисты смогли доказать, что Шор связан с по меньшей мере двумя пророссийскими кандидатами — Василием Тарлевым и Викторией Фуртунэ, за которых суммарно проголосовали 116 тысяч молдавских избирателей (7, 8% голосов на двоих).
О российском следе в выборах заявлял также кандидат Октавиан Цыку. Он отметил, что эти выборы не были «ни честными, ни свободными, ни демократическими, а были скомпрометированы за российские деньги».
Кроме того, россия активно действовала в Гагаузии — автономном территориальном образовании на юге Молдовы, которой руководит откровенно пророссийская политик Евгения Гуцул. Этот регион традиционно выступает за сближение с москвой и против евроинтеграции. Например, в марте 2024-го политик ездила в россию и жаловалась на «притеснения» местного населения и просила о «поддержке» москвы. 14 октября ЕС ввел санкции против Гуцул.
В самой россии, где живет немалая молдавская диаспора, люди также активно участвовали в голосованиях, однако большая часть из них отрицательно высказывалась в отношении Майи Санду, поскольку официальный Кишинев разрешил открыть только два избирательных участка для 300 тысяч молдаван в россии.
Что дальше?
Никто из кандидатов в президенты не набрал 50% голосов на выборах, поэтому 3 ноября граждан Молдовы ждет второй тур выборов, где действующая лидер страны будет соревноваться с Александром Стояногло.
Издание NewsMaker пишет, что во втором туре может оказаться почти полное отсутствие проевропейских кандидатов, которые могли бы поддержать Санду, а Стояногло может заручиться поддержкой сразу нескольких кандидатов. К тому же подкупленные избиратели никуда не денутся.
В то же время ряд экспертов и западных изданий указывают на то, что идея связать выборы президента с референдумом по вступлению в ЕС сыграла злую шутку с действующей лидером Молдовы. Очевидно, она таким образом рассчитывала на мобилизацию проевропейских кандидатов, однако такой ход имел обратный эффект.
«С такими выборами, на которых можно купить десятки процентов голосов, нам будет очень тяжело двигаться вперед. Но мы должны извлечь уроки и научиться бороться с этим явлением», — написал на своей странице молдавский политолог Валериу Паша.
Несмотря на значительное влияние российских денег, в Молдове остается немалое внутриполитическое недовольство. В то время как действующий лидер страны активно продвигает идею вступления в ЕС как свой главный политический проект, Стояногло не жалеет обещаний о росте зарплат, пенсий и дешевом газе, а также умеренных отношениях с США, ЕС, россией и Китаем.
В таких условиях популистические, но более прагматические идеи представителя социалистов могут сыграть определяющую роль на фоне переоценки проевропейских настроений среди молдавских граждан со стороны Санду.
- Поделиться: