По зову сердца. Татьяна Овчар о популяризации чтения, волонтерстве и принятии новой себя

По зову сердца. Татьяна Овчар о популяризации чтения, волонтерстве и принятии новой себя

«Я была “плохой” мамой для школы. Ведь при Януковиче бороться за украинский язык в учебных заведениях было непопулярно. Учительницы толкали друг друга локтем, увидев меня издалека, и переходили на украинский. Но между собой продолжали говорить по-русски, некоторые даже уроки вели не на государственном», — вспоминает Татьяна Овчар.

В 2013 году она первой написала заявление об отмене факультатива по российскому языку в школе. За ней на стол положили заявления еще несколько родителей и российский исчез с расписания.

Татьяна встречает меня у своего жилищного комплекса. У женщины спокойный голос и нежная улыбка. На ней темные очки и шапка, ведь на улице прохладно. Под шапкой — новая прическа. Говорит, что привыкает к своим обновленным волосам.

О Татьянином волонтерстве, активизме и борьбе с онко мы говорим в ее любимом кафе, с которым связана отдельная история.

Книга = удовольствие

Когда ее дети подрастали, влюбленная в чтение Татьяна стремилась, чтобы как можно больше малышей полюбило проводить время с украинской книгой. Долго размышляла, как лучше это организовать, и однажды зашла в любимое кафе и предложила провести встречу с детьми «Чтение с удовольствием». Владельцы поддержали идею.

«Мы начали периодически встречаться в кафе за чтением книг. Каждый раз продумывали какие-то активности, вкусности, игры. Пытались устроить так, чтобы у детей запечатлелась ассоциация: книга = удовольствие», — делится она.

Вместе с детьми и взрослыми Татьяна пытается найти скрытые смыслы в народных сказках.

«Кто такие мыши и петушок в сказке "Колосок"? Мыши — это же дети. Они все время играют. А петушок — взрослый, поэтому он работает. А почему у петуха дети — мышата, а не цыплята? Возможно потому, что они приемные. Таким образом, в сказке говорится о нормальности усыновления. Есть разные варианты окончания сказки. Петух либо делится хлебом с мышками, либо нет. И это тоже о методах воспитания. А еще эта сказка — передача знаний о том, как приготовить хлеб», — рассуждает Татьяна.

И тема усыновления, и тема выпечки хлеба стали как никогда актуальны во время войны.

Последняя встреча клуба «Чтение для удовольствия» прошла 19 февраля 2022 года. В воздухе уже ощущалась опасность. Читали с 7 и 8 классами революционную поэзию.

«Дети в конце встречи сказали, что им очень понравилось, но попросили в следующий раз приготовить какую-нибудь веселую книгу. Я обещала и понимала, что, может быть, не смогу выполнить обещание», — вспоминает Татьяна.

«Мы понимали, что здесь нужны будут руки»

Татьяна Овчар родилась и выросла в Богуславе. И хотя уже много лет живет с семьей в Киеве, Богуслав остается для нее важной частью жизни.

Ранее Татьяна со своим супругом Денисом занималась развитием зеленого туризма в Богуславе. Отремонтировав родительский дом, превратили его в усадьбу «Два кота». Туда съезжались путешественники и прогрессивные люди. А с началом полномасштабного вторжения усадьба стала убежищем для переселенцев.

«Каждые полчаса был звонок с вопросом, можно ли снять номер. Мы пускали за донат для ВСУ, если было место. Спали даже на полу. Однажды ночью в доме находились 27 человек», — вспоминает Татьяна.

Сама она с семьей решила оставаться в Киеве.

«Мы понимали, что здесь будут нужны руки. Потому сделали накануне запасы продуктов. С детьми провели беседу на случай оккупации. Сказали им: "Если вдруг оккупация — вы забываете украинский язык". А младшая дочь спрашивает: “А что мне делать? Я же не знаю российского”», — делится женщина.

Когда из Киева массово эвакуировались, в супермаркете неподалеку от Татьяниного дома некому было работать. Поэтому они с мужем принялись помогать выкладывать продукты.

«Я просила людей, чтобы они оставляли какие-то продукты или средства в кассе на нужды ТРО. Как-то один человек взял 20 буханок хлеба. Я накинулась на него: "Какое вы имеете право забирать столько хлеба?". Ведь я думала о том, что всем должно хватить. Он ответил, что это не только для себя. Только тогда я узнала, что в других магазинах хлеба вообще нет», — делится Татьяна.

Их подъезд превратился в склад гуманитарной помощи. Как только открывалась какая-то аптека, Денис с Татьяной сразу скупали все необходимое. Возили в госпитали одежду, памперсы, еду. Дважды в день варили есть для ТРО, пекли килограммы питательного печенья. Собирали по соседям все, что требовалось.

«Мы только купили новую кроватку с матрасом дочери, а потом отдали и матрас, и раскладушки, и одеяла, и новые подушки в госпиталь, потому что там нужнее», — вспоминает Татьяна.

Когда Киевскую область освободили от оккупантов, Татьяна и Дэн начали помогать жителям села Мощун. Сначала сами возили строительные материалы. А потом просили соседей, которые делали ремонты, сдавать остатки, а люди приезжали и забирали то, что нужно.

«Я восхищаюсь этими людьми. У них 80% разрушенного жилья, они улыбаются и рассказывают, как помогали ВСУ», — говорит волонтер.

«Так, как раньше, не будет»

В начале декабря 2022 года Татьяна активно готовилась к ярмарке в жилом комплексе, где они проживают, — собирали средства для ВСУ.

Тогда же в ее родном Богуславе как раз переводили один из главных храмов московского патриархата в ПЦУ.

В такой насыщенный событиями период женщина почувствовала необычную боль в спине. Подумала, что это от перегрузки, ведь приходилось поднимать много тяжелого. Но вскоре обратилась к врачу и услышала диагноз, к которому не была готова. Онкология.

«В тот день, когда я впервые услышала диагноз, времени на переживания не было. Мы должны были переписывать все имущество в храме. Три дня просидели там и радовались, что московский поп не успел вывезти драгоценные вещи и старинные иконы.

Когда была первая служба на украинском языке, было ощущение невероятного единства и чистоты, хотя физически мы не успели навести порядок в церкви. Я поняла, что болезнь — это путь к Богу. Мы болеем не потому, что это заслужили. Для этого есть разные причины, но так мы становимся ближе к Богу», — вспоминает Татьяна.

Татьяна Овчар имела опыт ухода за онкобольными, ведь ее мама, свекровь, тетя и крестный имели такой диагноз. Но принять свой диагноз оказалось непросто.

«Я не держала болезнь в секрете. Я считаю, что если ты скрываешь и не рассказываешь об этом, то будто бы отгораживаешься от какой-то части себя. Если у тебя карие глаза, то ты признаешь, что у тебя карие глаза. Так же и с болезнью. Ты не стала ни хуже, ни лучше. Ты просто стала другой.

Важно понять, что так, как раньше, не будет. Лечение — это процесс. Такое понимание очень важно в борьбе. Мне врач сказал на первом приеме: “Если хочешь жить — приходи. Это лечится. Если есть какие-то другие мысли, то лучше не приходи», — говорит Татьяна.  

И она пришла. Женщина вспоминает, что когда заболел ее крестный, то к врачу в Богуславе нельзя было зайти без денег в медицинской карточке. С ней все было по-другому.

«Что бы там ни говорили о медреформе Ульяны Супрун, но благодаря ей стало возможным лечиться бесплатно. Это так важно, что не передать словами. Я прошла 8 химий бесплатно. Это значит, что ты не должен от химии к химии думать, где взять деньги. Мой врач объяснял: "Вот это оплачено программой, вот это непроплачено, вот это можно не делать», — рассказывает Татьяна.

«Делаю, сколько могу»

Из мыслей о болезни женщину вытягивало волонтерство.

«Когда мне ставили капельницы, я пыталась взять какой-нибудь большой сбор, чтобы не раскисать. Для меня было важно видеть, как пополняются карточки, искать то, что нужно военным, находить, где можно купить дешевле.

Однажды был момент, когда военные писали с запросом, а я ответила, что сейчас не могу взять и объяснила почему. Тогда один военный написал: "Пожалуй, это тот момент, когда мы должны позаботиться о вас, а не вы о нас". Они с такой осторожностью ко мне относились, я была поражена», — вспоминает Татьяна.

Говорит, что в волонтерстве постоянно происходит какое-то чудо.

«Когда ты не понимаешь, где взять деньги, и здесь тебе кто перечисляет нужную сумму. Или кто-то написал, что ему это очень нужно, а другой пишет: “А ты не знаешь, где это пристроить? Потому что у меня осталось”. Разве это не чудо? »— размышляет Татьяна.

Признается, что раньше постоянно корила себя за то, что делает мало. Но теперь стала спокойнее относиться к количественным показателям: «Делаю, сколько могу».

Маленькими шагами она делает то, что по силам именно в это время.

«Я придумала себе обряд. Каждое утро я переодеваюсь с пижамы или домашней одежды во что-то более официальное, сажусь за стол и начинаю решать волонтерские вопросы. Это время, которое я даю себе на то, чтобы быть полезной. А потом, переодевшись назад, даю себе время для отдыха», — делится лайфхаком Татьяна.

Автор: Елена Кущенко