Почему нет мобильной и интернет-связи во время отключения света — объяснили в Минцифре

Во время ограничений электропотребления украинцы заметили перебои с мобильной связью и интернетом. Причиной является резкий рост нагрузки на сети.

Об этом сказал директор департамента по развитию фиксированного интернета Минцифры Юрий Мацик в эфире телемарафона.

Он объяснил, что в Украине 80% использования интернет-трафика происходит через фиксированную WiFi-сеть. Но когда выключается свет, телефоны граждан автоматически ищут мобильную сеть. И в этот момент количество пользователей мобильной сети растет в десятки раз — больше, чем может обслуживать.

Расширить возможности мобильного интернета не получится, потому что это зависит от частотного ресурса, а он ограничен.

«Это ресурс, на который выдают лицензии операторам. Они сегодня используют все доступное. Более того, государство проводило в 2020 году реформирование частот, это был большой проект, чтобы увеличить пропускную способность и покрытие. Сегодня есть возможность лишь, чтобы фиксированные операторы и граждане-пользователи вместе беспокоились о том интернете, которым мы пользуемся дома, где мы используем трафик», — сказал Мацик.

Компания «Киевстар» также рассказала hromadske, что длительные отключения электроэнергии оказывают непосредственное влияние на работу телеком-сетей, поскольку оборудование мобильной и фиксированной связи требует стабильного энергоснабжения.

Так, на базовых станциях устанавливают аккумуляторы, которые обеспечивают работу без внешнего питания до 4 часов. На 2,3 тысячи станциях стоят генераторы. А в 23 тысячах многоэтажек — источники бесперебойного питания.

Однако самим аккумуляторам тоже нужно заряжаться, что занимает 4-6 часов. Для источников бесперебойного питания нужно 8 часов для подзарядки. А поскольку отключения не всегда прогнозируемы, аккумуляторы не успевают заряжаться.

«Киевстар» уверяет, что все определенные СНБО критически важные объекты подключены к питанию от генераторов. Подключить к автономной генерации все без исключения объекты телекомсетей технически невозможно. Поэтому при масштабных и длительных отключениях света компания вынуждена устанавливать приоритеты в обеспечении питания базовых станций.

Что делать пользователям?

«Мы надеемся на понимание украинцев и взвешенное отношение граждан к использованию услуг связи в случаях блэкаутов. Важно, чтобы пользователи воздерживались от использования тяжелого контента (просмотр видео, осуществление видеозвонков) через мобильный интернет во время блэкаутов, тогда аккумуляторы на базовых станциях смогут работать дольше», — призвали в «Киевстар».

Если в вашем населенном пункте нет электроснабжения, лучше общаться с помощью телефонных звонков, SMS и текстовых сообщений в мессенджерах.

Также работает национальный роуминг: если пропал сигнал вашего оператора, можете попробовать воспользоваться сетью другого без дополнительной платы и изменения номера. Для этого необходимо в настройках телефона выбрать «автоматический выбор сети». А если смартфон не регистрируется в сетях других операторов, выбрать вручную другую доступную мобильную сеть.

Мацик отметил, что у разных интернет-провайдеров есть разные возможности, поэтому стоит поинтересоваться у вашего — в течение какого времени он может поддерживать сеть во время обесточивания.

«Вы слышите, например: 4 часа. И понимаете, что вам нет ничего критического быть 4 часа без связи. Если для вас критически всегда оставаться на связи, как для меня, — я еще в 2022 году искал [соответствующего] провайдера в соседних домах и заказывал подключение», — сказал Мацик.