Восстановление американских городов после природных катаклизмов: уроки для украинского восстановления

Многие украинские города уже пострадали от российских атак, а их восстановление обойдется в миллиарды долларов. Средства — это очень значимый аспект восстановления как сел, так и мегаполисов, однако без правильного планирования и коллаборации с партнерами такие проекты не смогут стать успешными.
Практики городского планирования США не признаны лучшими в мире, в значительной степени из-за модернистского подхода к градостроительству в XX веке. В это время была создана система скоростных дорог (highways), большая часть из которых пролегала по центральных частях городов, началась перестройка пригородов (suburban sprawl), а пешеходам и маломобильным группам почти не уделяли внимания, если сравнить с водителями персональных авто.
Однако даже после этих ошибок государство делает все возможное, чтобы вернуть автомобилецентрические города на путь адекватного планирования и инклюзивности для всех слоев населения. Из последних примеров можно упомянуть закон об инфраструктуре администрации Байдена, а также отход от диктата технических застройщиков в городах и популяризацию профессии городского планировщика. Именно это открывает много возможностей для сотрудничества между США и Украиной, а также перенимания опыта в контексте восстановления украинских населенных пунктов.
Американские города и регионы почти никогда не были повреждены или уничтожены из-за войны или конфликта. Однако на территории США часто случаются природные катаклизмы, которые уничтожают или наносят большой ущерб громадам. Почти после каждого урагана или торнадо местные и федеральные правительства пытались максимально качественно восстановить города. Рассмотрим несколько примеров, чтобы понять, как этот опыт можно использовать в украинском контексте.

Новый Орлеан после урагана Катрина, 2005 год
Новый Орлеан, город с долгой историей экологических проблем, столкнулся с катастрофическим ущербом прежде всего из-за своей уникальной уязвимости к катаклизмам и географического положения. Понимание того, как Новый Орлеан реконструировался, может предложить ценные уроки для украинских городов, которые будут проходить через этап серьезного восстановления. В частности, это касается громад, серьезно пострадавших от уничтожения Каховской ГЭС.
Почти три столетия Новый Орлеан был магнитом для наводнений и ураганов. С первых дней стратегии города по смягчению частых наводнений, такие как строительство дамб, парадоксальным образом увеличивали риск большой катастрофы. Улучшив защиту от небольших наводнений, город стал более уязвимым и фактически неготовым к катастрофическому событию.
Когда 29 августа 2005 года на город обрушился ураган Катрина, он вызвал сильные ветры, рекордное количество осадков и разрушительные наводнения. Устаревшая и неисправная система дамб не выдержала яростных штормов. В результате 80% Нового Орлеана было затоплено, что привело к трагическим потерям и массовому перемещению.
Последствия были ужасающими: примерно 1570 человек погибли, а финансовый ущерб оценивали в 40-50 миллиардов долларов. Население города резко сократилось, поскольку многие жители переехали, а процесс восстановления усугубил проблемы неравенства и недостаточной готовности противодействовать стихийным бедствиям.
Восстановление после больших катастроф обычно разворачивается в несколько этапов: реагирование на чрезвычайные ситуации, восстановление, реконструкция и улучшение. Этот процесс может быть долгим и сложным, занимая годы. Например, восстановление Сан-Франциско после землетрясения и пожара 1906 года заняло около десяти лет со значительными отличиями в скорости восстановления и предоставления сервисов для различных социальных групп.
В Новом Орлеане непосредственная экстренная фаза реакции продолжалась месяцами, в то время как возобновление основных услуг произошло относительно быстро. Эта хронология отражает исторические закономерности, но усложняется масштабом ущерба и массовой миграцией жителей.
Реконструкция Нового Орлеана столкнулась с несколькими ключевыми проблемами:
- Спешка восстановить город противоречила лучшим практикам городского планирования, направленным на улучшение безопасности. Восстановление города было сконцентрировано на статус-кво до Катрины, а не на решении основных проблем градостроительства.
- Катастрофа ускорила тенденции сокращения численности населения и экономической стагнации.
- Процесс восстановления подсветил диспропорции, особенно для маргинальных слоев населения, которые пострадали больше всего и часто медленнее всего получали помощь во время восстановления.
Однако реконструкция дала возможность сделать Новый Орлеан более устойчивым, учитывая уроки других градостроительных практик по восстановлению после катастроф.

Пуэрто-Рико и ураган Мария, 2017 год
В сентябре 2017 года ураган Мария опустошил Пуэрто-Рико и повлек за собой беспрецедентные разрушения. Катаклизм повредил 250 тысяч и разрушил 35 тысяч построек. Воздействие было настолько разрушительным, что оно создало четкое разделение в истории острова: un antes y un después (исп. «до и после»).
Через пять лет, когда усилия по восстановлению набирали оборотов, регион повредил другой ураган — Фиона. Хотя он был менее интенсивным, все равно разрушил дома, дороги и мосты, а также вызвал массовые перебои с электроэнергией. Однако местная самоорганизация помогла переправлять необходимые припасы и предоставлять доступ к сервисам тем, кто потерял такую возможность.
Реакция правительства на стихийные бедствия была медленной и неэффективной. Остров все еще борется с последствиями. Обещания по восстановлению и укреплению инфраструктуры часто оставались невыполненными. Миллиарды федерального финансирования прошли через государственные учреждения, но процесс восстановления не был ни эффективным, ни прозрачным.
Министр транспорта Пуэрто-Рико Эйлин Велез-Вега еще несколько лет назад заявляла, что строительство новой долгосрочной инфраструктуры будет происходить с задержками, впрочем, во многих городах даже семь лет спустя ее до сих пор нет.
Уроки из опыта Пуэрто-Рико подчеркивают необходимость имплементации надежных градостроительных норм и устойчивой инфраструктуры. Дома, построенные согласно строительным нормам, значительно лучше сохранились во время Марии, однако такую практику не использовали для всех зданий. Эмилио Колон-Завала, президент Ассоциации строителей Пуэрто-Рико, отметил, что 98% домов, построенных согласно нормам, не получили почти никаких повреждений.
Усилиям по восстановлению препятствовали коррупция и неэффективность государственных контрактов. Пуэрто-Рико ежегодно теряет до 3 миллиардов долларов из-за этих проблем, что приводит к ненадежным и дорогим услугам. А процесс закупок проходит медленно, со значительными задержками в контрактировании застройщиков.
Неспособность эффективно восстанавливать инфраструктуру повлекла за собой большой отток местных жителей. Тысячи пуэрториканцев покинули остров в поисках стабильности. По оценкам Центра пуэрториканских исследований, регион оставили от 114 до 213 тысяч человек, что существенно повлияло на социальную и экономическую структуру острова.
Уроки для Украины
Путь к восстановлению города Новый Орлеан и Пуэрто-Рико после природных катаклизмов показывает важные уроки для украинских городов и регионов, пострадавших от российской агрессии. Местное самоуправление, национальное правительство, а также громады в Украине могут научиться на ошибках восстановления и сделать правильные выводы для имплементации эффективных градостроительных практик. Хотя контексты отличаются, принципы действенного восстановления имеют общую основу.
Как в Новом Орлеане, так и в Пуэрто-Рико во время первоначальной спешки к реконструкции часто не учитывались принципы долгосрочного городского планирования. Для Украины крайне важно с самого начала предоставить приоритет целостному и инклюзивному планированию, учитывая потребности всех слоев и групп населения.
Важность устойчивой инфраструктуры невозможно переоценить. Устаревшая система дамб Нового Орлеана и несоответствующие строительные нормы Пуэрто-Рико усугубили последствия катастрофы. Именно поэтому Украина должна сосредоточиться на развитии надежной инфраструктуры, способной лучше противостоять будущим угрозам.
В Новом Орлеане и Пуэрто-Рико после катастрофы были приложены значительные усилия на низовой основе. Украинские города должны поощрять и способствовать привлечению общества к реконструкции. Местные знания и инициативы, руководимые обществом, могут дополнить усилия правительства и обеспечить конкретные потребности и приоритеты пострадавшего населения.
Коррупция и неэффективность препятствовали усилиям по восстановлению в обоих американских примерах, что привело к задержкам и несправедливому распределению ресурсов. Украина должна внедрить прозрачные и подотчетные механизмы управления средствами на реконструкцию. Международное партнерство и надзор могут помочь обеспечить эффективное использование ресурсов и охват тех, кто наиболее в них нуждается.
Это авторская колонка. Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Материал был создан «Институтом Американистики» как участником сети «Окно Восстановления». Все о восстановлении пострадавших регионов Украины узнавайте на единой платформе recovery.win.
- Поделиться: