Суд отправил Сергея Гнездилова под стражу. Его подозревают в дезертирстве

Военнослужащий 56 бригады Сергей Гнездилов в зале Печерского райсуда Киева, 11 октября 2024 года
Военнослужащий 56 бригады Сергей Гнездилов в зале Печерского райсуда Киева, 11 октября 2024 годаАнастасия Каминская / hromadske

Печерский райсуд Киева 11 октября отправил военнослужащего 56 бригады Сергея Гнездилова под стражу на гауптвахте. Его подозревают в дезертирстве.

Об этом сообщил корреспондент hromadske из зала суда.

Прокуратура просила для Гнездилова 60 суток содержания под стражей, до 12 декабря, без права залога. Сторона защиты просила отклонить ходатайство.

Сторона обвинения считает, что содержание под стражей, в частности, исключит риск укрывательства. Они ссылались на то, что Гнездилов после СОЧ постоянно менял свое местонахождение и контактные данные.

Адвокат военного Александр Шадрин указал, что суд может назначить залог. Также он просил учесть контекст: Гнездилов ушел на фронт в 19 лет, заключив контракт с ВСУ на 3 года, и должен был уволиться в марте 2022-го. Кроме того, Сергею все еще нет 25 лет.

На суд пришли знакомые Гнездилова и жены военнослужащих, которые призывали к установлению четких сроков службы. Они держали плакаты с соответствующими лозунгами: «Сроки службы — это право на жизнь», «Он ушел в СОЧ, потому что власть не слышит запроса от военных». Ряд людей вызвались взять Гнездилова на поруки.

Сам военнослужащий утверждал, что готов вернуться к службе, но только после представления соответствующего законопроекта о четких сроках службы. В противном случае он готов к голодовке для привлечения внимания к проблеме демобилизации.

«Защищать страну — моя обязанность. Можете увидеть, сколько времени я был на “нуле” и сколько в отпуске. Человек не может находиться в таких условиях без реабилитации так долго. Мы заполним военные тюрьмы, которым скажем, что не можем обеспечить им сроки службы. Я поступил так, чтобы привлечь внимание к проблеме […] Поверьте, меня 100% накажут, это увидит вся страна. Вопрос в том, решат ли проблему», — сказал Гнездилов.

На вопрос о том, рассчитывал ли он на обвинения в СОЧ, а не в дезертирстве, которое ему приписывает следствие, Гнездилов ответил: «Я думаю, что мы переквалифицируем дело. Потому что я повсюду публично артикулировал, что у меня есть планы вернуться на службу, и на сколько времени я покидаю службу. Поэтому здесь я не согласен с господином прокурором. [Когда примут закон о сроках службы] или когда мне исполнится 25».

В начале судебного заседания адвокат Шадрин подал ходатайство об отводе судьи. Он пояснил, что рассмотрение судебного дела Гнездилова должно было состояться немедленно после задержания военнослужащего, однако это произошло только через день после ареста. Поэтому, по словам Шадрина, есть основания полагать, что сторона обвинения пытается подобрать конкретного судью для рассмотрения этого дела.

Суд отказал в удовлетворении ходатайства адвоката об отводе судьи. Также был отклонен перенос рассмотрения в Шевченковский райсуд.

Шадрин подчеркнул, что Гнездилов был задержан без определения судьи, а в протоколе задержания не написали, за что именно его задержали (кроме указания номера статьи Уголовного кодекса). Прокуроры настаивали, что решение предоставил Соломенский райсуд, который и подтвердил законность этих действий.

Кроме того, адвокат заявил, что Гнездилову была сделана операция. Прокурор ответил, что на гауптвахте будут медработники, которые обеспечат необходимый надзор, так что это не будет мешать содержанию под стражей.

Напомним, 9 октября Сергей Гнездилов заявил о задержании. Впоследствии Государственное бюро расследований официально подтвердило задержание военнослужащего, не называя его имени.

Что предшествовало?

Напомним, Сергей Гнездилов объявил, что самовольно оставил часть, чтобы привлечь внимание к отсутствию установленных сроков службы в армии и тому, что по Конституции граждане Украины обязаны защищать государство.

По мнению Сергея, сейчас государственная политика в вопросе демобилизации отсутствует: «Создается впечатление, что это война только тех, кто когда-то на нее пришел».

Он убежден, что вопрос отдыха пехоты и установления четких сроков службы на фронте — «вопрос национальной безопасности». Гнездилов говорит, что своим поступком хочет донести до власти и общества «необходимость разговора» и решения этой проблемы.

После этого инцидента в 56 бригаде начали служебное расследование, а правоохранители открыли уголовное производство по ст. 408 Уголовного кодекса Украины — дезертирство. В условиях военного положения за это предусмотрено наказание в виде заключения сроком от 5 до 12 лет.

Напомним, Сергей Гнездилов пошел добровольцем в ряды Вооруженных сил Украины по контракту в 2019 году, участвовал в боях на востоке Украины. После объявления о СОЧ военный рассказал, что в его подразделении фактически нет людей: «В подчинении моего командира я и еще два человека. Нет людей, закончились. Когда была последний раз ротация 56 бригады? Никто не знает ответа, потому что ее не было».

Гнездилов также является общественным активистом, основателем фестиваля «виделкаfest», кроме того, был ведущим «++ подкаста» на hromadske.