От Леонтовича до Ясира Арафата: как Николаевский зоопарк переживает третью войну и стал приютом для крокодила из ванной

«Логан!» — высокий мужчина в очках зовет пятиметрового жирафа. Тот протягивает голову поверх ограждения. Мужчина — а это директор Николаевского зоопарка Владимир Топчий — кормит его морковью. Я хочу погладить мягкую мордочку, но Логан громко фыркает и отступает. Неудивительно: меня он видит впервые, а Топчего — всю жизнь.
Животному — 9 лет, а директору зоопарка — 70, из них 46 он работает здесь.
Говорит: «Старшим от меня был только крокодил Вася, в этом году он умер, дожил почти до 80. Я вас с ним познакомлю. Он до сих пор "трудится". Но теперь выглядит по-другому».
Леонтович и крокодил
Николаевский зоопарк за свои 123 года пережил три войны. И всегда работал. На стенах в кабинете директора немало интересного. Здесь висит «меч с зазубринами» от рыбы-пилы. Топчий купил его много лет назад у бездомных за 100 гривен. Те его где-то украли.
За спиной мужчины — портрет Николая Леонтовича. Не автора «Щедрика», а другого — основателя Николаевского зоопарка. В 1901 году этот состоятельный мужчина собрал дома коллекцию рыб, пресмыкающихся, экзотических птиц.
Жил он в центре города, на улице Адмиральской — самой престижной в то время. Позже на этом месте построили облгосадминистрацию, которую в 2022-м разрушила российская ракета и убила 37 человек.
В 1909 году Леонтовича избрали городским головой. При его руководстве открывают музеи, первый кинотеатр, первую психиатрическую больницу, запускают первый трамвай. Прокладывают водопровод и канализацию, вымащивают улицы.
А Леонтович продолжает приглашать всех желающих в свой частный зоопарк «Аквариум», где работает вся его семья. Таких коллекций, как у николаевца, существовало всего несколько в Европе.
Документов, как жилось животным во время Первой мировой войны в зоопарке, не сохранилось. Известно точно, что в 1918-м его национализировали, а владельца отправили за решетку. Но через год выпустили, потому что звери стали умирать.
Аквариум-Зоосад, так он тогда назывался, следующие несколько лет удерживала власть: то государственная, то городская.
Вот что писал в 1927 году альманах «Вся Николаевщина»: «Николаевский “Аквариум” является памятником не только Николаева, но и единственным в Союзе Советских Республик. После Неапольского и Монакского является третьим в Европе по богатству экспонатов, поэтому представляет большой интерес» .
Николая Леонтовича уволили из зоопарка в 1930-м, а через 7 лет выгнали из собственного дома и арестовали якобы за связь с контрреволюционерами, то есть с теми, кто против революции. Ему дали 10 лет заключения без права переписки.
«Вроде бы он умер в 1941-м. Скорее всего, расстреляли в Харьковской тюрьме НКВД (Народный комиссариат внутренних дел — ред.). Красная армия отступала, заключенных не забирали, но и не оставляли» , — предполагает Владимир Топчий.
Он потратил около 20 лет, чтобы вернуть из забвения имя Леонтовича. Написал о нем книгу «Мой Леонтович», способствовал установлению памятника, инициировал, чтобы городская площадь и орден носили его имя.
Реликвии из дома основателя зоопарка — его портрет конца ХІХ века, чернильницу, микроскоп, личные вещи — Топчий бережет как зеницу ока. Они надежно спрятаны от российских ракет.
Немцы дали денег на зоопарк, но расстреляли львов
Во время Второй мировой войны и до 1967 года зоосадом руководил Федор Ничиков. В то время не было воды. Ее бочками возили из Ингула, из-за чего аквариумные рыбы умирали. Не было еды: работники зоопарка искали в городе трупы лошадей и срезали мясо для хищников.
Немцы вызвали Ничикова в комендатуру на десятый день, как зашли в Николаев. Были удивлены, что он не сбежал. Тот ответил, что не смог покинуть животных. В служебной записке указал, что животным нужен корм, а работникам — зарплата. И получил средства.

С того времени сохранились билеты — с информацией на них на украинском и немецком языках. Цена — 50 копеек детский и 1 рубль взрослый. Есть и сведения о зарплате: 280, 340, 400 рублей. Для понимания ситуации: гарба сена тогда стоила 7 тысяч рублей.
Благородство исчезло, когда немцы отступали в 1944-м. Жена директора оставила такое воспоминание: «Некоторых животных нам удалось спрятать в подвальном помещении и замаскировать вход. На территорию зоопарка сыпались осколки от взрывов на заводе, раздавался гул от бомбежки. В калитку то и дело стучали немцы и полицаи.
Немцы предлагали нам идти, потому что собирались заминировать зоопарк. К счастью, не заминировали, мы оставались на своем посту. Еще труднее стало поить и кормить животных. По городу разъезжала немецкая машина, и в рупор на русском языке объявляли: мужчины, которые прячутся, должны появиться в определенное время. Иначе будут найдены и на месте расстреляны, их семьи также.
В то же время директор Ничиков с тремя работниками прятался на чердаке над львами. После этого объявления я их перевела в подвал и замаскировала в нише старыми клетками. Три дня они просидели в таком положении. 28 марта на рассвете я увидела в окно наших солдат. Моей радости не было предела».

В книге отзывов 29 марта 1944 года появилась первая запись: «В освобожденном Николаеве впервые нам довелось посетить "Аквариум-Зоосад". Первой зашла воинская часть № 251. Множество уничтожили немецкие захватчики. Застрелены львы и медведи. Остались одни пустые клетки. Сохранились крокодилы, павлины и еще немного животных. В аквариумах застыла вода. Золотые рыбы плавают подо льдом. Командир взвода Чучков».
Постепенно зоосад восстановился и в 1978-м переехал в новое место, где он сейчас занимает 20 га.
Война нынешняя: восемь бомб от россиян и онлайн билеты со всего мира
Сейчас в зоопарке самая большая коллекция животных в Украине: 450 видов и около 4000 голов. Есть редкие — белый медведь, снежный барс.
На вопрос о любимцах Топчий шутит с серьезным выражением лица: «Их двое: моя жена Татьяна, которая пришла работать в зоопарк раньше меня, и полосатая гиена. Не пятнистая. От новорожденных детенышей отказалась мама, и мы с женой взяли их домой. Оказалось, что это очень красивые и нежные звери».
Спрашиваю, знает ли он каждое животное в зоопарке.
«Когда был заместителем — знал, сейчас много должностных обязанностей, могу день не выходить из кабинета».
Вот и сейчас у него совещание с работниками. Топчий отпускает нас погулять по зоопарку. Присоединяется впоследствии, показывает хвосты ракет, прилетевших сюда с начала великой войны. Восемь за три месяца. Чудом уцелели люди и животные.
«Я с осени 2021 года понимал, что будет вторжение, поэтому постарался запастись кормами. В 6 утра 24 февраля позвонил друг, говорит: "Бегу покупать тушонку". Ответил ему, что уже поздно и чтоб дал мне еще два часа поспать. И действительно, уснул», — вспоминает Владимир Николаевич.
Николаевцы бежали из города в панике, из 500 тысяч эвакуировались 200. Транспорт остановился, город постоянно обстреливали. Бои велись в 800 метрах от зоопарка.
В то время в заведении было более 230 работников, выехал только один человек. Те, что остались, вместе с семьями перебрались сюда жить. И задержались на четыре месяца! Хорошо, что в каждом из семи отделений есть бытовое помещение с горячей водой, туалетом, плитой и диванчиком.
Тем временем горожане несли в зоопарк сотни животных: хомяков и шиншилл, морских свинок и попугаев. Просили: «Только сохраните, мы вернемся, заберем». Что делать? Брали всех, кроме собак и котов.
«"У меня крокодил в ванной живет. Заберете?" — кто-то позвонил директору — „Да вы с ума сошли“».
Пока Владимир ехал на работу, большого нильского крокодила уже доставили. Ясир Арафат, так его назвали, до сих пор живет в зоопарке. Мелочь частично разобрали николаевцы, которые вернулись домой.
В первые недели директор понял, что запасы кормов стремительно тают. Что делать? Где брать средства? Просили подписчиков помощи в соцсетях: и покупкой онлайн-билетов, и продуктами. Горожане несли яблоки, морковь, капусту. Кто сколько мог: килограмм, ящик, мешок. Кто-то тянул мед, кто-то привез сена. Всю площадь перед зоопарком заставили едой.
«Это была огромная помощь от николаевцев, я им очень благодарен», — идем мимо вольера слонов. Их там двое. За спиной протяжно и грустно ревет тигрица. Ее голос разносится по всему зоопарку.
Топчий продолжает свой рассказ. 16 марта 2022 года он пришел помыться домой. Поговорили с женой о ситуации, и тут позвонили журналисты из «Голоса Америки». Интересовались всем: какие бои, где, что с городом, что с зоопарком.
«Я поблагодарил ребят, которые защищают город. Враги уже были на окраине, в 10 километрах от нас. А в конце расплакался. Нет, я разрыдался. Попросил помочь зоопарку: купить онлайн-билеты, потому что животным нечего есть, заведение закрыто», — вспоминает Топчий.
На следующий день видео с его комментарием на Facebook-странице «Голоса Америки» набрало 600 тысяч просмотров. А главное — неравнодушные со всего мира начали покупать билеты. Друзья звонили директору и говорили, что плачут вместе с ним. Брали и по 50 штук на одного. Тогда билеты стоили по 100 гривен.
Зоопарку пришлось открыть четыре счета в разной валюте. Так собрали 2,5 миллиона долларов.
Откликнулись также европейские зоопарки. Они дали 1,7 миллиона евро, которые уже распределились между зоопарками по всей Украине. Благодаря этим средствам все они спасены.
Уведите собаку в зоопарк
В ноябре 2022-го россияне взорвали водозабор. Город остался без воды. А зоопарку нужно 10 тысяч литров в день. Воду цистернами везли из Одессы и Кропивницкого, люди несли баклажками.
«Через месяц я понял, что что-то надо делать. И мы пробурили свою первую скважину. Но вода оказалась непригодной. Пробурили вторую. Город тоже пустил воду, но соленую, из лимана. Мы решили использовать свою: хорошо, что год назад нам подарили системы для очистки. Они настолько хороши, что сотрудники очищают воду и несут домой. Потому что из кранов течет канализация», — продолжает Владимир.
Когда начались блэкауты, теплолюбивых животных перевели в помещение с газовым отоплением. Ведь некоторые звери, особенно приматы, могут умереть от холода. Тогда помогли европейские друзья Топчего. Прислали мощные генераторы и ему, и другим зоопаркам.
Сейчас в Николаевском зоопарке аж три вида отопления. К зиме готовы.
У Владимира Топчего есть награда за оборону города. Среди десятков других этой особенно гордится.

Прошу его зайти к одному из животных в вольер, чтобы сделать фото.
«Я могу к любому, но один раз», — уже не в первый раз шутит мужчина с серьезным выражением лица.
Поднимаемся по боковой лестнице, напротив торчит голова жирафа Логана. Топчий набирает морковь и умышленно отклоняется. Логан тянется за ним. Рядом лениво расхаживает пятнистая домашняя киска.
Котов в зоопарке около 30. Ведут себя как хозяева: заходят в клетки, слоняются, где хотят. Упитанные и лоснящиеся, их здесь всячески оберегают и ласкают, потому что ловят крыс.
А крокодил Вася, о котором упоминал директор, сейчас находится в музее зоопарка. Из него сделали чучело с покрытой лаком кожей и пластиковой пастью. Он необходим для изучения школьникам и студентам. Как и черепа других зверей и птицы.
Зоопарк и сейчас нуждается в поддержке, поскольку посетителей не так много, а потребность в кормах для зверей постоянна. Здесь можно приобрести онлайн-билеты: для взрослых, детей и собак.
- Поделиться: