Толерантность начинается с парты: как в Украине развивают инклюзивное образование

Толерантность начинается с парты
Толерантность начинается с партыпредоставлено hromadske

Каждый ребенок в Украине должен получать равные возможности для обучения, независимо от своих индивидуальных особенностей, — это задача, которую МОН ставит себе на ближайшие пять лет. В 2024-м приняли Национальную стратегию развития инклюзивного обучения, которая призвана обеспечить гарантированное качественное образование для каждого и каждой с учетом физических, интеллектуальных и сенсорных особенностей.

На сегодняшний день в украинских заведениях общего среднего образования, профтехах и садиках учатся 60 017 детей с особыми образовательными потребностями. На уровне государства наша цель — создать такую систему образования для детей, где каждая и каждый будет иметь необходимые ресурсы и поддержку для полноценного развития, реализации потенциала и социализации.

Дети с особыми образовательными потребностями — это дети, требующие внимания и услуг для развития потенциала через социальные, физические или интеллектуальные особенности. Они могут учиться в инклюзивном или специальном классе/группе в зависимости от выбора родителей. В учебных заведениях создаются условия с учетом уровня поддержки в образовательном процессе, который определяют инклюзивно-ресурсные центры на основе комплексной оценки потребностей и возможностей ребенка.

В чем разница между обучением в инклюзивных и специальных классах?

Инклюзивное обучение — это обучение детей, имеющих особые образовательные потребности в учебных заведениях вместе со всеми остальными учениками. Простым языком — это если в класс/группу приобщаются 1-3 ребенка с ООП и учатся вместе с другими. В инклюзивных классах/группах дети учатся вместе по одной учебной программе, но для детей с особыми образовательными потребностями программу специально адаптируют.

Такой формат обучения помогает детям с ООП эффективнее развивать языковые, социальные, эмоциональные и другие компетентности, а все дети видят многообразие человека, учатся находить общий язык с другими, развивают толерантность и эмоциональный интеллект.

Обучение в специальных классах/группах — это формат, при котором в классе/группе учатся только дети с особыми образовательными потребностями. Например, ребенок с нарушением зрения может гораздо комфортнее учиться в специальном классе/группе, где с ним работают специальные педагоги, а программа полностью адаптирована под индивидуальные потребности и возможности.

Специальный класс/группа объединяет детей с одинаковыми типами особых образовательных потребностей и дает возможность совместно и эффективно учиться, но это не значит, что они будут изолированы от образовательного процесса. Дети так же могут участвовать в совместных мероприятиях, общаться со сверстниками, но процесс обучения будет максимально адаптирован под их потребности и возможности.

Применение особых методов обучения в специальном классе/группе для детей с ООП помогает им эффективнее усваивать учебную программу, облегчает процесс социализации, а учителя могут оказывать больше внимания детям с особыми образовательными потребностями.

Мы понимаем, что реализация всех планов в рамках стратегии невозможна без педагогических и технических работников учебных заведений. Учитывая это, наша задача — не просто обеспечить образовательные учреждения нужным количеством квалифицированных работников, а предоставить все необходимые ресурсы для того, чтобы разрабатывать и внедрять индивидуальные стратегии обучения для детей с особыми образовательными потребностями.

Кто может помочь в этом процессе?

Учителя, воспитатели и ассистенты играют ключевую роль в образовательном процессе детей. Каждый из них выполняет важную функцию в организации обучения и поддержки детей с особыми образовательными потребностями.

Вклад учителей и воспитателей мы понимаем, ведь они способствуют развитию способностей учащихся и формированию новых навыков, заботятся о физическом и психологическом здоровье и безопасности детей, а также непосредственно реализуют право на качественное образование.

Для того чтобы учитель мог равноценно и эффективно уделять внимание всем детям в классе, ему может помочь ассистент. Он помогает адаптировать учебную программу для детей с особыми образовательными потребностями в соответствии с их возможностями и запросами, а также заботится о том, чтобы развивать у ребенка навыки и адаптировать его к образовательной среде.

Также, если нужно, дети ООП могут оставаться в группах продленного дня в школе. Ассистенты помогают не только детям с особыми образовательными потребностями, но и усиливают учителей/воспитателей при адаптации учебных программ.

Хочу подчеркнуть, что каждое наше решение принимается сугубо в интересах детей, ведь именно они являются нашими конечными потребителями. Создание инклюзивной и безбарьерной образовательной среды начинается с каждого из нас: как мы взаимодействуем с детьми, как поддерживаем их, как принимаем и признаем их особенности. МОН — не единственный институт, который должен отвечать за внедрение стратегии развития инклюзивного обучения.

На уровне общества мы должны понять, что инклюзия в учебе — это не только доступность образовательных услуг для детей с особыми образовательными потребностями. Это также о культуре толерантности, принятии и признании уникальности каждого и каждой.

Развитие инклюзивного и специального обучения — это длительный процесс, требующий слаженной работы государства, гражданского общества, педагогов и родителей. Вместе мы строим будущее, в котором каждый ребенок в Украине имеет равные возможности для успеха.


Это авторская колонка. Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.