Миссия — остаться на связи. Что будет с мобильной связью и интернетом во время отключений света

Миссия — остаться на связи. Что будет с мобильной связью и интернетом во время отключений света
hromadske

Массовые ракетные обстрелы со стороны россии оставляли многих украинцев не только без электроэнергии, но и без мобильной связи и интернета. Проблема оказалась настолько острой, что летом о ней заговорил президент Владимир Зеленский. Тогда мобильных операторов обязали обеспечить связь в течение 10 часов без света, иначе — проверка и штраф.

Удалось ли операторам выполнить возложенные на них обязательства и чего ожидать от мобильной связи во время блэкаутов — разбиралось hromadske.

Почему сразу за светом исчезает связь?

80% интернет-трафика в Украине работает через фиксированную Wi-Fi-сеть. Но когда свет выключается, телефоны автоматически ищут мобильную связь. И в этот момент количество пользователей мобильной сети растет в десятки раз — больше, чем та может обслуживать. Именно эта повышенная нагрузка влияет на качество мобильного интернета при обесточивании.

Все сети строились с расчетом именно на стационарное питание, поэтому во время длительных отключений обеспечить работу оборудования на таком же уровне, как в обычных условиях, практически невозможно, объяснили hromadske в lifecell.

Во время блэкаутов качество связи зависит от ряда факторов, в частности:

  • интервалов между отключениями электроэнергии, поскольку батареи могут не успевать полностью зарядиться;
  • количества активных абонентов в зоне покрытия, подключенной к одной базовой станции;
  • локации, где находится пользователь;
  • интенсивности использования сети, то есть объемов потребления трафика. К примеру, просмотр фото и видео требует больше трафика, чем переписка в мессенджерах.

Как операторы подготовились к отключениям?

Согласно распоряжению, до 1 февраля 2025 года операторы должны так оборудовать свои базовые станции связи, чтобы гарантировать 10 часов работы сети без света вместо 4 часов, как было раньше.

С 1 октября 2024 года по такому стандарту должны работать не менее 60% базовых станций. С 1 ноября — 70%, с 1 декабря — 80%, а до конца января 2025 года — 100%.

Мы спросили «Киевстар», Vodafone и lifecell о подготовке к возможным блэкаутам. Как оказалось, они считают, что выполнить новые требования вовремя — просто невозможно.

hromadske

«Киевстар»

В пресс-службе оператора рассказали, что в настоящее время 60% сети имеет четырехчасовое резервное питание, а 40% — от двух до четырех часов. Компания работает над обеспечением шестичасового резервного питания.

На сентябрь 2024 года на базовых станциях оператора установили 126 тысяч новых литиевых аккумуляторов, обеспечивающих работу станций до 4 часов. Кроме этого, 2300 генераторов поддерживают работу ключевых объектов сети «Киевстар» во время отсутствия электроэнергии.

У оператора уверяют, что все определенные СНБО критически важные объекты снабжены мощностями для получения связи по меньшей мере в течение трех суток в случае масштабных блэкаутов.

Работу проводного «Домашнего Интернета» обеспечивает 51 тысяча источников бесперебойного питания, их установили в 23 тысячах многоквартирных домов.

Сейчас «Киевстар» реализует вторую фазу инвестиций в энергонезависимость сети: до конца года планируют закупить более 61 тысячи новых аккумуляторов для базовых станций и 848 промышленных генераторов. В планах — обеспечить 23-25% сети возможностью работы от генераторов.

lifecell

В lifecell сообщили, что у них есть более 10 тысяч базовых станций по всей стране. 65% из них уже оборудовали резервными источниками питания — генераторами и литиевыми батареями, которые могут поддерживать работу базовых станций в течение 4-6 часов.

100% магистральной сети «Датагруп-Воля» могут работать при обесточивании в течение 72 часов.

В ближайшее время компания ожидает поставок еще нескольких десятков тысяч батарей. По расчетам специалистов, этого количества будет достаточно для обеспечения работы сети в течение 10 часов без стационарного питания.

Базовые станции также подсоединяют к генераторам. lifecell использует как стационарные, так и мобильные генераторы, а также партнерские. Благодаря питанию от генераторов можно долго поддерживать работу оборудования после истощения батарей.

Что касается срока, в течение которого компания сможет выполнить требования для обеспечения работы сети до 10 часов во время отключений, то в текущих условиях ожидается, что проект будет продолжаться до конца 2025 года.

Vodafone

У оператора заявляют, что все их базовые станции оснащены резервным питанием и при отключениях автоматически переходят на энергию от батарей. Во время плановых отключений Vodafone продолжает предоставлять услуги и голосовой связи, и мобильного интернета. Однако там подчеркивают, что в случае долговременных блэкаутов на продолжительность работы каждой конкретной базовой станции влияет «намного больше факторов, чем наличие определенного количества аккумуляторов, способных питать оборудование в течение 10 часов».

Vodafone снабжает свои объекты батареями нового типа. Как утверждают в компании, они гораздо лучше приспособлены к тяжелым условиям эксплуатации при длительных и частых отключениях электроснабжения.

В настоящее время уже установили 72,2 тысячи аккумуляторных батарей. Благодаря этому компания имеет в 1,5 раза больший запас мощности, чем было в начале 2024 года. Кроме того, сейчас ждут доставки еще 87,9 тысячи таких батарей.

Также Vodafone активно покупает генераторы — сейчас у оператора их 1932, и это не только техника компании, но также партнеров и клиентов. В 2024-2025 годах дополнительно планируется закупить 250 стационарных и 250 генераторов мобильного типа.

Почему не успевают «запастись» электроэнергией

Чтобы оборудовать все базовые станции, требуются значительные инвестиции. За время полномасштабной войны все три оператора инвестировали в автономность работы сетей более 3 миллиардов гривен. «Киевстар» — 1,4 миллиарда гривен, lifecell — 1 миллиард гривен и Vodafone — 1,3 миллиарда гривен.

По данным Forbes, закупка тысяч аккумуляторов, генераторов, тонн горючего для автономной работы в течение 10 часов обойдется трем операторам еще более чем в 13 миллиардов гривен инвестиций.

Однако дело не только в деньгах. Мобильные операторы приводят длинный перечень проблем, с которыми приходится встречаться на пути к 10-часовой связи:

  • Разрешения от облэнерго. Для полной зарядки аккумуляторов требуется большой объем электроэнергии. Для этого необходимо получить разрешения облэнерго на увеличение мощности.
  • Нехватка специалистов, имеющих необходимые навыки. Значительную часть работ выполняют подрядчики, которых нельзя забронировать от мобилизации.
  • Не везде можно устанавливать и запускать в работу генераторы. Строительные нормы запрещают устанавливать генераторы и аккумуляторы на крышах зданий, где расположено большинство базовых станций.
  • Отсутствие на рынке необходимого количества аккумуляторов и генераторов, их нужно закупать за границей с усложненной логистикой и длительным периодом доставки. Срок доставки аккумуляторов составляет 120-180 дней, для монтажа требуется еще 60-90 дней.
  • Для установки на площадках дополнительных аккумуляторов требуются дополнительные климатические шкафы, для них необходимо иметь специальные конструкции на крышах (разгрузочные рамы). Чтобы провести эти работы, нужно заключать новые договоры аренды, а часто это вообще невозможно из-за особенностей строительства домов.

Операторы объясняют: любому аккумулятору нужно время, чтобы подзарядиться — от 4 до 6 часов. Для зарядки источников бесперебойного питания нужно 8 часов.

Если отключения света будут непрогнозируемыми — и по количеству обесточиваний в течение суток, и по продолжительности — аккумуляторы просто не будут успевать заряжаться.

В «Киевстаре» говорят, что технические специалисты, ответственные за поддержку сети, начинают работу в пять часов утра и «прилагают все возможные усилия для поддержки круглосуточной работы оборудования».

«Однако даже при всей преданности сотрудников подсоединить к автономной генерации все без исключения объекты телекомсети технически невозможно. Поэтому, когда отключения электроэнергии масштабные и долговременные, компания вынуждена устанавливать приоритеты в обеспечении питания базовых станций», — говорят в пресс-службе оператора.

Как будут проверять и на сколько штрафовать?

Успевают ли операторы выйти на необходимый уровень энергообеспеченности вовремя, до 1 февраля, проверяет регулятор сферы электронных коммуникаций — Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сфере электронных коммуникаций (НКЭК).

Как объяснили hromadske в регуляторе, проверка происходит в несколько этапов, и в случае обнаружения нарушений НКЭК позволяет оператору устранить их в установленный срок (до 30 дней). Затем проводят повторную проверку — в случае повторного выявления нарушений НКЭК выдает распоряжение об их устранении и также выделяет на это время.

Если же и после третьей проверки ситуация не изменилась, НКЭК может наложить штраф — от 0,1% до 0,3% дохода оператора за прошлый год. То есть если штраф налагают в 2024-м, то его размер будет определять доход оператора за 2023 год.

«За невыполнение требований сразу штраф не предусмотрен. Основная цель всех мер государственного надзора — обеспечить выполнение требований законодательства, а не выписать штраф. Весь процесс, с начала первой проверки оператора до вынесения решения НКЭК о наложении штрафных санкций, занимает более полугода, но активно мотивирует операторов к выполнению норм, определенных государством для обеспечения граждан связью в условиях отключений света», — рассказала hromadske руководительница патронатной службы главы НКЭК Богдана Пивень.

В целом с января 2023 по сентябрь 2024 года НКЭК провела 31 внеплановую проверку поставщиков электронных коммуникационных услуг.

Есть только один случай наложения штрафа — мобильного оператора lifecell оштрафовали на 10 миллионов гривен за невыполнение требований по подготовке к блэкаутам.

В ходе проверок НКЭК обнаружила нарушения у всех трех мобильных операторов, однако во время повторных ревизий выяснили, что нарушения устранили все операторы, кроме lifecell. Поэтому регулятор оштрафовал оператора на 0,1% дохода за 2023 год, что и составляет 10 миллионов гривен. Оператор обжаловал штраф в суде, пока судебный процесс еще продолжается.

Никто в мире раньше такого не делал

После ответов от операторов об их подготовке к блэкаутам мы спросили у Министерства трансформации, считают ли там вообще реальным выполнить это требование.

В министерстве ответили, что указанное распоряжение — уже третья волна требований, которые должны выполнить операторы, и предыдущие два распоряжения операторы реализовали на 100%.

«Это очень амбициозный крупный проект по модернизации сетей, по мировым меркам. Никто раньше такого не делал. Операторы делают все возможное для выполнения требования. Однако есть часть требований, которые трудно выполнить в определенные сроки по объективным причинам, и по этим вопросам между государством и бизнесом идет конструктивный диалог», — объяснил руководитель Директората электронных коммуникаций Минцифры Станислав Прибитько.

Среди факторов, с которыми операторам трудно справиться, в министерстве назвали те же проблемы с закупкой генераторов и аккумуляторов из-за границы и нехватку работников, на которые уже указывали операторы. То есть диалог действительно существует.

В частности, Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах электронных коммуникаций, приняла постановление, позволяющее операторам увеличивать мощность электроснабжения базовых станций по упрощенной процедуре. Это нужно, чтобы заряжать аккумуляторы. Уже на сегодняшний день на 33 объектах операторов увеличили мощность, а 2400 — получили технические условия для такого увеличения.

А узловые/коммутационные площадки мобильных операторов внесли в список объектов, где не выключают свет. Именно от этих площадок зависит работа базовых станций, обслуживающих целые области.

Кроме того, сейчас в Минцифре работают над тем, чтобы пользователи могли сообщать о проблемах со связью в приложении «Дія». Так будут более оперативно анализировать отзывы.

«Не следует ожидать улучшения качества связи при отключениях мгновенно, ведь операторам нужно закупить аккумуляторы и генераторы, привезти их в Украину, увеличить количество людей, которые будут постоянно их устанавливать и обслуживать. Этот процесс требует времени», — говорит Станислав Прибитько.