«Мы не можем упаковать тюрьмы теми, кто хранит оружие». Чем грозят миллионы единиц оружия на руках

Июль, Яремче, Ивано-Франковская область. Полиция вечером останавливает микроавтобус. Осмотр авто. Водитель заметно нервничает. Через несколько минут становится ясно почему: прямо в нише передней левой двери виднеется 40-миллиметровый подствольный гранатомет.
Мужчина вез его более тысячи километров. Сказал, что нашел в лесном массиве Покровска и захотел оставить себе. В суде раскаялся и пошел на соглашение со следствием. За это реальный срок заменили штрафом в 25 тысяч гривен, а сам гранатомет передали на нужды ВСУ.
Историй с незаконным хранением оружия — тысячи. Гранаты, боеприпасы, патроны, тротиловые шашки, автоматы, гранатометы — судя по ряду дел в реестре судебных решений, такими находками правоохранителей не удивить. Особенно после того, как у двух человек в гараже нашли вражеский зенитно-ракетный комплекс с 8 ракетами к нему.
Кто-то находит оружие в посадках, кто-то нелегально покупает и организовывает схемы сбыта, а кто-то тихо везет домой затрофеенное с поля боя. В целом, по данным МВД, у украинцев на руках сейчас может быть до 5 миллионов единиц нелегального оружия. Чтобы хоть как-то навести порядок, государство всячески поощряет его декларировать.
Речь идет о новом законе о декларировании оружия. Но сработает ли он? Сколько украинцев теперь добровольно его сдали или зарегистрировали? И что будет, если не задекларироваться? О «пороховой бочке» как результате войны, обилии преступлений и масштабной проблеме, для которой это только верхушка айсберга, — в материале hromadske.
На руках миллионы, а сколько декларируют?
«Декларируй найденное оружие и боеприпасы. Храни законно — избегай уголовной ответственности», — Нацпол прибег к рассылкам таких смс в рамках информационной кампании. Все, чтобы стимулировать граждан регистрировать так называемое трофейное оружие.
Закон о декларировании оружия и боеприпасов, которые гражданские нашли во время военного положения, вступил в силу только в конце ноября. Смысл его таков: кто имеет найденное/полученное оружие, может не бояться прийти с ним в отделение полиции, задекларировать — и после осмотра оставить себе. Правда, только до завершения действия военного положения.
Речь идет в основном о стрелковом оружии — к примеру, о боевом пистолете, автомате или снайперской винтовке соответствующего калибра.
«Это не касается гранатометов, минометов, гранат. Они будут однозначно изыматься. И никому не советую их хранить, потому что практика показывает: либо они где взрываются, либо кто-то кому-то их бросает во двор. И это уже влечет очень серьезную уголовную ответственность», — говорит в комментарии hromadske заместитель главы Нацполиции, начальник криминальной полиции Андрей Небытов.

Он называет закон «новеллой», которая не имеет примеров в Европе. И поскольку это еще «горячий пирожок», некоторые моменты следует объяснять, а некоторые еще могут совершенствоваться в процессе.
В законе прописано, что человек должен за месяц задекларировать оружие. Хочу подчеркнуть: речь идет не о месяце после вступления закона в силу, а о месяце с момента находки.Андрей Небытов, заместитель главы Национальной полиции Украины
«В то же время это не означает, что человек в 2022 году в Киевской области, например, на деоккупированной части в Иванковском районе, нашел автомат, хранит и думает: “Да это же не месяц прошел, а более двух лет, и за это будет ответственность”. Нет, я подчеркиваю: законодательство новое, оно только три недели назад вступило в силу, поэтому вы можете смело прийти и задекларировать, и никаких вопросов не будет», — уверяет Небытов.
Избежать уголовной ответственности можно было и до этого, но только за добровольную сдачу оружия полиции. Такие изменения принимали сразу после полномасштабного вторжения. Хотя статистика добровольной сдачи была невысока — всего около тысячи единиц огнестрельного оружия в год. В Нацполиции уверяют: новый закон показывает себя лучше.
За более чем три недели в органах Национальной полиции уже задекларированы более тысячи единиц огнестрельного оружия, а также более 80 тысяч боеприпасов. И количество обращений растет. Мы видим эффективность значительно больше, чем во все предыдущие годы, даже когда мы проводили так называемые месячники добровольной сдачи оружия.Андрей Небытов, заместитель главы Национальной полиции Украины
Но какой бы положительной ни была динамика, все равно это капля в море. Ведь в незаконном обороте может быть несколько миллионов единиц разных видов оружия, а легально зарегистрированы только 1,4 миллиона.
«Мы не можем упаковать тюрьмы теми, кто хранит оружие»
Правоохранители признаются: должны были пойти на определенную легализацию, чтобы усилить контроль за оборотом оружия. Ибо реальный масштаб пороховой бочки, на которой мы сидим, в действительности точно не знает никто.
«Когда называют цифру от 2 до 5 миллионов, это значит, что они вообще не имеют представления сколько. Они просто знают, что на руках очень-очень много. Но если речь идет о 5 миллионах стволов на количество населения, которое сейчас в Украине (пусть 27 миллионов) — вы представляете вообще?..» — говорит член правоохранительного комитета Рады Андрей Осадчук.
Впрочем, такую статистику он называет неотвратимым следствием большой войны. А принятый закон — попыткой МВД создать хоть какой-то механизм, чтобы стимулировать людей регистрировать оружие. Хотя сам чиновник сомневается, что эта история сработает массово.
Судя по более чем сотне проанализированных дел по статье 263 УКУ, большинство обвиняемых в незаконном хранении оружия и так в основном получают мягкие наказания. За искреннее раскаяние им дают условные сроки или штрафы. Правда, это не касается преступных схем и нелегального сбыта — тогда санкцию могут применить по полной, и будет светить от 3 до 7 лет тюрьмы.
Суды, просто правильно понимая массовость и общую ситуацию, к этому подходят мягко. Ну, мы не можем сейчас упаковать тюрьмы людьми за то, что они хранят оружие. Да, хранят. Да, это очень плохо. Но все-таки сейчас условия войны. И при этом создан прецедент, когда государство само раздавало оружие.Андрей Осадчук, народный депутат, член правоохранительного комитета ВР
Хотя именно то оружие, которое государство раздавало гражданам в первые дни вторжения, как уверял министр внутренних дел, как раз все учли.
За неполный 2024 год в отношении тех, кто незаконно хранил дома оружие или осуществлял его сбыт, открыто, согласно предоставленным hromadske данным полиции, более 5200 уголовных дел.
Преступления выросли в 47 раз
«Задержан мужчина, который хранил ручной пулемет с патронами в машине знакомого».
«СБУ обнаружила еще один тайник с боевыми средствами поражения».
«Полиция ликвидировала канал нелегальной продажи оружия».
«Неизвестный мужчина обстрелял военных, которые несли службу на посту».

Новости с такими заголовками встречаются все чаще. И все преступления, говорят в полиции, в основном совершаются именно из нелегального оружия.
По состоянию на данный момент, за неполный 2024 год, уже зарегистрировано 12 961 преступление, совершенное с использованием огнестрельного оружия, взрывчатки и боеприпасов, сообщил заместитель главы Нацполиции Небытов.
Еще в 2021-м таких преступлений, по данным МВД, было всего 273. Уже в 2022-м — почти в пять раз больше, а в прошлом году эта цифра пересекла отметку в 11 тысяч. То есть количество преступлений в этом году, по сравнению с 2021-м, возросло в 47 раз.
В то же время Небытов отмечает: 95% из них (более 12 тысяч) — это преступления, непосредственно связанные с войной и вторжением армии россии. То есть все военные преступления, в частности совершенные оккупантами, не отражают общую криминогенную ситуацию в государстве.
Что же касается общеуголовных преступлений, связанных с оружием (преднамеренные убийства, хулиганство, разбои, умышленное уничтожение имущества и т.п.) — таких в этом году было совершено 617. В 2021-м — 288.
«Да, этих преступлений стало больше. Но даже в условиях роста количества как легального, так и нелегального оружия на руках у граждан (в том числе тех, кто совершает преступления) это существенно не повлияло на криминогенную ситуацию», — убеждает Андрей Небытов.
Государство идет навстречу, а затем ударит кнутом?
В то же время, по мнению эксперта по уголовному праву Григория Усатого, «градус повышается», и увеличение преступлений при столь масштабном обращении незадекларированного оружия — неизбежно. Как бытовых и уличных конфликтов, так и разбоев, уголовных разборок, насильственных преступлений и т.д.
«Сейчас это уже неединичные факты, и мы с вами можем это проанализировать и увидеть только верхушку айсберга. У нас же сейчас ведутся активные военные действия. И мы не знаем, сколько оружия может вернуться. Поэтому МВД и пытается сейчас максимально взять ситуацию под контроль», — говорит Усатый.
А знаете, какой один из неудобных аспектов, почему люди вооружаются? Не представители преступной группировки, а рядовые граждане. Вот они привезли с нуля оружие и прячут дома на черный день. Потому что понимают, что они не защищены. Это тоже проблема.Григорий Усатый, эксперт по уголовному праву
Он называет закон о декларировании оружия справедливыми попытками навести порядок, однако, как и Андрей Осадчук, скептичен по поводу эффективности.
В то же время Усатый уверен: сейчас государство идет навстречу и дает пряник в виде непривлечения к уголовной ответственности, чтобы потом ударить кнутом.
«Следующим шагом будет усиление работы правоохранителей относительно незаконного обращения оружия. Тогда будет вполне логично говорить о том, что “мы вам давали время”. Может быть более жесткий контроль за соблюдением законов. Потому что за ношение, хранение, приобретение и сбыт оружия все-таки предусмотрено лишение свободы на срок от 3 до 7 лет».
Мы же с вами не такие уж мечтатели. Понимаем, что это сделали в определенных целях. Что государству важнее увидеть это оружие, чтобы его задекларировали, чтобы его можно было как-то контролировать. Иначе мы упускаем шанс на регистрацию такого оружия в дальнейшем. Тогда оно будет где-то зарыто, скрыто — и в самый неподходящий момент может заговорить.Григорий Усатый, эксперт по уголовному праву
Заместитель главы Нацпола отвечает: сейчас работа всех подразделений больше направлена на извлечение так называемых тайников и перекрывание каналов сбыта оружия. В этом году разоблачили около тысячи таких фактов, а из незаконного оборота изъяли 4671 единицу огнестрельного оружия.
Удобно задекларировать и не ждать, что тебя привлекут к ответственности. А если уж дойдет до обысков, то, конечно, людям придется нести уголовную ответственность.Андрей Небытов, заместитель главы Национальной полиции Украины
«К сожалению, мы видели очень досадные случаи даже от одного патрона, когда разбивается капсюль, этот патрон взрывается, и у ребенка потом нет двух пальцев… Поэтому нужно декларировать оружие и не подвергать опасности ни себя, ни своих детей, ни членов семьи, ни окружение».
- Поделиться: