Образование для меняющегося мира: ученик будущего — какой он?

Образование для меняющегося мира: ученик будущего — какой он?
hromadske

В конце года мы, педагоги, не только подводим итоги, но и задумываемся, как движемся к главной цели — созданию среды, где каждый ребенок может реализовать свой потенциал.

Закон Украины «Об образовании» формулирует амбициозную задачу: «Разностороннее развитие, воспитание и социализация личности, которая (…) способна к жизни в обществе, самосовершенствованию и обучению на протяжении жизни». Это определение — не просто идеал. Оно находит отражение в конкретных реформах и проектах Министерства образования и науки Украины.

Образовательные реформы — это не только изменения в программах или инфраструктуре. Это трансформация видения, каким должен быть украинский школьник.

Свобода и ответственность

Ключевая цель реформы НУШ — готовить учеников к жизни, помогать определить свои интересы и сильные стороны, а также развивать важные компетентности, необходимые для профессионального и личного успеха. Основа этого подхода — развитие у детей навыков свободы и ответственности, которые необходимы для взрослой жизни.

С 2027 года старшеклассники смогут самостоятельно выбирать профили обучения и предметы/курсы, которые им интересны, будь то STEM, гуманитарные науки или творческие дисциплины. «Профильная» реформа старшей школы позволит учащимся и ученикам углубленно изучать предметы, которые отвечают их будущим целям, и создавать собственную образовательную траекторию.

Но свобода выбора — это не только возможность решать, что изучать. Это и ответственность. Каждый ученик, выбирая свой путь, возьмет на себя ответственность за собственное развитие, за использование знаний и умений.

В 2024 году наша команда заложила основу реформы старшей школы. Утвержден Государственный стандарт профильного среднего образования, который обеспечит школам и учащимся гибкость в выборе профиля обучения и предметов или курсов.

Кроме того, разработаны изменения в ключевые законы — «Об образовании» и «О полном общем среднем образовании». Они трансформируют сеть учебных заведений: академические лицеи станут обширными и обособленными от начальных школ и гимназий. Именно так мы сможем обеспечить тот же выбор: в лицеях учащихся будет достаточно, чтобы объединять группы для изучения различных предметов и курсов.

Поскольку лицеи будут отдельными, гимназии смогут уделять больше внимания профориентации и показывать учащимся разные варианты дальнейшего обучения — от академических лицеев до профессионально-технических училищ. Учащиеся будут выпускаться после 9 класса, и администрациям школ не нужно будет поощрять их переходить в 10 класс этой же школы, поскольку такого класса здесь не будет. Это даст учащимся больше свободы выбора, поможет лучше понять свои интересы и способности и найти лучший путь для дальнейшего развития.

В этом году 30 лицеев проходят подготовку к пилотированию профильного образования. С 1 сентября 2025 года они станут первопроходцами реформы, а их педагоги — менторами для учителей других лицеев, которые будут приобщаться к дальнейшим изменениям.

Жизнестойкость и самостоятельность

Мы создаем условия для учащегося, который сможет жить и действовать в обстоятельствах неопределенности. Такой ученик способен применять знания в реальных ситуациях — от финансовой грамотности до критического мышления.

Когда команда МОН дизайнировала реформу НУШ, то не предусматривала учебу во время полномасштабной войны. Однако реальность требует адаптации: сегодня учащиеся должны применять полученные знания в условиях военного времени. Первым шагом к переосмыслению образовательных областей стало обновление предмета «Защита Украины». Это не просто уроки военно-патриотического воспитания, но и получение практических навыков, необходимых каждому и каждому: медицинская помощь и тактическая медицина, военные технологии, информационная безопасность.

Чтобы учащиеся могли эффективно учиться, создаются специальные ячейки с интерактивным оборудованием — симуляторами дронов, лазерными тирами и тренажерами. Один центр создают на целое общество, чтобы охватить как можно больше детей. На это государство выделило 1,64 млрд грн — 920 ячеек уже создано.

Обновление «Защиты Украины» стало первым примером того, как образование реагирует на современные вызовы. Это не только новое содержание предмета, но и подход, ориентированный на практику.

В этом году мы начали разрабатывать путеводитель по образовательным отраслям (они объединяют смежные предметы и курсы). Эти путеводители станут отправными точками для смены учебных программ, учебников, наполнения кабинетов в школах. Важно, что это не разработка документа ради документа. Это практический инструментарий, который поможет учителю увязать государственный стандарт и программы по преподаванию в классе.

Учителя получат госстандарт на простом языке, понятные инструменты для подготовки интересных и практических уроков, новые программы обучения и повышения квалификации. Авторы учебников — рекомендации по созданию материалов, которые будут интересны учащимся. Администрации школ — модели современных кабинетов: естественных лабораторий, мастерских, художественных студий. Наша цель — сделать процесс обучения интересным и практичным.

Главная задача — соединить знания с жизнью. Мы не только формируем образованного человека, но и готовим его к реальным вызовам — от войны до постоянных перемен.

hromadske

Конкурентоспособный ученик

Полномасштабная война стала точкой невозвращения во всех областях нашей жизни. И в 2024 году, на третий год широкомасштабной войны мы сознательно перешли от проактивного реагирования на вызовы к выстраиванию стратегических решений в образовании.

Таким решением стало внедрение политики «Школа офлайн». Мы активно работаем над тем, чтобы вернуть детей на очное обучение, ведь дистанция, которая была ответом на вызовы пандемии и войны, не может быть долгосрочной стратегией. Очное образование формирует связи, навыки взаимодействия и сообщества, являющиеся ключевыми факторами для развития конкурентоспособности учащихся.

Возвращение к очной учебе — это не просто решение государства, а общий шаг к качественному образованию, требующий усилий всех: родителей, детей, учителей, местной власти.

Наши проактивные действия уже принесли результаты. Рекордные 7,5 млрд гривен на строительство укрытий в прифронтовых и приграничных с россией регионах. Это создаст условия для возвращения 100 тысяч детей в очное обучение. Почти 80 объектов активно строятся, и уже есть успешные кейсы. В частности, в прифронтовом Запорожье за 6 месяцев за счет государственной субвенции и софинансирования из местного бюджета построили подземную школу.

Все укрытия, которые строят сегодня как за государственные, так и за донорские средства, — противорадиационные. Такие решения дорогие: вывести в безопасный офлайн одного ребенка стоит примерно 100-150 тысяч гривен на одного ребенка. Однако эти расходы — долгосрочная инвестиция в будущее наших детей и целой страны.

Важной частью политики является сохранение связи с детьми за границей и на временно оккупированных территориях. МОН внедрил сокращенную программу для учащихся, которые учатся за рубежом и в Украине, а для детей на ВОТ — педагогический патронаж с консультациями и индивидуальным планом обучения.

2024 год стал годом сложных решений и важных достижений для образования. Мы заложили основу для системных изменений, которые помогут учащимся не только обретать знания, но и развивать свободу, сознание, жизнестойкость и ответственность.

Мы готовим наших детей к реальной жизни, где они получают не только знания, но и навыки, которые помогут им преодолевать любые вызовы. Даем возможность выбирать предметы, отвечающие их интересам и профессиональным амбициям. Создавая безопасные условия обучения, мы не забываем о качестве образования.

Даже если часть учеников вынуждена учиться за границей, мы поддерживаем связь с Украиной, обеспечивая сохранение национальной идентичности и причастности к большой украинской семье.

Потому что каждый из них — это потенциал, способный изменить не только свою жизнь, но и страну. И мы вместе должны подготовить их к этому.


Это авторская колонка. Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.