Воинская обязанность. Не пора ли сделать ее всеобщей

Воинская обязанность. Не пора ли сделать ее всеобщей
hromadske

Из-за напряженных отношений с США и призрачных перспектив прекращения боевых действий с россией Украина должна искать внутренние ресурсы для дальнейшего противостояния российской агрессии. Человеческие ресурсы в том числе.

Конституция Украины определяет защиту Родины обязанностью всех граждан. Так не стоит ли ввести всеобщую воинскую обязанность — как действенный способ добиться качественной подготовки всего населения к обороне Украины? hromadske изучало вопрос.

Угроза от «пиджаков»

Всеобщая воинская обязанность — это когда армейскую подготовку проходят все граждане страны независимо от пола и статуса. Раньше ее проходили только мужчины во время срочной службы. Однако срочную службу отменили. Теперь внедряют базовую общевойсковую подготовку (БОВП) — с 18 лет, для студентов учебных заведений. Для мужчин она обязательна, для женщин — добровольная.

«Я думаю, что это будет хромать. Скорее всего, материальной базы в вузах нет, макетов оружия нет, полигонов нет. Возможно, к 1 сентября ситуация изменится к лучшему. С этим могли бы помочь Силы теробороны, но все они привлечены на фронте. Жаль, если курсы БОВП превратятся в работу печально известных военных кафедр при вузах, которые готовили “пиджаков”, а не боеспособных военных. Чтобы так не случилось, нужно отказаться от многих сомнительных расходов во время войны, таких как озеленение прифронтовых городов, их благоустройство и т.п., и направить деньги строго на военную подготовку», — говорит Денис Семирог-Орлик, главный сержант 4 центра рекрутинга Сил теробороны ВСУ.

Архитектор по специальности, Денис в 2015 году был записан военкоматом в так называемые отряды обороны. Отряды существовали в виде списков военнообязанных, которым было приказано ждать дальнейших распоряжений. Ждать Денису пришлось до 2019 года: именно тогда он подписал контракт о службе в резерве 130 батальона теробороны Соломенского района столицы. Батальон только формировался: командир и начштаба подразделения были кадровыми офицерами, остальные из личного состава были такие же, как и Денис, — резервистами. Бойцы батальона оставались гражданскими людьми, но каждую субботу проходили тренировки: овладевали обращением с оружием, системой связи, изучали такмед и топографию, учились тактическому взаимодействию в малых группах. Периодически резервисты выезжали на 10-дневные военные сборы. В таком режиме Денис и другие резервисты батальона проходили военное обучение до 24 февраля 2022 года. Правда, накануне войны они несколько раз отрабатывали боевые задания на случай полномасштабного вторжения.

В 5 часов утра 24 февраля их вызвали в штаб батальона. Уже в 16 часов они взяли под охрану аэропорт «Киев». Резервисты стали боевой основой 130 батальона теробороны, который воевал в Ирпене, в Харьковской области, на Бахмутском, Лиманском и Купянском направлениях. По словам Дениса, только благодаря навыкам, полученным во время тренировок каждую субботу, они, фактически гражданские люди, смогли выполнять боевые задания большой войны. Денис воевал в 130 батальоне до марта 2024 года. С тех пор и до сих пор работает в рекрутинговом центре.

По его наблюдениям, даже сегодня, на четвертый год полномасштабной войны, в центры приходят далекие от нужд фронта граждане.

«Большинство людей, которые сегодня обращаются в рекрутинговые центры, вообще не имеют никакой военной подготовки, даже примерного представления о ней. Учебные центры тратят время, чтобы дать им азы военного дела. А если бы граждане мобилизовывались с базовыми знаниями, программу их подготовки в учебных центрах можно было бы сделать более углубленной. И они бы попадали в воинские части с лучшей подготовкой, чем сегодня», — говорит Семирог-Орлик.

Мобилизация 18-летних

По словам заместителя командира 12 бригады специального назначения «Азов» Святослава Паламара (Калина), благодаря всеобщей воинской обязанности мы сможем иметь значительное количество подготовленных для обороны Украины людей, которые в нужный момент приступят к выполнению боевых задач.

Подполковник Паламар предлагает организовать выполнение всеобщей воинской обязанности через призыв на обязательную военную службу юношей с 18 лет.

«Если мы мобилизуем мужчин для участия в боевых действиях с 25 лет, то парни в возрасте от 18 до 25 могут приобщаться к несению небоевой службы. К примеру, охранять мосты, АЭС, ТЦК, выполнять задачи по логистике, сопровождению, служить в силах ПВО и т.д. Это будет полноценное участие молодежи в обороне нашего государства», — подчеркивает подполковник Паламар.

По его мнению, такая мобилизация позволит высвободить для участия в боевых действиях на линии фронта военных, старше 25 лет, которые сейчас вынуждены находиться на тыловых должностях. И содержание мобилизованных будет стоить государству гораздо дешевле оплаты труда контрактников. Во то же время такая служба станет качественной подготовкой юношей к фронту. По всей вероятности, часть из них захочет подписать контракт с ВСУ еще до наступления 25 лет. По словам Паламара, четверть военнослужащих «Азова» подписали контракт в возрасте до 25 лет.

Калина предлагает проводить военную подготовку таких мобилизованных на базе армейских корпусов — так, чтобы военная часть сразу могла внести нужные коррективы в процесс подготовки бойца. К тому же корпуса будут иметь всю необходимую материальную базу для организации такого обучения. Но в то же время на общегосударственном уровне должен работать специальный институт, который координировал бы пропаганду военной службы и защиты Родины.

«Нам нужно показывать, что украинская армия — это не бедные-несчастные мальчики, идущие на самопожертвование, на героическую гибель. Мы должны показывать профессионализм нашей армии: сейчас у нас есть мегакрутые военные. Которые знают и умеют больше, чем военнослужащие других стран. А саму армию нужно показывать как сообщество, где можно стать крутым специалистом и получить высокое денежное довольствие. В таких условиях многие юноши в возрасте до 25 лет захотят подписать контракт», — считает Калина.

Не выносите женщин за скобки

По данным Минобороны, контракт с ВСУ добровольно подписали 48 тысяч женщин. Должна ли на женщин распространяться всеобщая воинская обязанность? В частности, может ли речь идти об обязательной мобилизации девушек после достижения ими 25 лет? По крайней мере тех, которые пройдут БОВП на базе своих вузов? Напомним, что соответственные курсы женщины могут посещать по желанию.

По словам Дениса Семирога-Орлика, в свое время в его 130 батальоне теробороны женщины и стреляли, и минометы таскали. И если женщина хочет и может служить на такой должности, то почему бы нет? Но как быть с физиологией? К примеру, захотел боец на позиции в туалет — отлил в бутылку. А что делать женщине? Все это может создать определенные сложности для ведения боевых действий.

«Кроме того, в нашем мужском сознании заложено, что женщину нужно оберегать. И потеря женщины на позиции воспринимается подразделением гораздо труднее, чем потеря мужчины. Поэтому командир, выбирая бойцов на задание, женщину выберет не в первую очередь. И что можно говорить о всеобщей воинской обязанности для женщин, если наши женщины своих мужчин прячут от ТЦК, считая, что и мужчины не должны служить? Отношение к женщинам на войне нужно переломить в общественном сознании. Думаю, что обучение, которое девушки будут проходить в своих вузах, может стать первым шагом к этому», — надеется Денис.

Военнослужащая 17 танковой бригады Валентина Коробко еще до полномасштабной войны была механиком БМП. Затем ушла в декрет, а когда вернулась в часть, узнала, что материнство несовместимо с должностью механика. Женщина переучилась на оператора FPV-дронов, «летала» над Часовым Яром. Теперь служит инструктором по БпЛА в одном из учебных центров. Валентина говорит, что мужчины считают ВСУ своей, сугубо мужской «песочницей», в которой они стремятся играть по своим правилам.

«Женщины хотят иметь в ВСУ равные возможности с мужчинами. Но мужчины видят в этом опасность для себя. Конечно, изменения в пользу женщин происходят. Раньше в армии женщина могла быть кухаркой или швеей. Теперь многие девушки пилотируют дроны, есть механики, связисты, слышала даже о штурмовиках. Но девушки должны приложить много усилий, чтобы занять эти должности. Если бы был закон о всеобщей воинской обязанности, такая себе официальная разнарядка в подразделения сверху, то женщинам было бы проще отстаивать в армии свои права и занимать те должности, которые они хотят», — считает Валентина.

Но даже народные депутаты, которые поддерживают идею принятия закона о всеобщей воинской обязанности, предпочитают выносить женщин за скобки. К примеру, депутат Вадим Ивченко убежден, что мобилизация женщин может быть только на добровольной основе.

Без ограничений пола и возраста

Защита Отечества, независимости и территориальной целостности Украины, уважение ее государственных символов является обязанностью граждан Украины.статья 65 Конституции Украины

Согласно трактовке Виктора Шишкина, правоведа и бывшего судьи Конституционного суда это означает, что в случае внешнего нападения, когда возникает угроза независимости и территориальной целостности Украины, все граждане обязаны защищать страну. И это в равной степени касается и мужчин, и женщин.

«То, что женщины в армии сегодня ограничены в возможности занимать определенные должности, является, скажем так, не совсем правильным пониманием конституционных норм со стороны государства. Если женщина хочет быть, например, танкистом, то обязанность государства — научить ее этой специальности. Дискриминация в отношении женщин в армии базируется на установке, что ее здоровье более уязвимо, чем мужское. Но мужское здоровье так же важно, как и женское», — отмечает Шишкин.

Один из первых законов, принятых независимой Украиной, — «О воинской обязанности и военной службе». В его названии не было слова «всеобщей». Это означало, что военная служба становится обязанностью не для всех. Такая ситуация не была раздражительной в мирное время, но в военное, как видим, вызывает вопросы.

«Для всех граждан совершеннолетие наступает в 18 лет — и вне совершеннолетия уже нельзя ставить граждан в неравные условия в зависимости от их возраста. Не мобилизовывать до 25 лет, чтобы люди могли получить образование и дать потомство? Но граждане 35 лет тоже имеют право на образование и потомство. То есть мобилизация с 18 лет не противоречит Конституции и не будет ее нарушением. Напротив, государство сегодня не в полной мере использует возможности, заложенные в Конституции. Это мой субъективный взгляд. Я так трактую эту конституционную норму», — говорит Шишкин.

Согласовать конституционные нормы

По подсчетам издания «Тексты», 125 тысяч мужчин являются попечителями или для ребенка, или для взрослого с инвалидностью. Шишкин считает, что реальных попечителей значительно меньше — часто мужчины используют эти нормы закона для избежания службы.

«Мобилизации не подлежит человек, который ухаживает за больной матерью. Но если в семье, кроме этого военнообязанного, есть другие родственники — его сестры, дочери, жена, — которые могут заботиться о больной, то есть он не единственный возможный попечитель, то почему бы его не мобилизовать?».

По словам Святослава Паламара, свое предложение относительно всеобщей воинской обязанности и мобилизации 18-летних он не раз высказывал в общении со служащими Генштаба, Минобороны, народными депутатами. Многие проявляли к нему искренний интерес. Однако никто не предлагал Калине принять участие в каком-либо официальном заседании или присоединиться к рабочей группе по изучению проблемы и возможному ее решению.

hromadske обратилось в Минобороны с запросом о необходимости такого закона. На момент публикации материала ответа из военного ведомства редакция не получила.