Партийные газеты в почтовых ящиках и тысяча от Зеленского. Готовятся ли власти к выборам

Еще год назад, когда президентский срок Зеленского подходил к концу, все политсилы договорились: «Выборы во время войны — президентские или парламентские — невозможны. Только после окончания военного положения».
Осень 2024-го — до сих пор без малейшего намека на конец войны, но разговоры о выборах оживились. В частности, Economist написал, что Зеленский рассматривает такую возможность в 2025 году.
Идет ли дело дальше разговоров? Является ли тысяча гривен от президента и партийные газеты в почтовых ящиках предвестниками выборов? Что говорят в Верховной Раде и в Офисе президента? Разбиралось hromadske.
Миллионы на печать газет и пиар
«Прошу направить средства, которые тратят на печать и распространение этих газет, для помощи ВСУ. Считаю такие методы агитации во время войны недейственными и неуместными», — так отреагировал и. о. главы Львовского облсовета Юрий Холод на возмущение в соцсетях.
Все из-за газет «Слуга народа», которые львовяне заметили в своих почтовых ящиках в сентябре и октябре.
Холод, который, к слову, является представителем «слуг» в облсовете, направил письмо главе партии.
«Нас никто не спрашивал — для меня это стало неожиданностью. Я не знаю, какой тираж газет на область и сколько на это идет денег, но считаю это нецелесообразным», — сказал Холод в комментарии hromadske.

Волна распространения партийных газет «слуг» заметна также в Киеве и других регионах, говорит глава Комитета избирателей Украины Алексей Кошель. Это, по его мнению, свидетельствует об активизации партийных штабов, но не обязательно означает подготовку к выборам.
На протяжении 2023-го и в начале 2024-го такой активной информационной работы, когда в ящики бросали партийные агитки, мы не наблюдали. Но такое чрезмерное увлечение информационно-пропагандистскими кампаниями на фоне войны — не лучшая форма деятельности политических партий сегодня.Алексей Кошель, глава Комитета избирателей Украины
Глава партии «Слуга Народа» Елена Шуляк ответила hromadske, что партийная газета непрерывно печатается раз в месяц на протяжении уже по меньшей мере трех лет (с перерывом в 2022-м). Уверяет: агитация не усилилась, а тех, кто ведет такие разговоры, обвинила в «хайпе».
«Газета — исключительно информационная, а не агитационная. Тираж формируют региональные ячейки. Они заказывают необходимое количество газет, которое потом и распространяют. Инициатива здесь всегда идет снизу вверх», — говорит глава партии «Слуга Народа» Елена Шуляк.
Однако создается впечатление, что все работает наоборот. Как объяснить, что в региональных ячейках об этом «ни сном ни духом». Глава областной ячейки «слуг» и глава Львовской военной администрации Максим Козицкий убеждает, что не имеет отношения к распространению газет в области.
Печать региональных газет «Слуге Народа» обходится почти в 10 миллионов гривен в три месяца. В целом, по данным движения «Честно», на газеты и другие материалы, пиар в медиа и соцсетях, а также проведение различных мероприятий партия потратила около 26 миллионов гривен за II квартал этого года. В то же время Шуляк заверила, что на финансировании агитнаправления во время войны в партии наоборот экономят.
Обсуждают ли выборы в Офисе президента?
В региональных центрах «слуг» говорят, что совещаний или других активностей по поводу выборов не было. Предметных зацепок, что власти разрабатывают сценарии проведения выборов во время войны, не нашлось ни во время общения с представителями «слуг народа» в парламенте, ни с оппозиционными народными депутатами.
«Если откровенно, не вижу ничего, кроме разговоров в медиа», — говорит народный депутат от «Голоса» Ярослав Железняк.
«Разговоры есть, но сказать, что атмосфера Банковой полностью поглощена избирательным процессом, будет неправдой», — сказал наш собеседник в Офисе президента.
Среди тех, кто точно по уши пытается масштабировать и моделировать предстоящую избирательную гонку, есть Алексей Кулеба, который с вечно печальным лицом наводит резкость партийного актива в регионах, и Виктор Микита, отвечающий за региональную политику в Офисе вместо Кулебы. В то же время это не мешает им друг друга буквально есть с утра до ночи в вечных интригах.Источник hromadske в Офисе президента
«Ну и Арахамия пытается найти и — главное — сохранить себя, рисуя стратегию смены избирательной системы. Очевидно, что власти захотят вернуть "мажоритарку", потому что покупать голоса в мажоритарных округах гораздо легче, чем пытаться "слугой" снова взять монобольшинство. Но, в конце концов, отмечу, что большой истерии вокруг выборов пока не наблюдается», — добавляет источник hromadske в ОП.
Ранее новый заместитель главы ОП Виктор Микита уверял LB.ua, что никаких разговоров об избирательном процессе не проводит, а информация, распространенная отдельными людьми, не соответствует действительности.
«Полный фейк, кроме бытовых "посиделок за бутылкой кофе" ничего нет», — в свою очередь сказал hromadske Давид Арахамия. Но разговоры о выборах, очевидно, привлекательно действуют на участников политического процесса. Потому что, по нашей информации, наблюдается оживление и запрос на работу пиар-команд, ранее занимавшихся выборами.
С другой стороны, выборы во время военного положения прямо запрещены законом. Если даже его отменят, понадобится не менее шести месяцев, чтобы подготовить законодательную базу для выборов.
Год назад в парламенте даже была создана рабочая группа по наработке закона о первых послевоенных выборах. Но существенных продвижений в этом вопросе сейчас нет. Только черновик законопроекта о том, что на отдельных территориях провести выборы невозможно.
Мы как большинство точно этот вопрос не «пушим». Потому что, как только начнем это делать, сразу оппозиция возьмет на флаг, что мы якобы готовимся к выборам. Хотя, с точки зрения международных стандартов, избирательное законодательство должно быть сформировано не менее чем за полгода до проведения выборов. Мы не знаем, когда завершится война, но какую-то подготовительную работу стоило бы вести.Виталий Безгин, один из членов рабочей группы, народный депутат от «Слуги Народа»
Елена Шуляк добавила, что разговоры о выборах во время войны только дестабилизируют ситуацию в стране:
«Президент и партия "Слуга Народа" неоднократно отмечали, что выборы в условиях полномасштабной войны невозможны. Потому что существует ряд вызовов — нужно обеспечить права военнослужащим выбирать и быть избранными, организовать выборы за границей и провести их на территориях, где идут боевые действия разной интенсивности».
Власть «метеочувствительна»: есть ли запрос общества на выборы
Есть много сигналов, которые могут свидетельствовать об усиленной подготовке к предстоящей избирательной кампании, однако они не системны, отмечает глава Комитета избирателей Алексей Кошель.
Не видит оснований говорить, что власти готовятся к выборам, и бывший народный депутат, а ныне руководитель Института стратегических исследований и прогнозов «Янус» Игорь Грынив. Как политтехнолог он работал с двумя президентами Украины — Виктором Ющенко и Петром Порошенко.
Не наталкивает его на такое мнение ни волна информационной работы, ни тысяча от Зеленского.
«Мне это не напоминает предвыборные шаги, потому что я не вижу изменений от этого. Если мы говорим о газетах, это просто имитация бурной деятельности штабов. Политтехнологически — они не к выборам готовятся, а консолидируют собственный партийный актив или пытаются не допустить его разбалансировки», — говорит Грынив.
Спрашиваю, не о предвыборной ли консолидации речь шла, когда всем облсоветам пошло указание поддерживать План победы президента на внеочередных сессиях.
«Это спущено сверху, но почти каждая власть так поступала. Мне очень стыдно и за все предыдущие случаи, — отвечает политтехнолог. — Я помню, когда кто-то выходил с какой-то программой, то моментально должен быть обеспечен “одобрямс”, в частности через вертикаль региональных властей. Так выстроено, это правила политики».
В решении властей проводить или не проводить выборы, говорит Грынив, ключевое — это общественный запрос.
Сегодняшняя власть «метеочувствительна» — она ориентируется на то, что в социологических опросах люди не хотят выборов. Я провожу исследование примерно раз в месяц: количество людей, которые хотят выборов, за последние 8 месяцев не возросло. И оно вдвое меньше тех, кто их не хочет. А почему власть должна опираться на меньшинство, когда она — вождь большинства?Игорь Грынив, политтехнолог, руководитель Института стратегических исследований и прогнозов «Янус»
Электоральные симпатии
По данным последнего исследования «Центра Разумкова», тех, кто выступает за выборы во время войны, сейчас около 30%. Если сравнить с прошлым годом, это число не намного, но выросло. Это связано с падением доверия к президенту, говорит исполнительный директор Киевского международного института социологии Антон Грушецкий.
«Но все равно у нас большинство людей (даже те, кто критически относится к нынешней власти) говорят, что приоритет — это победа или достижение успеха в войне. И потом уже проведение выборов — сейчас острого запроса на это нет», — объясняет Грушецкий.
С другой стороны, запрос общества на обновление власти — безумный. Согласно тому же исследованию «Центра Разумкова», едва треть опрошенных ответила, что доверила бы власть в послевоенный период имеющимся политсилам.
«Еще в начале 2023 года, когда мы задавали вопрос: “Хотели бы вы обновления парламента, правительства и президента” — более 70% отвечали одобрительно. Из них около четверти говорили об обновлении президента. Большинство поддерживало смену парламента и правительства. В мирное время это обычно трансформируется в требование досрочных выборов. А сейчас не так, потому что люди во время войны признают определенную приоритетность», — говорит Грушецкий.
Социологические исследования показывают, что больше опрошенных надеются на новые лица в парламенте. Там хотят видеть военных (самый большой уровень доверия), волонтеров и представителей гражданского общества.
«Сейчас многие голоса могут забрать партии, которые будут восприниматься как волонтерско-военные. “Слуга Народа” снова сильно потеряла поддержку: если в 2019 году она получила более 40% — к февралю 2022-го рейтинг снизился до 15%; после вторжения он поднялся до около 40%, дальше падал и сейчас снова на уровне около 15%.
Став фактически токсичной, в нынешней конфигурации она не наберет много голосов. Хотя ее могут трансформировать в “Блок Владимира Зеленского” — тогда это подтянет поддержку», — отметил Грушецкий.
Что касается вероятных президентских выборов — сейчас это выглядит так, что Владимир Зеленский, как он сам говорил, «выиграл бы выборы, если бы они состоялись». Но есть одна фигура, которая может сыграть поворотную роль.
«Хотя от самого Валерия Залужного никакого интереса к политической жизни не было, но он сохраняет очень высокое доверие среди украинского населения — более 80%. И он мог бы создать огромную конкуренцию — у него большой шанс на победу.
Если Владимир Зеленский соревнуется с нынешними политиками, то он в абсолютно комфортном положении. Людям на президентских выборах нужен лидер военного времени. А у нас очень мало людей, которые впишутся в этот образ», — отмечает Антон Грушецкий.
Директор КМИС отметил: хотя часть украинцев обвиняет власть в непроведении выборов как скатывание в авторитаризм — на самом деле выборы сейчас дали бы лучшие шансы власти, чем в будущем. Но об этом пока речь не идет. Или ключевая причина в том, что это объективно сложно и затратно, или в настроениях людей — но, похоже, и оппозиция, и власть понимают, что лозунг «выборы во время войны» популярным в обществе не является. И никто пока не рискует открыто расшатывать эту лодку.
- Поделиться: