6 особенностей российской #ДИМОНстрации

В более чем 80 городах России прошли антикоррупционные митинги. Формальным поводом для акций стал фильм «Он вам не Димон» Фонда борьбы с коррупцией, который возглавляет Алексей Навальный, о «тайной империи» премьер—министра России Дмитрия Медведева.

Фото twitter / ruslan shavedinov

В более чем 80 городах России прошли антикоррупционные митинги. Формальным поводом для акций стал фильм «Он вам не Димон» Фонда борьбы с коррупцией, который возглавляет Алексей Навальный, о «тайной империи» премьер-министра России Дмитрия Медведева.

Громадское анализирует отличительные черты этой волны протестов.

Протесты в Сибири, на Дальнем Востоке и Юге России

В этот раз протестной активностью отличились не только Москва и Санкт-Петербург, но и российская провинция. Во Владивостоке были задержаны 40 человек.

Акция в Новосибирске стала одной из самых массовых в регионах – пришло около 4 тысяч человек.

Несколько десятков человек пришли на антикоррупционную акцию в столице Дагестана Махачкале, которая до этого не отличалась протестной активностью.

Символы: кроссовки, улица, фонарь и утки

Многие приходили на акции протеста с парой кроссовок. Кто-то шутил, что это сменная обувь. Но было понятно, что это отсылка к расследованию Фонда борьбы с коррупцией. Напомним, в материале говорится, что расследование началось именно с обуви главы российского правительства. Кроссовки протестующие носили с собой или вешали на фонари и деревья.

Коммунальщики снимают кроссовки с дерева / Твиттер Andrey Ezhov

Во время акции в Москве молодые люди залезали на фонари, делали селфи, вешали плакаты с лозунгами и флаги. Двух человек ОМОНу пришлось силой стаскивать с фонарей, так как протестующие не хотели подчиняться приказам.

Люди приходили с плакатами, на которых был изображен другой герой расследования — «уточка». Этот символ возник после того, как Навальный рассказал о том, что на территории одного из поместий Медведева находится «домик для уточки».

Беспрецедентные задержания

По словам директора организации «Русь сидящая» Ольги Романовой, правозащитники не были готовы к таким массовым арестам.

По данным ОВД-инфо, только в Москве задержали более тысячи человек. Не во всех случаях в отделения полиции допускали адвокатов.

Самыми «популярными» стали статьи о сопротивлении сотрудникам полиции и «участии в несанкционированной акции». Наиболее активным участникам, например соратнику Навального Леониду Волкову, грозит статья «об экстремизме».

Российские власти, по словам Романовой, могут готовить большое уголовное дело, связанное с травмированием полицейского на улице Тверской в Москве.

«Мы просто гуляем»

Фраза, которая была популярна во время протестов в 2011-2012 годах, вновь обрела актуальность.

Так как часть акций власти не разрешили (в том числе в Москве), люди выходили на площади «просто погулять».

Навальный, уже сидя в автозаке, призвал продолжать именно «мирную прогулку».

Многие люди, отвечая на вопросы журналистов “А вы не боитесь, что вас задержат?” отвечали: “Мы просто гуляем!».

Арест команды Навального

Ожидалось, что главным действующим лицом акции протеста в Москве станет кандидат в президенты России, оппозиционер Алексей Навальный. Впрочем он был задержан через 20 минут после начала протеста. И если то, что Навального задержали, было ожидаемо, то для многих в соцсетях сюрпризом стало то, что протестующие осмелились заблокировать автозак с политиком и не давали ему выехать.

Кроме того, полиция задержала всех сотрудников ФБК (в том числе и тех, которые не выходили на улицу). В офисе фонда правоохранители провели обыск, изъяли технику и опечатали помещение.

Школьники против коррупции

В протестах приняло участие много несовершеннолетних.

На митинге в Томске выступил ученик 5-го класса.

В соцсетях даже появился хештег #школьники.

Но и их правоохранители задерживали довольно жестко.

Фото Марии Карпухиной/Дождь

Некоторым подросткам уже в ОВД не давали позвонить родителям.

В Нижнем Новгороде на пятерых родителей школьников составили протоколы “о неисполнении обязанностей по воспитанию несовершеннолетних”.

Ольга Романова отмечает, что дела школьников передаются в Комиссию по делам несовершеннолетних, и не исключает, что у участников акций могут возникнуть проблемы в школе.