9 мая в Грузии. Их уже осталось мало

«4 мая я понял, что все закончилось». Ветераны вспоминают, как оказались на войне и через что прошли

Материалjam-news

9 мая в Тбилиси у мемориала неизвестного солдата зажгли огонь. Oн здесь не вечный и горит только в день Победы.

С каждым годом в парке Ваке становиться все меньше одетых в военную форму людей, отмечающих день Победы над фашизмом. Не часто на улице заметишь пожилого человека, чья грудь украшена орденами и медалями.

Вальсировать под фронтовую музыку уже тоже тяжело. Ветераны долго и оживлённо рассказывали фронтовые истории, останавливаясь лишь для того, чтобы спросить – не утомили ли своим рассказом. Прошло 72 года, но слезы опять наворачиваются на глаза.

По данным «Государственной службы по делам ветеранов», в Грузии сегодня 922 ветерана Великой отечественной войны.

К 9 мая грузинские ветераны получат одноразовое пособие — 600 лари (около 250 долларов).

В годы Великой Отечественной Войны, Грузия отправила на фронт 700 тысяч солдат – почти треть своего населения. 35 из них стали генералами. А 300 тысяч не смогли вернуться домой.

Михаил Мхеидзе, 94 года:

«Мне было 17, когда меня призвали на войну. Я жил в Хони. Воевал я на третьем украинском фронте, прошел Днепр, Днепропетровск, Кривой Рог, был артиллеристом. Вот, мне не хватает пальцев на правой руке. Мы одержали победу над фашизмом. 9 мая – великий день».

Ивлита Кучаидзе, 96 лет

“На войну меня забрали в возрасте 19 лет. Я была медсестрой. Наш госпиталь следовал за фронтом. Прошли Украину, Беларусь, Польшу. В 44 году, когда я была в госпитале и тяжело болела тифом, началась бомбежка. Еле успела залезть под койку. Когда все стихло, я не могла пошевелиться, вокруг были развалины. Ниже пояса ничего не чувствовала и так лежала под развалинами. В ту ночь я потеряла троих товарищей. На женщину-уборщицу упало что-то железное и она умерла страшной смертью. Все помню, как сегодняшний день”.

Вахтанг Тавшавадзе, 92 года

“Мне не было и 17, когда я пошел на войну. Я родился и вырос в Тбилиси, в Нахаловке. Всех моих старших товарищей призвали. Я провожал их на войну, мы были около клуба на Плеханова, и там подполковник спросил про меня, кто это. Меня не призывали, а те кого призывали, сказали что я их друг. Он сказал – какой хороший парень. И меня взяли тоже.

Мы взяли Кавказ, Чечено-Ингушетию. Я прошел пол-Европы, начиная от Кавказа, с Кизляра. Всю Украину, Россию, Молдавию, Румынию, Венгрию, потом Югославию, потом опять Венгрия, Чехословакия и Австрия, где родился Гитлер. Мы были в 40 километрах от Вены, когда узнали о Победе”.

Григорий Панасян, 92 года

“На войну ушел добровольцем. Мне было 17 лет. Это было в 43 году. Пошел потому, что другие шли, а я оставался один. Попал в грузинскую дивизию. У Севастополя был настоящий ужас, все моменты были ужасными. Я сам удивляюсь, что сегодня еще жив.”

Офелия Карапетян, 91 год

“Мне было 16 лет, когда забрали на войну. Работала медсестрой в арсенале, мы ухаживали за ранеными. Мне очень нравилось служить народу, людям, я очень любила Сталина, он был моей любовью. Когда в 45-м узнали о победе, очень обрадовались. Я лечила раненого, когда пришла эта весть”.

Николоз Чарашвили, 96 лет

“Когда я пошел на войну, мне было 17 или 18 лет. Я жил в Тбилиси, в Нахаловке. Меня не призывали, я пошел добровольно. Так как моя родина былa в очень тяжелом положении. Забрали меня прямо из школы. Я прошел пешком с боями от Сталинграда до Берлина, примерно за 4 года. Лучше всех помню тот день, когда мы победили фашистов. Я об этом узнал 4 мая – мы были на реке Эльба в Германии и поняли, что все закончилось”.

Как всегда не обошлось и без коммунистов

И без сталинистов

Для ветеранов сыграли и небольшой концерт