All inclusive на орбите: как стать космическим туристом, что надо уметь и сколько это будет стоить

«Это был самый удивительный опыт в моей жизни. Восемь дней сплошной эйфории», — так американский бизнесмен итальянского происхождения Деннис Тито рассказывал о своем космическом полете в мае 2001 года. Тито, глава одной из крупнейших инвестиционных компаний в США, стал первым человеком в мире, который отправился в космос, не будучи профессиональным астронавтом — и за свой счет.
Эйфория и 128 витков вокруг Земли обошлись Тито в 20 миллионов долларов, а еще стоили ему восьми месяцев интенсивной подготовки. Зато в итоге первый космический турист овладел навыками самостоятельного управления кораблем и даже смог бы его пристыковать к Международной космической станции в случае необходимости. Перед полетом Тито успешно сдал экзамен — вроде того, что сдаем мы, получая водительские права. Только вместо легковушки здесь — «Союз ТМ-32».
После Тито в космосе побывали всего шестеро туристов (последний раз — в 2009 году), причем летали они по одному и тому же маршруту — на МКС. Но в ближайшее время с большой вероятностью все изменится, и с развитием «частного космоса» туристические путешествия во внеземное пространство станут более частыми, простыми и доступными.
Рассказываем, какие сейчас существуют варианты — если у вас есть желание, состояние здоровья и не менее 200 тысяч долларов.

Когда космический туризм еще не был туризмом
Первые непрофессиональные астронавты отправлялись в космос не за собственные средства — их отправляли их работодатели. И такие полеты имели просветительскую, а иногда и пропагандистскую цель.
Например, в январе 1986-го в рамках американского правительственного проекта «Учитель в космосе» на шаттле «Челленджер» вместе с профессиональными астронавтами должна была полететь учительница Криста Маколифф — и провести несколько онлайн-уроков с орбиты. Но через 73 секунды после старта корабль взорвался, и все семь членов экипажа погибли.
Через четыре года на станцию «Мир» впервые попал японский журналист Тоёхиро Акияма. В течение недели на борту станции он вел прямые трансляции для телекомпании TBS. Во сколько его работодателю обошлась эта командировка, неизвестно, но приблизительная ее стоимость оценивается в пределах от 12 до 37 миллионов долларов.
Но настоящий космический туризм начался с появлением первого космического туроператора — компании Space Adventures, отправившей на орбиту Денниса Тито в 2001 году, и которая отправляет космических туристов по сей день.
Все туристические полеты на МКС Space Adventures до сих пор осуществляла на российских кораблях «Союз» с космодрома Байконур, а готовили туристов в Звездном Городке. Собственно, после закрытия программы космических шаттлов и до прошлого года, когда SpaceX осуществила свой первый пилотируемый коммерческий запуск, это вообще было единственным способом добраться до станции. Теперь же, с интенсивным развитием коммерческой космонавтики в мире, и прежде всего — в США, число вариантов увеличилось и для космических туристов.
Как стать космическим туристом? И какая нужна подготовка?
Сейчас требований к желающим побывать в космосе значительно меньше, чем, скажем, 30 лет назад.
Главное для космического туриста — самому реалистично оценивать свое состояние здоровья и возможность выдержать изменения давления и перегрузки. Медосмотр перед полетом, конечно, пройти придется. Однако, как отмечают опытные астронавты, таких серьезных требований, как к профессионалам, никто выдвигать не будет.
Подготовка к полету тоже длится значительно меньше, чем у профессиональных астронавтов: в среднем до года. Будущие космические туристы тренируются легче переносить условия невесомости и обслуживать себя на космическом корабле.
Американский астронавт Лерой Чиао уверяет, что в любом случае главное для космического путешественника — не переживать сверх меры и суметь просто «расслабиться и наслаждаться процессом», ведь обо всем позаботится компания-перевозчик.
«Конечно, будьте усердными на всем протяжении своей подготовки, общайтесь с другими людьми, которые уже побывали в космосе, если есть возможность. Но на самом деле вы будете удивлены, как спокойно все пройдет!» — говорит Чиао.

Так какой же вариант отправиться к звездам — самый простой и самый дешевый?
Путешествия, которые обещают уже в ближайшее время главные частные космические перевозчики — SpaceX, Blue Origin и Virgin Galactic — отличаются по продолжительности, сложности и, соответственно, цене полета.
Относительно бюджетным и непродолжительным является суборбитальный космический полет. И, скорее всего, именно такой вариант будет реализован в ближайшее время. Речь идет о выводе космического корабля на высоту 100-160 км — это где-то в три-четыре раза ниже, чем орбита МКС. Состояние невесомости при этом удастся почувствовать недолго — всего на несколько минут.
Интересно, что, согласно трактовке Международной авиационной федерации США, такие туристы тоже смогут называть себя астронавтами: это «звание» получают те, кто поднимался над Землей выше 80 км.
Похоже, пальма первенства здесь достанется компании Blue Origin, принадлежащей миллиардеру Джеффу Безосу. Она обещает отправить шестерых путешественников на своем аппарате New Shepard уже в июле этого года — как раз к 60-летнему юбилею полета первого американского астронавта.

Одно место из шести компания разыграла на аукционе и объявит победителя в ближайшие дни. Эти средства Blue Origin направит своей детской организации Club for the Future, основанной в 2019 году, чтобы привлечь детей к изучению космонавтики.
Стоимость билета пока не разглашают, но оценивают на уровне не менее 200 тысяч долларов. Так же не сообщают, кем будут еще пятеро астронавтов, которые полетят в первое путешествие.
Полет будет выглядеть так: ракета поднимается на высоту около 100 км, там от нее отсоединяется капсула с экипажем. Она минут на 10 «зависает» на высоте, дает возможность туристам рассмотреть Землю и начинает спускаться. Посадка происходит с помощью парашютной системы.
Еще несколько таких запусков Blue Origin уже запланировала до конца этого года — и отправятся в них те, кто проявит особую активность во время аукциона.
Для желающих покататься на New Shepard все же есть некоторые требования, кроме участия в аукционе. Пассажиру надо весить от 50 до 101 кг, иметь рост от 152 до 193 см и выдерживать немалые перегрузки при запуске и возвращении в атмосферу.
Подготовка к полету будет довольно короткой: путешественникам надо прибыть на стартовую площадку Blue Origin в Ван Хорни в Техасе за четыре дня до вылета. Сам полет будет максимально автономным, но все же придется поупражняться на макете капсулы, как действовать в случае чрезвычайных ситуаций, например, пожара.
Конкурент Безоса в таких коротких и (относительно) доступных космических путешествиях — британский миллиардер Ричард Брэнсон и его компания Virgin Galactic. Идею космического туризма компания продвигает уже 16 лет, а в мае этого года она наконец протестовала суборбитальный полет, и к концу года может получить официальное разрешение на коммерческие старты.
Virgin Galactic хотела сделать это еще в 2020-м — и даже презентовала тогда собственные костюмы для космических путешественников. Впрочем, в конце года у корабля VSS Unity SpaceShipTwo возникли проблемы с двигателем, и планы изменились.
Количество желающих отправиться с Virgin Galactic уже превысило полтысячи. Среди них немало и звезд — например, Леонардо Ди Каприо и Джастин Бибер. Билеты, которые они забронировали, стоят около 250 тысяч долларов. Отправятся они, вероятно, уже на супертехнологичном (и не менее стильном) космическом корабле Virgin Spaceship Imagine с термостойким зеркальным покрытием, который компания представила недавно.
А что же Маск? Куда он планирует доставлять космических туристов?
У Маска планы амбициозные — его компания SpaceX в сотрудничестве со Space Adventures стремится вернуть туристов на Международную космическую станцию. Версии, когда это произойдет, варьируются, но с большой вероятностью уже в начале следующего года.
За логистику в путешествиях будет отвечать стартап Axiom Space, а сами они продлятся десять дней: два уйдет на дорогу, а восемь — на пребывание на МКС вместе с астронавтами.
Цена такого удовольствия кусается — 60 тысяч долларов, и это только за доставку к МКС на корабле Crew Dragon. Каждые сутки на станции обойдутся еще в 35 тысяч долларов.
А между тем уже к концу этого года SpaceX отправит первую в истории космическую миссию, команда которой будет состоять исключительно из непрофессиональных астронавтов. Это будет не совсем туристическая поездка: Inspiration 4 — благотворительный проект в поддержку детской больницы Святого Иуды в Теннесси.
Руководит миссией 38-летний бизнесмен Джаред Айзекман, который и финансирует трехдневный полет, а его компаньонами будут 51-летняя геолог и эксперт по коммуникациям Сиан Проктор, ветеран ВВС США Кристофер Семброски и помощница врача из госпиталя Святого Иуды Хейли Арцено. Причем последняя будет первым человеком с протезированной конечностью в космосе.

Но это еще не все: уже в 2023-м SpaceX обещает туристические путешествия вокруг Луны — на космическом корабле Starship, который сейчас проходит испытания. Сколько будет стоить такой полет, пока неясно, но уже известно, что к спутнику Земли отправится японский миллиардер Юсаку Маэдзава с компанией (которую он еще подыскивает).
Маэдзва в рамках своей инициативы dearMoon приглашает присоединиться к нему восьмерых желающих. До этого он искал себе спутницу (но передумал), затем исключительно художников (потом тоже передумал), а теперь — единомышленников с любым бэкграундом.
И самое главное: их полет обещает оплатить сам Маэдзава.
Конкуренты с Байконура
Впрочем, японскому миллиардеру уже есть чем заняться: в декабре 2021-го он вместе со своим помощником Йозо Хирано должен полететь на МКС на российском корабле «Союз МС-20» с космодрома Байконур. В июне он как раз начинает подготовку к полету. Вместе с экипажем корабля космические туристы должны пройти примерно три месяца обучения в Центре подготовки космонавтов имени Юрия Гагарина в России.
Продолжительность полета составит 12 дней, а командовать им будет российский космонавт Александр Мисуркин. Компания Space Adventures, которая организует путешествие, говорит, что это будет первый полет одновременно двух туристов в космос и первая туристическая миссия к МКС за последние 10 лет.
Собственно, Россия сегодня — главный конкурент США в космических гонках для туристов. В 2023-м «Роскосмос» в сотрудничестве с Space Adventures хочет снова запустить на МКС двух путешественников, причем с дополнительной опцией — выходом в открытый космос вместе с профессиональным космонавтом — примерно на полтора-два часа. К полету путешественников будут готовить в течение нескольких недель в Звездном Городке. Имитировать открытый космос будет бассейн комплекса.
Но, кроме туризма, США и Россия соревнуются и в другом космическом вопросе — кто же первым отправится на МКС снимать кино. В прошлом году NASA и SpaceX обещали вскоре отправить Тома Круза, а «Роскосмос» недавно анонсировал, что уже в октябре на станцию полетят россияне — актриса Юлия Пересильд и режиссер Клим Шипенко.
- Поделиться: