Ангелы спасения на завалах многоэтажки в Днепре

Спасатели Государственной службы чрезвычайных ситуаций на месте попадания российской ракеты в многоэтажку в Днепре, 15 января 2023 года
Спасатели Государственной службы чрезвычайных ситуаций на месте попадания российской ракеты в многоэтажку в Днепре, 15 января 2023 годаАрсен Дроздаев / hromadske

Почти трое суток в Днепре продолжались поисковые работы. Завалы девятиэтажки, в которую 14 января попала российская ракета Х—22, разбирали 500 работников Государственной службы чрезвычайных ситуаций. Они спасли 39 человек. hromadske побывало на месте трагедии и пообщалось со спасателями.

Максим: «Прежде всего — эвакуировать людей»

Двадцатипятилетний Максим к разбору завалов приступил утром 15 января. Отработал с 7 до 18 часов, затем вернулся в свое отделение ГСЧС. На следующее утро Максим снова работал на месте трагедии. За четыре года работы в службе спасение людей стало для него обыденностью. Но на этот раз все воспринимается по-другому, рассказывает Максим.

«Отработку этого объекта лично для себя считаю очень сложной. Здесь слишком много погибших. Моей задачей и вчера и сегодня было искать людей. Я слышал, как они из-под завалов просят о помощи. Сразу сообщал командиру отделения о том, что найдены пострадавшие. Прежде всего, что нам всем надо было сделать на этом объекте, — эвакуировать людей, как раненых, так и невредимых».

Спасатель вспоминает, что когда 15 января вместе с четырьмя напарниками разгребал завалы, услышал женский стон. Мужчины бросили работу и немедленно сообщили командиру о находке. Женщину вытащили из-под завалов и срочно эвакуировали. К счастью, ее удалось спасти.

«Люди ни в чем не виноваты, они... Я не могу говорить», — едва сдерживает слезы спасатель Максим.

Сотрудник Государственной службы чрезвычайных ситуаций Максимhromadske

Александр: «Тела погибших были в таком состоянии, что невозможно было отличить мужчину от женщины»

Опытный водитель ГСЧС Александр торопливо дожевывает бутерброд, на ходу запивает чаем, чтобы не отлучаться от поисковых работ даже на три минуты. 47-летний мужчина родом из Новомосковска с гордостью рассказывает: в то время пока он помогает разгребать завалы, его первенец защищает Украину в боях в Донецкой области. Хотя Александр — водитель, здесь ему пришлось заниматься непосредственно поиском пострадавших. Кстати, не в первый раз.

«Я, конечно, могу помочь, но все время должен быть возле пожарной машины и следить, чтобы никто ничего не украл. На смену вступил сегодня. Что делал на объекте? Сначала брызгал, чтобы пыли не было. А заодно... Помогал вытаскивать из-под завалов тела погибших. Сегодня их было двое... Обычно это не входит в мою компетенцию. Но в этой ситуации иначе действовать было нельзя. Честно говоря, я даже не понял, чьи это тела мужчин или женщин. Они были в таком состоянии, что разобрать это лично мне было невозможно».

После 27 лет в ГСЧС Александр пытается сохранять спокойствие в любой ситуации. Но не в этот раз. Что-то подобное, говорит, испытывал летом, когда ракета ударила по нефтебазе в Губинисе в Новомосковском районе.

«К сожалению, я уже видел такое. Тогда сгорели четыре машины и погиб водитель, такой же как я. путин — очень плохой человек. Все, что я могу сказать».

Водитель Государственной службы чрезвычайных ситуаций Александрhromadske

Андрей: «К такому привыкнуть нельзя»

Горный спасатель Андрей отказывается фотографироваться. Снять позволяет только надпись на своей спецодежде. Считает, что позировать сейчас не ко времени. Опыт Андрея — пятнадцать лет в ГСЧС. Но сегодня мужчине трудно обуздать взбудораженные эмоции. Он откровенно сочувствует пострадавшим днепрянам.

«Это ужас. Жители дома здесь жили и горя не знали. Теперь невозможно вернуть жизнь сорока человек. А выжившие потеряли все, что имели. И наживут ли они необходимое во второй раз?» 

Андрей заступил на смену утром 15 января. За это время с первого и второго этажей достали два тела пожилых людей — женщины и мужчины. Спасатель считает, что было бы неправильно забывать и о других случаях российского террора в Днепропетровской области. Он вспоминает ситуацию в Кривом Роге, когда в декабре 2022 года вражеская ракета попала в жилой дом.

«Наши горные спасатели тогда ездили на раскопки. Там ребенок погиб и целая семья. Привык ли я к такому? Нет, к такому привыкнуть нельзя. Хотя учитывая, что ужас продолжается с 24 февраля, мы все должны уже адаптироваться».

Горный спасатель Государственной службы чрезвычайных ситуаций Андрейhromadske

Руслан: «Живых я не застал, а мертвых было двое»

Руслану всего 23. Стаж работы в ГСЧС — два года. Совсем молодой еще парень искренне признается, что с трагедией такого масштаба он сталкивается впервые.

«Впечатления? Ужасные. Потому что такого количества погибших людей я никогда не видел. Чаще всего я работаю на пожарах. Конечно, приходилось видеть и смерть. Но такого масштаба трагедии на моем опыте еще не было».

На разборе завалов Руслан трудится второй день. Живых не застал. Погибших было двое. Рассказывая о себе, Руслан акцентирует внимание на том, что он родом из временно оккупированного Токмака.

Утром 17 января днепровские спасатели извлекли из-под завалов тело ребенка. Это уже четвертый погибший ребенок в этой трагедии. Число жертв возросло до 44 человек.

Сотрудник Государственной службы чрезвычайных ситуаций Русланhromadske

Автор: Ольга Журавель