Боевики-герои, «украинцы-нацисты» и зловещий гендер. Как россия «промывает мозги» молодежи в оккупации

«Украинский неонацизм — это озлобленное национальное, языковое и культурное насилие агрессивного меньшинства над большинством». Как вам такой бред? Это цитата из учебника, который российские оккупанты подсовывают школьникам в Донецке с начала войны.
Уже более 10 лет на оккупированных территориях Донецкой и Луганской областей пытаются промыть мозги местных украинцев. Информационная изоляция, запугивание, «воспитание патриотизма» (конечно, не к Украине) — все ради стирания национальной идентичности.
Как россияне зомбируют молодежь на оккупированных с 2014 года территориях и благодаря чему хотя бы части удалось сохранить проукраинскую позицию — узнавало hromadske.
Как все начиналось
2015 год. Второклассников в одной из донецких школ завели в класс. На проекторе им включили видео. На нем военный преступник по прозвищу Гиви поставил на колени украинского солдата, ножом срезал шеврон и заставил жевать, — таким воспоминанием поделился с нами очевидец тех событий.
В начале оккупации в городе еще оставались украиноязычные школы. Тогда ученикам выдавали учебники украинского языка и литературы, однако заставляли заклеивать в них страницы с символикой Украины. Впоследствии количество уроков начали убавлять, а к 2020 году эти предметы вообще исчезли из программы.
На уроках украинского мы сидели и слушали, как плохо в Украине и какое прекрасное будущее нас ждет в россии.Даниил, бывший школьник из Донецкой области
«Украинского языка я почти не знал. Да и зачем он в Донецке, если на нем все равно нельзя разговаривать», — вспоминает свое обучение нынешний студент харьковского вуза Даниил. Примечательно, что эти уроки вел учитель, который и дальше выезжал снимать пенсию на подконтрольную правительству Украины территорию.
Парень вспоминает, как в его школе заставляли ходить на всевозможные мероприятия типа «Дня “республики”» и подобные митинги. Он пытался этого избегать — например, родители сообщали, что сын «заболел».
Работа в школах имела свои особенности, — объясняет руководитель Центра стратегических коммуникаций и информационной безопасности Игорь Соловей. Во-первых, оккупанты изъяли все упоминания об украинской школьной системе. Например, отменили 12-балльную систему и ввели 5-балльную.
Учителей украинского языка системно отправляли на курсы в «институт повышения квалификации», где из них готовили учителей русского. Параллельно продолжали завозить российскую учебную литературу, а библиотеки вычистили от украинских книг.
Сказочная гражданственность
Впоследствии в школах появился предмет «Уроки гражданственности и духовности Донбасса». В программе его целью указано — «содействие идентификации себя как гражданина “Донецкой народной республики”».
От школьников требовали «характеризовать Донбасс как промышленное сердце россии» и объяснять, в чем ее «величие» и почему «Донбасс — это часть русского мира».
Один из наших собеседников отмечает, что после полномасштабного вторжения этот предмет убрали — но только чтобы поставить еще более выраженный пропагандистский урок.
Игорь Соловей отметил, что такой специфический подход на оккупированной территории Донецкой области российские кураторы в общем не восприняли.

Обязательная программа «Уроки гражданственности…» была для россиян несовершенной — ее просто повторяли по кругу с третьего до выпускного класса, поэтому этот урок превратился в что попало.Игорь Соловей, эксперт по страткому и инфобезопасности
Поэтому русский язык на оккупированных территориях теперь преподают как «родной». А еще — по понедельникам обязательные занятия «Разговоры о важном» по общероссийской школьной программе. В начале школьникам включают гимн россии. Далее — разговоры на пропагандистские темы: от «нацистов» до «ЛГБТ и гендеров».
российский «путин-югенд»
Оккупанты уделяют внимание и молодежным организациям на оккупированных территориях, например представительствам российских парамилитарных формирований «Молодая гвардия — Юнармия» и политически-пионерского «Движения первых». На захваченной территории Донецкой области работает также местная «Молодая республика».
Недавно на одно из таких мероприятий от «Движения первых» в школе в оккупированной Донецкой области созвали учеников. Там был молодой человек, который говорил, что он студент из Донецка, который мобилизовался в российские вооруженные силы в 2022 году. Рассказывал о своей службе и продвигал пропагандистские идеи: «Украина не победит», «в Мариуполе ВСУ прятались за гражданскими». Не забыл и о «братских народах».
А вот оккупационные ресурсы пишут об активности «Юнармии»: ученики «присягают на верность россии» и участвуют в закрашивании украинской символики в Мариуполе, а также «собирают помощь» для российских оккупантов.
Наш очевидец говорит, что школьники могут ходить на такие мероприятия из-за страха, потому что отказ будет вызывать подозрения. Есть и другие мотивации: за участие в той же «Юнармии» ученикам обещают дополнительные баллы при поступлении в вузы. Кто-то принял такое предложение, а кто-то и дальше не относится к таким движениям серьезно. Об этом, например, вспоминает студентка киевского вуза Анна, которая до 2021-го жила в Донецке.
Для меня они были посмешищем. Занимались какой-то х*йней.Анна, бывшая школьница из Донецка
А тогдашний школьник Даниил добавил, что его принуждали присоединяться к «Молодой республике». Он пытался избегать этого, поэтому ему занижали оценки, даже не скрывая причину. А директор мог вызвать на личный разговор.
«Отдельно об уроках истории: они были только о россии. Учительница сравнивала россию и Украину в те времена, которые мы проходили.
Если сказать какой-то аргумент в пользу Украины, то на тебя кричали и называли "укропом"», — вспоминает парень.
«Правильные» цвета флага
Руководитель Центра стратегических коммуникаций и информационной безопасности Игорь Соловей отмечает, что работа на захваченных территориях с молодежью и детьми — едва ли не единственная статья финансирования, которую россия ни разу не прерывала с начала оккупации.
Даже с военными расходами нельзя сравнить — зарплата учителя оккупационной школы всегда была вдвое больше, чем у военнослужащего «народной милиции "ДНР"» — 30 тысяч рублей в классе против 15 тысяч в окопах.Игорь Соловей, эксперт по страткому и инфобезопасности
Игорь Соловей обращает внимание, что работу с молодежью и детьми всегда отличала системность — базу заложили в 2015 году. Еще в детсадах в младших группах детей приучали к «правильным» цветам российского флага и созданным россиянами в оккупированной Донецкой области «республикам».
Для детей от 4 до 7 лет уже шла жесткая программа «патриотического воспитания». Для совсем маленьких — ее проводили, в частности, через многочисленные «утренники», которые воспитательницы должны были добросовестно снимать, отправлять кураторам, а также родителям для распространения.
С переводом системы на собственно российские стандарты все воспитательницы получили новую обязательную программу обучения и отчетности. Эксперт говорит, что просмотр тех же «вебинаров» жестко контролируют — без безупречной отчетности воспитательницу увольняют.
И добавляет, что после начала большой войны на российские стандарты обучение полностью перевели и учителей на новых оккупированных территориях. Для учителей, согласившихся работать на россиян, установили высокие зарплаты. Это действует как подкуп.
На новых оккупированных территориях зарплата у учителей в среднем на 20 тысяч рублей больше, чем у «коллег» из Донецкой области. Это значительно больше, чем получали учителя до оккупации.Игорь Соловей, эксперт по страткому и инфобезопасности
«Стартовали в 2022 году с 50 тысяч рублей, а теперь повысили до 70–80 тысяч в месяц», — отметил Соловей. Существенную часть зарплаты начисляют за «внеклассную работу», «классные часы» и другие мероприятия «патриотического воспитания».
Отдельный фактор давления — приписанные к каждой школе охранники, которых присылают по двухмесячным контрактам с россии. Одетые в черное мужчины с кобурой или дубинкой на поясе должны поддерживать «российский порядок» в школах, — говорит эксперт.
Центр проводил исследования среди российских военнопленных. Специалисты встретили в лагере «Запад-1» бойцов из Дагестана, которые «охраняли» школы во время оккупации части Харьковской области.
Впрочем, по мнению эксперта, Украина все еще может перевернуть ситуацию и сохранить молодежь на оккупированной территории. Для этого, в частности, следует различить работу с конкретными оккупированными территориями, учитывая, когда их захватили — до 2022-го или уже после.
«Нужен и механизм подтверждения специальности для молодежи после полученного профессионального образования на оккупированных территориях. Надо бороться за молодежь», — объясняет Игорь Соловей.
В заключение эксперт подчеркивает, что необходимо работать с соцсетями и медиа, поддерживать дистанционные школы и давать детям максимум для того, чтобы в будущем они могли учиться на подконтрольной Украине территории.
- Поделиться: