«Большой бизнес в Крым не пойдет — все понимают риски» — экономист Алексашенко
«Большой бизнес в Крым не пойдет — все понимают риски»
В день трехлетней годовщины аннексии Крыма экономист Сергей Алексашенко рассказал «Громадскому» о том, во сколько полуостров обходится Россия и как события 2014 года отразились на жизни россиян.
Как вы можете прокомментировать рост процента россиян, которые отмечают положительный эффект от «присоединения» Крыма? Это данные российского государственного агентства ВЦИОМ.
Понятие «жизнь становится лучше или хуже» не только экономическое. Мы не знаем, что люди вкладывали в этот ответ на этот вопрос. Их не спрашивали: «Экономически вы стали жить лучше? Ваш уровень потребления вырос»? Их спрашивают: «Вам стало жить лучше? — Да. — Почему? — Потому что Россия встала с колен. Мы показали всем «кузькину мать». Мы показали, что можем сделать что захотим и нам за это ничего не будет. Американцы нас боятся, американцы дрожат. А наши самолеты летают над их авианосцами. Мы бомбим своими самолетами Сирию. Мы великая держава. У нас каждый день по телевизору показывают военные маневры. Все хорошо». От этого психологически людям становится лучше, а экономически… У людей так устроено, что причинно-следственные связи отсутствуют.
Если говорить о чисто экономических показателях — как изменилась жизнь россиян после аннексии Крыма?
«После» не означает «из-за». Потому что помимо аннексии Крыма случился Донбасс, случились санкции, случилось падение цен на нефть — это все вместе. Падение потребления россиян за последние два года составило 15%. То есть они стали потреблять на 15% меньше, чем в 14-м году. Хуже стали жить.
А сколько оттянул денег Крым?
Российской бюджетной системе Крым обходится примерно от 150 до 200 млрд рублей в год. Это чуть больше 1% расходов российского бюджета. В принципе немного. Но, 200 млрд рублей — это треть тех дотаций, которые федеральный Минфин дает всем регионам. Все остальные регионы сбросились, и за счет этого Крым получил эти деньги.
Что-нибудь на Крыме удается России заработать? Какие-то относительно существенные вливания в российский бюджет он дает?
Нет. Крым всегда был дотационным регионом — и в советское время, и в Украине, и в России он всегда будет дотационным. При этом там есть большое количество оборонных предприятий, которые загрузили большим количеством заказов. Их специально, осознанно, не обращая ни на что внимания, загрузили заказами. У людей, которые там работают — все хорошо. Сельское хозяйство в Крыму в полном развале, потому что нет поливного земледелия. Титановые, горные и прочие позиции тоже стоят. Поэтому бюджетникам относительно хорошо, номинально зарплаты поднялись в три раза при росте цен в два с половиной раза. Где-то стало лучше. Поэтому есть сегменты крымской экономики, где стало лучше. Но мы понимаем, что строительство Керченского моста так или иначе задает какую-то экономическую активность в Керчи. Приезжают люди, им платят зарплаты, появляется какая-то жизнь. Понятно, протянули подводную энергетику — решаются энергетические проблемы. Нельзя сказать, что там все развалилось. Но при этом он будет дотационным.
Вы говорите, что создается жизнь — это реальная жизнь или имитация деятельности? Если взять тот же мост — это вообще чем-то закончится?
Может, построят. Вопрос: когда? Может, запустят в 18-19 году. Для Путина это политический проект, это альтернатива: либо прокладывать коридор через Украину вдоль Азовского моря либо построить мост, через который сможет организовать снабжение Крыма. Конечно, они организуют снабжение Крыма. Для них это политическая задача, чтобы в Крым поставлять все, что нужно для Крыма.
В Крым повезут все, что нужно для его потребностей, а что повезут обратно из Крыма?
А что возили из Крыма в Украину? Ничего. Воспоминания о теплом море, воспоминания о красивой природе. Что еще есть в Крыму?
Сельское хозяйство? В Украине оно и так есть. Крым — это не регион, который что-то в огромных количествах экспортирует. Какие-то индивидуальные типы вин – есть хорошие, а есть пойло. Но вряд ли кто-то будет возить пойло. А хорошие – если будут производить, значит будут возить. Это не экономика. У всех в головах Крым – это курортный район. Все понимают, что курортный район до середины октября, а потом зима – мертвый сезон. Как в Сочи, но там к Олимпиаде построили гостиницы, горнолыжные курорты, которые к зиме заполняются. По этому мосту будет ездить турист туда–сюда.
За счет чего теоретически Крым сможет содержать себя сам? Может ли он чем-то обогатить Россию?
Не сможет. В течение жизни одного поколения, сколько мы можем просмотреть, Крым останется дотационным регионом. Там рабочей силы нет, природных ресурсов нет, создавать промышленные предприятия бессмысленно, потому что Крым находится под санкциями, и основные западные страны будут блокировать все что можно. Товары, производимые в Крыму, не будут покупаться, потому что Турция блокирует паромы, грузовые корабли, которые идут из Крыма. Работать на внутренний российский рынок? Для этого нужно что-то создать. Будет дотационный регион. Сказать, что он будет удачный местом для отдыха? Есть какой-то предел – 5-6 млн человек в год могут там отдыхать. Но судя по тому, что там происходит с правами собственности, с инвестиционными проектами – пока просвета не намечается. Никакой целенаправленной программы нет, все отдано на отпуск местным товарищам, которые там воротят что хотят. Основной бизнес —это национализация или приватизация в свою пользу.
Вы говорите, что нет рабочей силы в достаточном количестве и нет современного производства. Оккупационные власти и те, кто над ними в Кремле сидит, каким-то образом пытаются решить эту проблему? Может быть, кого-то завозят, привлекают. Понятно, что, если приказать олигарху построить завод, он его построит, ему деваться некуда.
Не построят. А какой завод могут построить олигархи? Олигархи могут нефть добывать, металл плавить… Их можно что-то заставить. Проще всего у олигархов просить дать денег. Денег они дадут. А только им говорят построить завод, который будет дотационным… Помните, как Путин ездил в Пикалево? Вот и история: Путин едет в Пикалево. И что?
Он же потребовал запустить предприятие.
И что? Предприятие потом закрыли, потому что оно никому не нужно, оно убыточное. И нельзя заставить олигарха Дерипаску построить убыточное предприятие. Можно заставить одноразово дать денег, но если хочешь человека сделать сытым нам всю жизнь — научи его ловить рыбу. Олигарх Дерипаска готов дать денег, но он не может построить убыточное предприятие. Он олигархом не будет тогда. Поэтому заставить нельзя. Это проблема современной экономики. Правительство не может ничего создать в рыночной экономике — оно может только потратить деньги, которые собирает с налогоплательщиков. Создавать предприятие — задача бизнеса, когда бизнес смотрит, выгодно это или нет.
Большой бизнес с оглядкой на санкции сейчас не идет в Крым, и никто не в силах заставить его туда пойти?
Нет. Даже «ВТБ» и «Сбербанк» отказались работать в Крыму, и все на это нормально смотрят. Никто туда не пойдет — все хорошо понимают риски. Мелкие, как живопырки Ротенберга, могут там работать, а все остальные… Посмотрим, что будет с Усмановым, когда он начнет Енакиевскую сталь продавать в Россию или за границей. Хватит у них смелости зайти добровольно под санкции или нет. Посмотрите на северный Кипр, где то же самое с 74-го года…
Тот, который под турецкой оккупацией.
Да. Уже 40 лет. Там же ничего не происходит. Да, там какая-то экономика существует, живут люди. Но туда никто не приходит, инвесторов там нету. Поезжайте на южный Кипр — и увидите там процветающую туристическую индустрию.
В самом начале вы сказали, что для россиян это больше эмоциональная составляющая, ощущение того, что стало лучше. Я слышала мнение, что пропагандистский эффект от Крыма заканчивается, он выдохся, и уже не так бурно радуются люди тому, что «Россия встала с колен» и что-то отжала. Может быть, и это уже на исходе, сколько этим будет пользоваться власть?
Давайте не выдавать желаемое за действительное. Вообще трудно, находясь в Киеве, понять, насколько мощно работает пропагандистская машина российского телевидения. Если люди видят одну и ту же картинку (а новостных каналов в России не очень много: Первый, второй и НТВ — два в собственности государства, один в собственности Газпрома), — понятно, какая картинка там идет. Людям там рассказывают, что в Украине фашисты, в Киеве фашисты, а в России все хорошо. Россия великая — ее все боятся. Все наши проблемы от того, что мир на нас ополчился и хочет у мишки вырвать лапы, когти, и в берлогу его загнать. А мы сопротивляемся. Это может продолжаться очень долго. Даже падение потребления на 15% — это очень сильное падение. Откровенно говоря, так хорошо, как в 13-14-м годах, российские люди не жили никогда. До этого был огромный период роста уровня жизни, за исключением кризиса в 2008-2009 году, и даже этот пятнадцатипроцентный откат по потреблению на уровень 2011 года, может быть 2008 года, — это хорошо, так хорошо люди не жили. Количество продаваемых легковых автомобилей в России сейчас снизилось в два раза. Это означает, что тот самый средний россиянин уже не может себе позволить купить машину раз в три года или раз в пять лет. Я буду ездить на той, которая есть. Понятно, что пятилетняя машина хуже, чем трехлетняя, но ездить можно. Мы понимаем, что качество жизни ухудшается, но жить можно. Поэтому пропагандистский эффект работает. Не надо себя обманывать.
Это падение потребления ограничится 15–процентами или Россия ожидает дальнейшее снижении?
Все ждут повышения. Российские статистики утверждают, что экономика на дне и уже должна от него отталкиваться. Пока потребление населения продолжает падать. Статистика первых двух месяцев отрицательная. Машин продается меньше, если убрать эффект пенсионных выплат, там тоже потребление не растет, ипотеки становится меньше. В первых двух месяцах 2017 года население лучше жить не стало.
Хочется услышать прогноз от вас: что будет с Крымом в ближайшие годы?
Это будет Северный Кипр. Просто в отличие от Турции, у России больше денег, и она будет чуть-чуть лучше содержать Крым. Будет тратить туда деньги, но никого развития и процветания там не наступит.
То есть что бы ни делала украинская власть, не удастся вернуть Крым?
Во-первых, украинская власть может начать войну и отобрать Крым. Во-вторых, может подписать с Россией некий договор: продать Крым, сдать его в концессию. Либо оставить как есть. Вот три сценария — вам какой больше нравится?
Сложно сказать.
Вот мне тоже. Хотим или не хотим, Крым сегодня, по российским законам, является частью России, соответственно, Россия там хозяйничает: там российские законы, российская администрация и т.д. Сколько это может продолжаться? Долго! Считаю, что Украина войну не начнет, и никого соглашения о продаже Крыма, по крайней мере, пока Путин у власти, не будет.
- Поделиться: