«Бронетранспортеры ездили по человеческим телам снова и снова». 30 лет протестам, которые изменили Китай

Ровно 30 лет назад китайские власти силой, с помощью бронемашин, разогнали протесты на площади Тяньаньмэнь в Пекине. В результате погибли по меньшей мере несколько, а может, и тысячи людей. Громадское вспоминает, что тогда произошло, и рассказывает, почему это важно для понимания современного Китая.
Пекинская площадь Тяньаньмэнь — самая большая в мире. По размеру она почти как государство Ватикан. Здесь расположены ворота к бывшему императорскому дворцу — так называемого Запретного города.
В современную историю площадь вошла из-за событий 1989 года. 30 лет назад, 4 июня 1989 года, здесь подавили крупнейшие в истории коммунистического Китая студенческие протесты. Они начались 15 апреля. В течение семи недель молодежь митинговала, голодала. Пока власти Китая силой не закончили демонстрации.
Протесты начались сразу же после смерти Ху Яобана, бывшего генерального секретаря Центрального комитета Коммунистической партии Китая. Ху Яобан был сторонником экономических и политических реформ и был очень важной фигурой в процессе модернизации Китая во время правления Дэн Сяопина. Однако потерял свою роль в руководстве государством, поддержав другие студенческие демонстрации — 1986-1987 годов.
Протесты на Тяньаньмэнь начались с чествования популярного государственного деятеля и продолжились выступлениями за демократические реформы, усиление свобод и борьбу с коррупцией в Коммунистической партии Китая.
Основными участниками протестов были студенты. Однако со временем к ним присоединились рабочие, интеллектуалы и представители других социальных групп. Протесты начались в сотнях других городов Китая. 20 мая власти ввели военное положение в части районов Пекина. Однако в тот день продвижение войск заблокировали.
Как подавили протесты
Следующая попытка подавления была значительно жестче: ночью 4 июня войска двинулись с запада и востока Пекина. Протестующих расстреливали из автоматов и бронетранспортеров. Против них также работали снайперы.
В результате подавления демонстраций погибли по меньшей мере несколько сотен человек. В то же время, как свидетельствует документ, который был рассекречен и опубликован в конце 2017 года, на самом деле могли погибнуть не менее 10 тыс. гражданских. Эту цифру в депеше от 5 июня 1989 года в британское министерство иностранных дел указал теперь уже покойный дипломат Алан Дональд. Во время протестов на Тяньаньмэнь он был послом Великобритании в Китае. По словам Дональда, источником был близкий друг члена Государственного совета КНР.
Согласно древними оценкам Красного Креста Китая и посольства США, количество жертв среди гражданских и военных могло достичь 2 600. Официальная цифра КНР — 241 человек убит.
В письме Алан Дональд рассказывает, как китайские власти расправились с протестующими:
Студенты поняли, что им дали час, чтобы покинуть площадь. Однако уже через пять минут бронетранспортеры пошли в атаку. Студенты взялись за руки, но их сбивали вместе с солдатами. Бронетранспортеры ездили по их телам снова и снова, превращая их в «пирог». Остатки потом собрал бульдозер. Их сожгли, а потом спустили в канализацию
Эти жестокие убийства совершила 27-я армия, ее бойцов называли «первобытными людьми». Раненых солдат других армий они также добивали.
Символом насильственного разгона протестов на площади Тяньаньмэнь стал «Неизвестный бунтарь», в англоязычных СМИ известный как Tank Man. Этот человек 5 июня в течение нескольких минут самостоятельно сдерживал движение танковой колонны. Он загораживал танкам дорогу, пока его не оттащили другие люди.
Этот поступок стал символом протеста против тирании, и фотография авторства Джеффа Вайднера — одна из самых выдающихся в истории. В 1998 году журнал Time включил «Неизвестного бунтаря» в список 100 самых влиятельных людей XX века. Имя человека, как и его судьба после того поступка неизвестны.

Как это сказалось на Китае
Некоторым лидерам протестов удалось бежать на Запад. Уэр Кайсе, один из лидеров Независимого союза студентов Пекина, через Гонконг бежал во Францию. Шэнь Тону, сопредседателю комитета по диалогу с правительством, который действовал во время протестов, разрешили выехать в США. Многих других бросили в тюрьму за «контрреволюционную деятельность». Среди них был диссидент Ван Дань, который провел в тюрьме несколько лет, прежде чем его выслали в США.
После шести лет в тюрьме в США выехал основатель Независимого союза студентов Пекина Лю Ган. Тогда за решетку попали 1 600 человек. Вместо рыночных реформ, которые постепенно внедряли в 1980-х, власть начала политику «государственного капитализма» и остановила политические реформы, усилила контроль за СМИ и ограничила свободу слова.
Несмотря на то, что в Китае, как утверждают некоторые ученые, уже капитализм, политическая либерализация так и не состоялась. Как следствие, Китай, по мнению правозащитной организации Freedom House, является авторитарной страной, которая испытывает новейшие инструменты контроля за гражданами: системы распознавания и слежения, а также принцип социальных кредитов, по которым определяют, насколько надежным является гражданин.
Freedom House указывает, что нынешний лидер Си Цзиньпин добился такой консолидации власти в руках одного человека, которого в КНР не было на протяжении десятилетий.
В Китае протесты на Тяньаньмэнь — запретная тема, упоминания о которой нет в учебниках истории. К годовщине Китай традиционно задерживает активистов, усиливает меры безопасности и подавляет попытки почтить события 1989 года. О разгоне демонстрантов говорить запрещают.

Пять лет назад, во время 25 годовщины протестов, власти КНР арестовали китайско-австралийского художника Го Цзяня после интервью Financial Times, в котором тот рассказал о подавлении демонстраций в Тяньаньмэнь. После 15 дней ареста его депортировали в Австралию, на пять лет запретив въезд в страну.
В отличие от остального Китая, погибших во время протестов на Тяньаньмэнь ежегодно чествуют в Гонконге, который пользуется широкой автономией в составе КНР, и де-факто в независимом Тайване, который Китай считает своей территорией.
О значении тех событий для современного Китая Громадскому рассказал член правления Украинской ассоциации китаеведов Алексей Коваль. «В понедельник на сайте Global Times, дочерней газеты «Жэньминь жибао» (печатный орган ЦК Компартии Китая — ред.), появилась редакционная статья, где сказано, что протесты на Тяньаньмэнь были инцидентом, сущность которого они давно определили, и просмотра которого не будет. И что для Китая он был «прививкой» от дальнейших политических потрясений».
Развал Советского Союза и Югославии, а также падение коммунистических режимов в Центральной и Восточной Европе в глазах Пекина выглядят подтверждением того, что тогдашняя позиция китайских властей о протестах была вполне оправданной, говорит Коваль. И это помогло дальнейшему развитию Китая и нынешним реформам. Сейчас идеологическая машина КНР работает на утверждение этого тезиса.
«Правительство Китая настаивает на том, что благодаря решению, принятому в 1989 году, они смогли избежать многих проблем в последующие 30 лет. И я полностью согласен с этой позицией. Они избежали прежде всего насилия внутри государства. Китай не пошел по пути СССР», — отметил Коваль. А китайские граждане, говорит он, не обсуждают события на Тяньаньмэнь, потому что просто о них не знают.
- Поделиться: