Цель №1. Как Украина выиграла битву за Киев

Противотанковые ежи на Майдане Независимости в Киеве, 12 мая 2022 года
Противотанковые ежи на Майдане Независимости в Киеве, 12 мая 2022 годаВячеслав Ратынский / УНИАН

Захватить Киев за несколько дней. Такие планы в начале широкомасштабного наступления были у россии. Но уже через месяц кремль был вынужден отводить свои войска от украинской столицы. Битва за Киев стала значительной победой для Украины и большим позором для россии. Что привело к таким последствиям — в материале hromadske.

россияне действовали по военному учебнику: где просчитались?

Весенним днем на выезде из села Горенка в направлении Гостомеля hromadske встретилось с командиром «Черных Запорожцев». Командир бригады ВСУ, которая была костяком обороны Киева, представился «Славяном». Уже 23 февраля, вспоминает «Славян», у него была информация, что россия будет наступать, хотя сам он не верил, что враг пойдет на Киев через Беларусь. «Черные Запорожцы» заранее готовились встречать оккупантов. Но технику бригады разгружали 24 февраля под ракетными ударами. В 4:30 утра война превратилась в широкомасштабную.

Уже первая фаза агрессии — ракетные удары по Киеву — продемонстрировала просчеты российского командования. Как объясняет директор New Geopolitics Research Network Михаил Самусь, противник сразу должен был провести разведку, оценить повреждения и в случае необходимости ударить повторно. И так до того момента, пока не выяснит, что уничтожил украинскую противовоздушную оборону, авиацию, системы управления и коммуникации.

«Они нанесли удары, Скабеева заявила, что ПВО и авиация уничтожены, единого управления армией нет — все, начинаем наземную операцию. Но ведь это было не так. И, наконец, когда они стали заводить авиацию в наше воздушное пространство, самолеты начали падать. Качество разведки и реагирования на нее неудовлетворительные», — говорит Самусь.

Наземную операцию в районе Киева россияне начали с высадки десанта и попыток захватить аэродром ГП «Антонов» в Гостомеле. Почти сразу в соцсетях появилось видео с их вертолетами. Генштаб ВСУ сообщил о 20 вертолетах Ка-52 и Ми-8 российской федерации, а репортеры CNN продемонстрировали оккупантов на аэродроме.

«россияне действовали по военному учебнику: захват ключевых аэродромов вблизи объектов, которые пытаются захватить, высадка десанта», — объясняет военный эксперт Владислав Селезнев.

Однако здесь оккупанты снова просчитались. «Они считали, что у нас нет военных формирований, которые прикрывают Киев с севера. Наша регулярная воинская часть стала для них сюрпризом», — говорит «Славян» со ссылкой на информацию из захваченных документов и свидетельств пленных россиян.

В итоге оккупанты высадились в Гостомеле с вертолетов и взяли под контроль аэродром. Однако основную часть десанта (с транспортных самолетов) противник высаживать уже не решился — украинская артиллерия постоянно обстреливала аэродром. Оставалась угроза и российским транспортным самолетам в воздухе. Их могла ликвидировать либо система ПВО, либо украинские истребители.

В то же самое время, когда высаживался десант, из Чернобыльской зоны шли колонны россиян. С одной стороны, для Украины это был неожиданный маневр. С другой — очень неудобное направление для самих россиян.

«На севере Киевской области не слишком разветвленная система дорог. Это естественный фактор, связанный с последствиями чернобыльской катастрофы. Дорог там немного, все остальное — лесные заросли или болота. То есть войска могли перемещаться только по дорогам и никак иначе», — объясняет Селезнев.

Помогла и река Ирпень. Когда украинцы взорвали основные мосты на пути войск агрессора к столице, река стала естественным препятствием. Когда россияне пытались наводить переправы, их сразу обстреливала наша артиллерия.

Поэтому просчеты на начальном этапе и яростное сопротивление разных украинских подразделений сорвали планы врага по быстрому захвату Киева.

Украинские военные приветствуют журналистов во время зачистки в Киевской области, 1 апреля 2022 годаAP Photo / Rodrigo Abd

Гибридный план: «Афганистан-79» плюс «Чехословакия-68»

Михаил Самусь проводит исторические параллели. Он считает, что план кремля под условным названием «Взять Киев» заключался в гибриде двух военных операций, проводимых Советским Союзом — «Афганистан-79» плюс «Чехословакия-68».

российские войска по примеру войны в Афганистане планировали высадить силы специальных операций (ССО) и десант вокруг Киева. Далее — на фоне дезорганизации украинцев и развала системы управления должны были либо ликвидировать, либо арестовать украинское руководство и поставить своих марионеток. Впрочем, россияне не учли терроборону, не дававшую ССО, десанту и ДРГ зайти в город. После всего этого колонны, двигавшиеся от границы, должны были повторить «чехословацкий сценарий»: войти без сопротивления в Киев и оккупировать столицу.

«Недооценка украинского войска привела к тому, что противник потерпел поражение в первую неделю. Думали, что у них все легонько пройдет и закончится через неделю. Не получилось», подытожил в конце марта заместитель начальника штаба Командования Сухопутных войск ВСУ Александр Грузевич.

Однако еще в начале марта срыв плана быстрого захвата Киева не выглядел окончательной победой Украины. Агрессор перегруппировался и все еще пытался захватить столицу. По сути после первых неудач россияне перешли к плану Б — окружить город. В то же время враг искал слабые места в линии обороны.

80 украинских бойцов, сдержавших многотысячное войско россиян

Чтобы окружить Киев, россияне начали продвигаться к Житомирской трассе. Ожесточенные бои шли в Буче и Ирпене.

«В Ирпене не дали противнику продвинуться дальше. Когда-то мы смотрели фильмы про Сталинград, то сейчас тоже можно сказать об Ирпене: улица наша, улица их, здание наше, здание их», — вспоминает комбриг «Славян».

Важным городом на пути россиян к Киеву стал Макаров. Оккупанты не взяли город под полный контроль, а обошли его. Здесь в битву вступили местные добровольцы, о которых hromadske делало отдельный репортаж. Впоследствии логистика обеспечения российских войск, прошедших дальше за Житомирскую трассу, оказалась под угрозой.

Однако важнейшими на втором этапе битвы за Киев стали бои вокруг села Мощун. Уже впоследствии главнокомандующий ВСУ Валерий Залужный сравнил поступок «Черных Запорожцев» в Мощуне с историей о 300 спартанцах. Все потому, что 80 украинских бойцов сдержали многотысячную группировку российских войск.

«Удержать этот форпост было очень важной задачей. Мощун мог стать для врага воротами на пути в столицу. Однако наши воины проявили чудеса военного мастерства. Они удержали Мощун. И этим защитили Киев», написал Залужный на своей Facebook-странице.

Село Мощун расположено в 5 км от аэродрома Гостомеля на другом берегу реки Ирпень. Отсюда до админграницы Киева тоже 5 км, а до жилых кварталов — чуть больше 10 км. Дальше на столицу россияне могли идти двумя путями: через Петровцы и Вышгород или через Горенку и Пущу-Водицу.

«С этой стороны враг бросил всю элиту, которая у него была. Здесь воевали 76-я и 98-я дивизии ВДВ — это элита, 155-я бригада морской пехоты, силы спецназначения. Мы закрепились и остались в Мощуне. С нашей стороны, все силы и средства работали на то, чтобы дать противнику отпор и не позволить закрепиться на этом берегу реки Ирпень. Здесь были подразделения Сил спецопераций ГУР, разведчики. Потом мы ротационно перекидывали туда подразделения морской пехоты, другие подразделения», — рассказывает «Славян».

Бои за Мощун начались в конце февраля. Каждый день вражеская авиация и артиллерия пытались вытеснить украинских бойцов из населенного пункта или окружить их. Если бы оккупантам удалось закрепиться в Мощуне и создать плацдарм, дальше уже был бы Киев. Но 11 марта защитники Мощуна почувствовали, что смогут устоять.

В целом же командованию стало ясно, что окончательно врага остановили примерно 20 марта. Произошло это, когда россияне отказались от наступательных действий на другом берегу Днепра — в районе Броваров и Борисполя.

Украинский военный проходит мимо разбитого российского танка в Мощуне, 19 апреля 2022 годаAP Photo / Efrem Lukatsk

От боевых действий до мародерства

«На левом берегу главный удар планировался с черниговского и сумского направления. С той стороны наступали мотострелковые и танковые части. Но там им нанесли такой сильный удар, что враг потерял свои наступательные возможности», — вспоминает «Славян».

Провал выхода на Киев с левого берега в большинстве своем был обусловлен двумя факторами. Главное — сопротивление защитников городов в Сумской и Черниговской областях. Как следствие — проблемы россиян с логистикой.

«Возник вопрос о логистических цепях — поставка оружия, боеприпасов, в первую очередь горючего и продуктов питания для российской армии, колонны которой растянулись на несколько сотен километров от государственной границы до зоны боевых действий, например, в районе Броваров. Колонны снабжения без надлежащего боевого прикрытия не имели возможности добираться до боевых подразделений под Броварами — соответственно, возможности боевых подразделений значительно уменьшались. Фактически атака срывалась», — объясняет военный эксперт Владислав Селезнев.

А у российской группировки на правом берегу возникла другая проблема. Армия оккупанта была деморализована и от боевых действий перешла к мародерству и военным преступлениям.

«Массовое мародерство началось с того, что командование потеряло контроль над войсками. Более того, можно утверждать, что именно офицеры руководили мародерством и совершением военных преступлений», — говорит военный эксперт Михаил Самусь.

Наконец, в конце марта встал вопрос о контрнаступлении ВСУ. Тогда же появилась информация о возможности окружения российских войск под Киевом. Однако Михаил Самусь сомневается, что при этих условиях такая операция была бы возможна. «В Киевской области было 35 тысяч россиян. Чтобы столько окружить, нужно было бы снимать силы с других направлений. А это было недопустимо. Уничтожили их и так много», — говорит Самусь.

Под угрозой уничтожения группировки российское руководство заявило об отводе войск из-под Киева и назвало это «жестом доброй воли». Однако украинские военные в этот жест не верят.

«Они ушли по одной причине: тех сил и средств, которые у них было, не хватает, чтобы вести полномасштабную агрессию. Все, что было здесь, поехало на восток», — считает комбриг «Славян».

«Благодаря активным действиям мы полностью овободили Киевскую область. Это не потому, что враг бежал. Это потому, что наши активные действия сорвали все планы врага — провести повторное наступление на Киев»,подытожил бригадный генерал Александр Грузевич.

Мешки с песком вокруг памятника княгине Ольге в Киеве, 23 мая 2022 годаAP Photo / Natacha Pisarenko

россиянам не дали молниеносно зайти в Киев в первые дни и в результате продолжительных жестких боев в течение марта. Просчеты первого этапа битвы за Киев россияне пытались исправить, но это не удалось. Главное — они не были готовы к яростному сопротивлению не только ВСУ и других боевых подразделений, но и гражданских, добровольно защищавших страну.

В итоге россия проиграла главное сражение первых месяцев широкомасштабного вторжения — битву за столицу. Более того, российской армии пришлось с позором отступить. Это открыло миру весь ужас действий оккупационных войск и кардинально изменило позицию западных союзников. Украине наконец-то начали давать тяжелое вооружение.

После военного поражения под Киевом, кремль не отказался от планов уничтожить Украину как государство. В Москве могут быть планы на реванш в битве за столицу. Однако в случае нового наступления на Киев, защитники города будут уже более подготовлены к встрече врага.


Наша редакция работает круглосуточно из разных уголков страны, чтобы вы были в курсе того, что происходит. Если вам важно то, что мы делаем, и вы уже поддержали Вооруженные Силы Украины, можете поддержать наше информационное войско.