Церковь, российская пропаганда и «право на выбор». Как в Европе растет влияние антивакцинаторов и что с этим делать

В эти выходные в ряде итальянских городов тысячи людей вышли на массовые демонстрации против введения обязательных COVID-сертификатов и вакцинации от коронавируса. В последнее время такие протесты проходят в Италии регулярно, а порой перерастают в агрессивные столкновения с полицией. Итальянские врачи сообщают о резком росте числа инфицированных — не в последнюю очередь из-за скопления невакцинированных людей на протестах. Парадоксально в этой истории то, что темпы вакцинации в Италии довольно хорошие: 83% людей старше 12 лет уже успели получить обе дозы.
Больше пугает то, как агитация за отказ от вакцин против COVID-19 и распространение дезинформации о прививках распространяются в странах Восточной Европы, где доля вакцинированных порой вдвое меньше, а медицинская система — существенно слабее, чтобы отвечать на такие серьезные вызовы. Почему движения противников вакцинации и распространяемые ими идеи находят отклик во многих странах Европы, и как правительства пытаются бороться с этим? Действительно ли это влияние российской пропаганды и какие выводы из европейского опыта нужно сделать Украине?
Поле битвы — Facebook
«Вы идете в центры вакцинации, как ягнята на бойню», — уверяет в одном из видео свою более чем 370-тысячную аудиторию на Facebook Диана Шошоаке, румынский юрист и член парламента. «Остановим “зеленые сертификаты”, этот фашистский акт», — обращается она к своим подписчикам в другом ролике. У этих видео — десятки тысяч лайков и репостов: очевидно, нарративы политика очень созвучны ее сторонникам.
В соцсети Шошоаке гиперактивна: ежедневно на ее странице появляются десятки сообщений — в основном видео с ее рабочего места в парламенте или обращения к подписчикам. А еще она очень популярна и влиятельна: в последние месяцы женщина превратилась в своеобразный рупор антивакцинаторов в Румынии: не только в телевизоре или соцсетях, но и в главном законодательном органе страны. Иногда она даже посещает больницы или центры вакцинации, где спорит с медицинским персоналом об опасности коронавируса и действии вакцин, и демонстрирует все это в прямых эфирах на Facebook.

Ядро поклонников Шошоаке — на севере Румынии, где протестующие во главе с ней пытались блокировать открытие центра вакцинации и объявили пандемию «величайшей аферой века».
Но сейчас на аферу ситуация с коронавирусом в Румынии не очень похожа. Страна среди «лузеров» по вакцинации от коронавируса в ЕС: полный курс здесь успели пройти лишь 30% жителей. Хуже разве в соседней Болгарии, где обеими дозами привиты чуть больше 23% людей (что, к слову, все равно превышает украинские показатели). При этом смертность от последствий вируса в Румынии одна из самых высоких в Европе — по словам врачей, более 90% умерших от COVID-19 были невакцинированы.
Но Шошоаке с соратниками и здесь видят манипуляцию. «Теперь Центр контроля и профилактики заболеваний в США приказал, чтобы все иммунизированные в результате коронавируса регистрировались как непривитые», — уверяет политик. Ранее без аргументов она заявляла, что «количество на самом деле вакцинированных румынов сфальсифицировано, чтобы хорошо выглядеть в глазах Европейского Союза».
Если вам кажется, что здесь нет других любимых нарративов противников вакцинации, вроде смертей от прививки, навязывания людям вакцин или «вакцина провоцирует генетические изменения», то их активно распространяют другие лидеры мнений в Румынии. Самые активные соратники Шошоаке — Джордж Джиджи Бекали, бывший парламентарий, а ныне владелец футбольного клуба FCSB, бизнесмен Луис Лазарус и действующий член Европарламента и евроскептик Кристиан Терхес.
Но пока политики пытаются делать на антивакцинаторской риторике свои рейтинги, врачи работают без остановки и уже признаются в собственной беспомощности. Инфекционные отделения в стране переполнены, и без того слабая система здравоохранения Румынии теперь вообще на грани коллапса.
«Страх — это единственное, что может привлечь внимание всего народа, однако и его бывает недостаточно. Некоторые мои пациенты уже тяжело дышат, едва ловят воздух, но все равно уверяют, что ковида не существует. Очень тяжело, когда так много людей отрицает реальность», — рассказывает The New York Times врач ковидного отделения Будапештской больницы.

Армия, вера и поддельные сертификаты COVID
Эпидемическая ситуация в Румынии в последнее время ухудшалась стремительно: еще летом президент Румынии Клаус Йоханнис отмечал, что пандемию удалось почти полностью преодолеть, а теперь речь идет о «катастрофе ужасных масштабов». Несмотря на все призывы врачей вакцинироваться, они не находят отклика у большинства населения, поэтому продвигать кампанию по вакцинации пытаются военные. Но и они подчеркивают: слишком много дезинформации распространяется в сети, и противодействовать ей непросто.
Там, где дезинформация не достигает людей в сети (прежде всего старшее население), подключается церковь, доверие к которой в Румынии очень высоко. Мнения местных православных иерархов очень отличаются: кто-то говорит, что нужно подчиняться требованиям врачей, кто-то решительно предостерегает от прививок. Последних особенно много в провинции, где влияние церкви на местных верующих еще больше — более того, бороться с фейками о COVID-19 правительство там даже не берется.
«Православная церковь вела некую двойную игру: с одной стороны она проводила кампанию по вакцинации в обмен на щедрые субсидии для церковных организаций, с другой же проповедовала прихожанам о приходе Сатаны с вакцинными чипами. Да еще журналисты и селебрити повышали свои рейтинги, разжигая панику среди населения, распространяя вредную информацию», — объясняет ситуацию румынское ежедневное издание Libertatea.
В Болгарии предпосылки обострения COVID-кризиса и рост недоверия к вакцинации очень напоминают румынские: влиятельная православная церковь, дезинформация в сети, которой не удается противостоять должным образом, кризис медицинской системы и политические перипетии. Уже полгода после парламентских выборов болгары не могут сформировать правительство, что тоже не способствует политической стабильности. Накануне выборов в эти выходные выяснилось, что среди дистрибьюторов поддельных сертификатов, на которые в стране большой спрос, есть и кандидат в депутаты от партии «Национальный фронт за спасение Болгарии».

Вообще, проблема с поддельными сертификатами очень насущна для Болгарии: журналисты выяснили, что в среднем один врач ежедневно выдает от 15 до 30 фальшивых справок. Делаются они всего два дня, и каждый документ стоит 450 левов (около $265). Безумный спрос на фейковые сертификаты тоже появился не по удивительному стечению обстоятельств. Даже антивакцинаторам пришлось искать способы раздобыть пропуск в магазины, кафе и другие заведения, как только правительство усилило карантинные ограничения и ввело проверку «зеленых сертификатов» на входе.
Вера и политика частично подпитывают движения противников вакцинации и в Польше. На фоне ЕС показатели по прививкам там тоже не очень высоки: обе дозы вакцины получили чуть больше 53% поляков, зато время от времени проходят акции антивакцинаторов. В то время как правительство страны чем могло мотивировало поляков быстрее получить прививку от коронавируса, президент Анджей Дуда и правящая партия «Право и справедливость» пытались заигрывать со своими сторонниками, в частности, с нежелающими прививаться от коронавируса. Дуда, например, заявлял, что сам не вакцинируется от гриппа, потому что «против принуждения людей к таким решениям, ведь это вопрос личной свободы».
Но справедливости ради стоит отметить, что польская католическая церковь (на которую во многом опирается в своей риторике ПиС) от вакцинации прямо никого не отговаривала. Конференция польских католических епископов лишь отметила, что «вакцины — это хороший способ остановить вирус, но прививка в принципе не является моральной обязанностью». При этом во многих католических храмах по всей Польше были развернуты пункты вакцинации.
Сети антивакцинной пропаганды
Майкл Боцюркив — известный аналитик и в прошлом журналист. В 2014-2015 он был спикером СММ ОБСЕ в Украине, а сейчас исследует дезинформацию, в частности, в контексте пандемии коронавируса. Он замечает, как легко удается распространять месседжи против вакцин и формировать действенные сети «ковид-диссидентов» в мире, где есть соцсети.
«Негативная информация о вакцинации — это не что-то новое для Европы, она нарастала годами, однако именно благодаря социальным сетям и минимуму вмешательства со стороны платформ соцмедиа по борьбе с фейковыми новостями и дезинформацией, у bad actors появились новые эффективные инструменты за минимум денег, чтобы дискредитировать западные вакцины и вакцинацию в целом. Россия и Китай были крупными игроками с самого начала пандемии в плане дезинформации», — объясняет Боцюркив в разговоре с hromadske.
В контексте Европы мы больше всего слышим о российском влиянии, которое подпитывает движение антивакцинаторов. Так в конце октября СНБО рассказывал о разоблачении российской сети по дезинформации о вакцинах от коронавируса в Украине, которая имела целью сорвать вакцинацию и увеличить количество смертей от COVID-19. По странному (на самом деле нет) совпадению больше всего нарративов против вакцин подхватывает именно русскоязычная часть населения стран бывшего советского пространства.
Убедительный пример — Молдова, где одним из лидеров движения антивакцинаторов является активист Вячеслав Валько, ранее баллотировавшийся в парламент от пророссийских сил, а теперь устраивающий акции протеста против принудительной вакцинации. Кстати, не только в Молдове. На акциях антивакцинаторов в Киеве и Одессе, например, состоявшихся в ноябре, лозунги на плакатах участников были идентичными тем, что были на молдовских акциях: «Мое тело — мой выбор и право», «Скажи “нет” ковид-паспортам» и тому подобные. К слову, дизайн плакатов тоже был похож.

Уязвимыми для дестабилизации из-за антивакцинной пропаганды являются и страны Балтии, где все еще значительна доля русскоязычного населения. В Латвии (здесь сейчас вакцинировано почти 60%) она, например, превышает 20%, и недавно правительство решило лишить лицензии «Первый Балтийский канал» — последний в стране, вещающий на русском языке. Объяснили это тем, что вещатель нарушил Закон о телерадиовещании, в том числе из-за распространения ложной информации о COVID-19.
Боцюркив, недавно общавшийся с дипломатами в Латвии, говорит, что они рассказывают об огромном влиянии России в распространении дезинформации: «Они используют технологии, а еще людей на местах. Посол Украины мне рассказывал, что российская дезинформация направлена и на людей в диаспоре. Очевидно, что технологии распространения российской дезинформации становятся более сложными, и к ним привлечены огромные ресурсы. Если Европа не будет со всей серьезностью относиться к этому вопросу, Россия будет использовать все возможности для дестабилизации».
Впрочем, в примере Латвии есть другая важная сторона истории: проблема здесь не только в российской дезинформации, но и в том, что правительство страны не смогло эффективно проинформировать значительную часть населения, которая считает русский язык родным. Поэтому она и потребляла тот контент, который был для нее доступен — прежде всего российских государственных медиа, которые с большой вероятностью давали положительную характеристику только вакцине российского производства, которая в Латвии не применяется.
Министр здравоохранения Латвии Даниэлс Павлютс в октябре, когда страна ввела новые строгие ограничения из-за роста числа инфицированных, замечал, что особенно «проблемная ситуация» в Даугавпилсе и его окрестностях. Это второй по величине город Латвии, где большинство населения как раз русскоязычные. Там, по словам Павлютса, влияние дезинформации о вакцинах особенно ощутимо.

Активные и агрессивные антивакцинаторы
Вернемся к примеру Италии: протесты, которые проходят в последние недели в разных городах страны — это яркое свидетельство того, как движение антивакцинаторов вышло за пределы интернет-сообществ, с которых оно начиналось. Как рассказывает в интервью Foreign Policy итальянская журналистка и исследовательница интернет-культуры Виола Стефанелло, главным рупором пропаганды за отказ от вакцинации, стал Facebook. Причем еще до коронавируса: сторонники движения антивакцинаторов находили подтверждение своим идеям и объединялись с единомышленниками на суперпопулярной Facebook-странице Informare x Resistere («Информируйте и сопротивляйтесь»).
В последние недели на этой странице распространяется нарратив о том, что правительство рассматривает ограничения для невакцинированных как повод запереть итальянцев по домам, как в тюрьмах. А также, что вакцины от COVID-19 смертельно опасны. Все это накладывается и на политическую подоплеку: еще в докоронавирусные времена на выборах «Движение пяти звезд» и другие популистские силы заигрывали со своим электоратом, значительная часть которого выступала против обязательной вакцинации.
С начала пандемии в Италии — стране, первой в Европе столкнувшейся с пандемией и больше всего от нее пострадавшей — все же удавалось держать этот вопрос под контролем. Впрочем, ряд итальянских медиа, поддерживаемых правопопулистскими силами, сейчас продолжают разжигать страхи — пишут о некачественных вакцинах, тиражируют ложь о происхождении коронавируса, оппонируют введению «зеленых сертификатов». Подключаются и политические силы. Оппозиционная ультраправая партия «Братья Италии» уверяет: новые ограничения нужны только для того, чтобы отвлечь людей от провалов правительства на других фронтах. К слову, призывы к протестам в последнее время приходят через другие соцсети и мессенджеры — Telegram и Twitter.
Германия пока не может похвастаться такими же хорошими показателями вакцинации, как Италия: там полный курс прививок от коронавируса получили всего 67% жителей. Впрочем, движение противников вакцинации здесь не менее активно и так же поддерживается ультраправыми. Например, движение Querdenken («Мыслящие нестандартно») финансирует партия «Альтернатива для Германии».
Немецкие врачи рассказывают, что в последнее время на фоне новой вспышки инфицирований в стране они все чаще получают угрозы от противников вакцинации. Под особенным ударом оказались врачи, пропагандирующие прививки в соцсетях и медиа. Кому-то поступают угрозы судебными исками, кому-то даже физической расправой. Многие пациенты раздражаются, когда их спрашивают о статусе вакцинации. По словам медиков, часть все же приходит вакцинироваться, однако выглядят они раздраженными: делают это лишь во избежание лишних ограничений и чтобы получить «зеленый сертификат».
«Я сейчас вижу значительную нехватку ресурсов по двум фронтам. Во-первых, платформы соцсетей, таких как Google, YouTube или Facebook говорят, что удаляют миллионы постов с фейковой информацией о коронавирусе, однако еще миллионы постов остаются. К тому же армии модераторов не слишком искусны в анализе информации на других языках. Так что если информация распространяется по-русски или по-украински, им сложно ее фиксировать, распознавать», — отмечает Майкл Боцюркив.
Эксперт добавляет, что другая большая проблема заключается в том, что во многих странах Европы пока в полной мере не осознают проблему распространения дезинформации о вакцинах, и не выделяют достаточно ресурсов для противодействия фейкам. Однако, по мнению Боцюркива, слишком опасно оставлять этот вопрос без внимания, потому что проблема вскоре может превратится в «войну, которую сложно будет выиграть».
- Поделиться: