9 марта исполняется 61 год с момента первого появления куклы Барби на полках магазинов. За это время образ Барби очень эволюционировала
Фото:

EPA-EFE/ESTEBAN BIBA

В этом году исполняется 61 год, как Барби впервые появилась на полках магазинов. Ее можно назвать куклой, которой играют уже несколько поколений. Первой одеждой Барби в 1959 году стал черно-белый полосатый купальник, а сама она покорила мир и детские сердца длинными светлыми волосами, тонкой талией и большими голубыми глазами. Но теперь кукла больше не заложница своего традиционного образа. Меняются ее наряд, прическа, цвет кожи, популярными становятся модели с протезом, на инвалидной коляске, с витилиго. Hromadske вспоминает эволюцию образа Барби, а также рассказывает, как производители игрушек реагируют на критику в отношении гендерных стереотипов.

От купальника до хиджаба

Беттина Дорфман живет в Дюссельдорфе. Ее хобби — коллекционирование Барби. Женщина попала в Книгу рекордов Гиннеса благодаря своей крупнейшей в мире коллекции культовых кукол — их у нее 18 тысяч. Первую Барби Беттине подарили родители в 1967-м, когда ей было шесть лет. Последнюю она приобрела недавно. В коллекции Беттины есть куклы разных десятилетий. По ее словам, образ куклы Барби — это отражение эпохи.

«Крайне важно, чтобы дети понимали: в мире множество людей, и красота бывает разной. Цвет кожи, волос, фигура — что угодно! Мне больше нравятся ретро-куклы, я с ними играла в детстве. Но новые Барби, в том числе и инклюзивные, демонстрируют нам новое время», — рассказывает коллекционер hromadske.

Коллекционер кукол Барби из Германии Беттина Дорфман, Дюссельдорф
Фото:

предоставлено hromadske

В 1967-м, за год до того, как Верховный суд США признал расовую сегрегацию незаконной, появилась темнокожая подруга Барби — Фрэнси. В течение следующего десятилетия производитель существенно не менял внешность куклы. Лишь в 1980 году появилась первая темнокожая Барби. Еще одну важную тему подняли в 2014 году: на полках магазинов теперь можно найти куклу, которая потеряла волосы в результате химиотерапии. Кардинальных перемены в образе Барби случились в 2016 году, когда производитель разнообразил серию Barbie Fashionistas. С тех пор можно приобрести более 170 кукол с разными оттенками кожи, типами фигуры, прическами, шрамами и растяжками (одна из форм рубцов на коже, которые имеют отличный от нее оттенок — ред.).

«Целесообразный способ создать у детей здоровое представление о теле — это откровенно показывать, что тела имеют различные формы, размеры и цвет» — говорит Керстин Грюис, сотрудница Института гендерных исследований при Стэнфордском университете.

Компания-производитель Барби Mattel заявила, что бренд хочет продемонстрировать «многогранное представление о красоте и моде». А 28 января 2020 года она выпустила кукол без волос и с витилиго (заболевание кожи, при котором на ней наблюдается появление белых пятен — ред.). Изображение игрушки с витилиго впервые показали на странице Барби в Instagram в прошлом году, и оно стало одной из наиболее популярных публикаций в аккаунте. О кукле без волос компания говорила: «Если девушка по каким-либо причинам потеряла волосы, то почему она не может увидеть отражение себя в кукле?»

В 2019-м появились куклы Барби с протезом и на инвалидной коляске. Производители заявили, что именно эти две модели стали самыми популярными в Великобритании в прошлом году. Компания пыталась создать максимально реалистичных кукол, потому сотрудничала с 16-летней активисткой с инвалидностью Джордан Ривз и детской больницей в Лос-Анджелесе для разработки инвалидной коляски. Кроме того, впервые для еще одной линейки American Girl разработали куклу со слуховым аппаратом.

Также производитель обратил внимание не только на физическое, но и на культурное разнообразие. В 2017 году представили первую Барби, одетую в хиджаб.

Чтобы мы создавали больше важных материалов для вас, поддержите hromadske на платформе Спільнокошт. Любая помощь имеет большое значение.

Гендерное разделение игрушек

«В нашем мире множество кукол — так же, как и детей, которые ими играют», — под таким лозунгом в сентябре 2019 года презентовали серию гендерно-нейтральных кукол Creatable World. Барби получили разные цвета кожи, две парика — с длинным и коротким волосами, одежду и аксессуары. Дети самостоятельно решают, какой образ будет у куклы.

Профессор психологии Джуди Блейкмор из Индианы убеждена, что Барби не должны распространять стереотипы о конкретных женских или мужских социальных ролях и предпочтениях. Например, девочкам — розовое, мальчикам — голубое. Американские исследователи из Pew Research Center утверждают, что ребята охотно выбирают в качестве игрушки кукол, а девочки — машинки. А вот разделение игрушек по гендерному принципу может помешать всестороннему развитию ребенка.

Let toys be toys — британская кампания призывает индустрию игрушек и издательства не ущемлять интересы детей, маркируя игрушку исключительно для девочек или мальчиков. В конце концов, ряд магазинов присоединились к инициативе и прекратили обозначать пол ребенка на продукции, удалили каталоги с подарками для девочек и мальчиков, а также сделали игрушки более универсальными.

Влияние на самооценку

Еще в 2014-м вице-президент по дизайну бренда Барби Ким Калмоне заявляла, что нет никаких оснований менять пропорции куклы на более реалистичные. Однако после падения продаж Барби мнение производителя изменилась.

Компания давно сталкивается с острой критикой. Некоторые родители разделяют мнение, что Барби влияет на самооценку детей и вредит пониманию красоты в целом. В 2006 году исследователи из Американской ассоциации психологии опубликовали результаты эксперимента, в котором они подарили книги 162 американским девочкам в возрасте от 5 до 8 лет. Все книги были с рисунками: некоторые изображали только Барби, другие — более пропорциональных кукол, а в некоторых книгах не было тел, похожих на человеческие.

На представление о красоте у девочек в возрасте от 7 до 8 лет увиденное в этих книгах не повлияло. Младшие девочки, которые листали книги с Барби, были больше недовольны своей внешностью, чем те, которые просматривали книги с другими изображениями.

Однако, против аргумента о негативном влиянии Барби на самооценку девочек свидетельствуют результаты исследования, опубликованного в 2014 году. Оно не выявило связи между образом идеального тела у опрошенных женщин и тем, сколько им было лет, когда они начали играть с Барби, или количеством кукол Барби, которые у них были. Большее влияние на самооценку имело отношение к физической красоте в семье.

В ногу со временем

В 2017 году впервые появились новые модели «парня» Барби, Кена — стройный и широкоплечий. У кукол разные оттенки кожи и различные прически, включая дреды. «Я считаю, что важно не забывать и о Кене, менять его стиль. В мире Барби в итоге больше девушек, чем юношей. У нее есть друзья, семья, но у Кена нет такой истории», — говорит Беттина Дорфман. Несомненно, Кен уступает в разнообразии своей «девушке», но компания пока не представила новых мужских моделей.

«Моей дочери Люси 4 года. У нее светлые волосы и голубые глаза. Она хотела не какую-нибудь куклу, а нечто особенное. И нашла ее — с темной кожей и короткими кудрявыми волосами. Детям безразличен цвет или размер игрушки так же, как и взрослым. И это прекрасно!», — говорит в комментарии hromadske Элизабет Белден, учительница и многодетная мама из США. По ее мнению и по мнению многих американских родителей, разнообразие игрушек учит детей, что красота может быть разной.

«У Барби все, как у людей: одежда, цвет волос, профессии. Но если что-то меняется у нас, то это должно меняться и в куклах. Барби должна идти в ногу со временем», — заключает Беттина Дорфман.

Куклы Барби из коллекции Беттины Дорфман, Дюссельдорф

Независимые благодаря вам

Мы работаем независимо от политиков и олигархов. Наша журналистика существует благодаря вам. Вы можете поддержать нас, а мы можем продолжить рассказывать, что на самом деле происходит.

Авторы: Екатерина Денисова, Валентина Половинка
Поделиться: