Черная вдова умерла. Да здравствует Черная вдова!

После финальной части «Мстителей», где героиня Наташа Романофф жертвует собой ради Камня Бесконечности, выход сольной ленты о Черной вдове казался не таким уж и обязательным. Мы посмотрели новый фильм Marvel и изменили свое мнение: шпионский боевик с элементами семейной драмы от австралийского режиссера Кейт Шортланд — не самая сильная часть франшизы, и все же актуальное и динамическое высказывания.
А вот бенефисом Скарлетт Йоханссон его точно не назвать, хотя сольную ленту о Черной вдове фанаты франшизы и ждали больше всего. Актриса явно устала от роли, которую добросовестно играла 11 лет. Хотя именно «лебединая песня» Черной вдовы демонстрирует наибольшую эволюцию героини, чем все ленты Marvel с Наташей Романофф вместе взятые.
Хронологически сюжет «Черной вдовы» разворачивается после событий фильма «Первый мститель: противостояние». Раскол в Мстителях заставляет Наташу Романофф взять паузу и осесть в европейской глубинке. Но отпуск длится недолго: героиню находит Елена Белова (Флоренс Пью) — когда-то девушки считали друг друга сестрами, но семья оказалась фальшивой. Чуть ли не прямо из-за семейного стола Наташа и Елена попали в Красную комнату — инкубатор Черных вдов, где женщин стерилизуют и превращают в шпионок-убийц. Белова рассказывает, что генерал Дрейков, который командует Красной комнатой, изобрел вещество, позволяющее контролировать подневольных женщин-киллеров из любой точки планеты. И просит помочь всемирно известную сестру из «Мстителей» уничтожить адское место.
«Я — чудовище», говорит Наташа в фильме «Эра Альтрона» (2015), когда признается, что не может иметь детей. Шесть лет спустя ее напарница на вопрос «У тебя что, ПМС?» презрительно отвечает, что его, как и месячных, не может быть у человека без репродуктивных органов. Каких-то шесть лет — и утверждение о том, что невозможность иметь детей уродует женщину, кажется чем-то диким. А в блокбастере мирового масштаба прямым текстом говорят о менструациях и фаллопиевых трубах.
Кейсам #MeToo до сих пор не всегда легко дать однозначную этическую оценку, но то, что движение стало искоренять потребительское отношение к женщине и чрезмерную сексуализацию — яркий и неоспоримый факт. Героиня Наташи Романофф ворвалась в киновселенную Марвел во второй части «Железного человека». Худощавую супершпионку с пышным бюстом из комиксов пытались воспроизвести на экране соответственно. Скарлетт Йоханссон вспоминает образ Черной вдовы из первых лент с содроганием — настолько объективизированой она была. Неудивительно, что выступив в «Черной вдове» еще и продюсером, Йоханссон прежде всего позаботилась о том, чтобы ее героиня выглядела прежде всего как человек, а не как клишированная мужская фантазия. И здесь помогли неяркий макияж, неидеальная прическа и ирония: «Зачем ты всегда откидываешь так волосы и выгибаешься, когда дерешься? Ты такая позерша», — насмехается над сестрой Елена. На самом деле, она насмехается над мужской оптикой, через которую мы все видели Наташу.
Для обозначения дружеских несексуальных отношений между мужчинами в 90-х придумали слово броманс. Женская аналогия womance менее употребительна, но она здесь и не понадобится, ведь то, что происходит между Наташей и Леной на экране напоминает скорее именно броманс. Героини застряли где-то между сестричеством, дружбой и соперничеством. В то же время они очевидно симпатизируют друг другу, и эта напряженная магия дуэта создает 90% настроения ленты. Скрывать нечего: молодая и дерзкая Пью переигрывает Йоханссон, но почему бы и нет. Актриса из «Солнцестояния» и «Маленьких женщин» — достойная преемница титула центрального женского персонажа франшизы. Мы не забыли о Капитане Марвел, но то, что ее сольный выход состоялся раньше ленты о Черной вдове — какое-то откровенное недоразумение.
К тому же «Капитан Марвел» — каноническое супергеройское кино, а «Черная вдова» — интересна жанрово. У Наташи Романофф нет сверхъестественных способностей, поэтому и лента о ней более реалистичная: экшн-сценами и сюжетом «Черная вдова» напоминает бондиану, а бэкграунд режиссера Кейт Шортланд, которая ранее снимала тихое авторское кино, очеловечил боевик ностальгическим мотивом утраченного детства и семейного воссоединения.
От «Капитана Марвел» все ждали женского манифеста, но и здесь «Черная вдова» справилась лучше. Красная комната во главе с Дрейковым — довольно прямолинейная метафора патриархата. It's a man's world, где царит репродуктивный контроль и мизогиния. Вырваться оттуда поможет только специальный антидот: Елена вдыхает его случайно, Наташе же в итоге приходится разбить себе нос.
It's a man's world, где женщины до сих пор должны доказывать, что феминизм — это не про мужененавистничество, не про волосы на теле, и не про то, что его начинают исповедовать из-за недостатка внимания со стороны противоположного пола.
It's a man's world, где феминизм до сих пор иногда требует жертв. И женщины готовы идти на них, чтобы следующие поколения девочек никогда не узнали о существовании Красной комнаты. А тем, кого они освободят, еще нужно научиться жить на свободе.
«Что нам теперь делать?» — в ужасе спрашивают освобождены Черные вдовы. «Вы должны сами решить, что делать со своей жизнью». Свобода может пугать, это нормально, но надо с чего-то начинать. Да хотя бы впервые купить себе жиллет.
- Поделиться: