Черная вдова умерла. Да здравствует Черная вдова!

Кадр из фильма «Черная вдова»
Кадр из фильма «Черная вдова»

После финальной части «Мстителей», где героиня Наташа Романофф жертвует собой ради Камня Бесконечности, выход сольной ленты о Черной вдове казался не таким уж и обязательным. Мы посмотрели новый фильм Marvel и изменили свое мнение: шпионский боевик с элементами семейной драмы от австралийского режиссера Кейт Шортланд — не самая сильная часть франшизы, и все же актуальное и динамическое высказывания.

А вот бенефисом Скарлетт Йоханссон его точно не назвать, хотя сольную ленту о Черной вдове фанаты франшизы и ждали больше всего. Актриса явно устала от роли, которую добросовестно играла 11 лет. Хотя именно «лебединая песня» Черной вдовы демонстрирует наибольшую эволюцию героини, чем все ленты Marvel с Наташей Романофф вместе взятые.

Хронологически сюжет «Черной вдовы» разворачивается после событий фильма «Первый мститель: противостояние». Раскол в Мстителях заставляет Наташу Романофф взять паузу и осесть в европейской глубинке. Но отпуск длится недолго: героиню находит Елена Белова (Флоренс Пью) — когда-то девушки считали друг друга сестрами, но семья оказалась фальшивой. Чуть ли не прямо из-за семейного стола Наташа и Елена попали в Красную комнату — инкубатор Черных вдов, где женщин стерилизуют и превращают в шпионок-убийц. Белова рассказывает, что генерал Дрейков, который командует Красной комнатой, изобрел вещество, позволяющее контролировать подневольных женщин-киллеров из любой точки планеты. И просит помочь всемирно известную сестру из «Мстителей» уничтожить адское место.

«Я — чудовище», говорит Наташа в фильме «Эра Альтрона» (2015), когда признается, что не может иметь детей. Шесть лет спустя ее напарница на вопрос «У тебя что, ПМС?» презрительно отвечает, что его, как и месячных, не может быть у человека без репродуктивных органов. Каких-то шесть лет — и утверждение о том, что невозможность иметь детей уродует женщину, кажется чем-то диким. А в блокбастере мирового масштаба прямым текстом говорят о менструациях и фаллопиевых трубах.

Кейсам #MeToo до сих пор не всегда легко дать однозначную этическую оценку, но то, что движение стало искоренять потребительское отношение к женщине и чрезмерную сексуализацию — яркий и неоспоримый факт. Героиня Наташи Романофф ворвалась в киновселенную Марвел во второй части «Железного человека». Худощавую супершпионку с пышным бюстом из комиксов пытались воспроизвести на экране соответственно. Скарлетт Йоханссон вспоминает образ Черной вдовы из первых лент с содроганием — настолько объективизированой она была. Неудивительно, что выступив в «Черной вдове» еще и продюсером, Йоханссон прежде всего позаботилась о том, чтобы ее героиня выглядела прежде всего как человек, а не как клишированная мужская фантазия. И здесь помогли неяркий макияж, неидеальная прическа и ирония: «Зачем ты всегда откидываешь так волосы и выгибаешься, когда дерешься? Ты такая позерша», — насмехается над сестрой Елена. На самом деле, она насмехается над мужской оптикой, через которую мы все видели Наташу.

Для обозначения дружеских несексуальных отношений между мужчинами в 90-х придумали слово броманс. Женская аналогия womance менее употребительна, но она здесь и не понадобится, ведь то, что происходит между Наташей и Леной на экране напоминает скорее именно броманс. Героини застряли где-то между сестричеством, дружбой и соперничеством. В то же время они очевидно симпатизируют друг другу, и эта напряженная магия дуэта создает 90% настроения ленты. Скрывать нечего: молодая и дерзкая Пью переигрывает Йоханссон, но почему бы и нет. Актриса из «Солнцестояния» и «Маленьких женщин» — достойная преемница титула центрального женского персонажа франшизы. Мы не забыли о Капитане Марвел, но то, что ее сольный выход состоялся раньше ленты о Черной вдове — какое-то откровенное недоразумение.

К тому же «Капитан Марвел» — каноническое супергеройское кино, а «Черная вдова» — интересна жанрово. У Наташи Романофф нет сверхъестественных способностей, поэтому и лента о ней более реалистичная: экшн-сценами и сюжетом «Черная вдова» напоминает бондиану, а бэкграунд режиссера Кейт Шортланд, которая ранее снимала тихое авторское кино, очеловечил боевик ностальгическим мотивом утраченного детства и семейного воссоединения.

От «Капитана Марвел» все ждали женского манифеста, но и здесь «Черная вдова» справилась лучше. Красная комната во главе с Дрейковым — довольно прямолинейная метафора патриархата. It's a man's world, где царит репродуктивный контроль и мизогиния. Вырваться оттуда поможет только специальный антидот: Елена вдыхает его случайно, Наташе же в итоге приходится разбить себе нос.

It's a man's world, где женщины до сих пор должны доказывать, что феминизм — это не про мужененавистничество, не про волосы на теле, и не про то, что его начинают исповедовать из-за недостатка внимания со стороны противоположного пола.

It's a man's world, где феминизм до сих пор иногда требует жертв. И женщины готовы идти на них, чтобы следующие поколения девочек никогда не узнали о существовании Красной комнаты. А тем, кого они освободят, еще нужно научиться жить на свободе.

«Что нам теперь делать?» — в ужасе спрашивают освобождены Черные вдовы. «Вы должны сами решить, что делать со своей жизнью». Свобода может пугать, это нормально, но надо с чего-то начинать. Да хотя бы впервые купить себе жиллет.