Свободно создать Telegram-канал, вести репортажи в Instagram, или писать в Facebook — это все доказывает, что сегодня все мы — медиа. Свободу слова не остановить. Но с силой приходит и ответственность. Ко дню свободы прессы hromadske попросило 6 известных журналистов поделиться с нами их принципами, установками, которыми следует руководствоваться в мире, где каждый — сам себе независимое СМИ.

В начале карантина я получила сообщение от воспитательницы моей дочери в детском саду. Дословно не помню, но суть его была паническая: закрывайте окна, на Киев с вертолетов будут лить химию для дезинфекции. Поскольку я работаю в медиа, то была уверена, что воспитательница не может узнать о таком важном и опасном событии раньше, чем я. Но в ответ на ее сообщение посыпались многочисленные «спасибо» напуганных родителей.

Конечно, я не нашла ничего подобного ни в одном из официальных источников (ни на сайте КГГА, ни Госслужбы по чрезвычайным ситуациям, ни полиции, ни где-либо еще). Более того, полиция опровергла этот фейк. Поэтому я спросила воспитательницу: откуда информация? «Мне переслали», — ответила она. Синонимический ряд можно продолжить: прочитала в интернете, написали в Facebook, соседка получила смс от знакомого, который точно знает, одна баба сказала и тому подобное. За опровержение, которое я отправила в родительскую группу очень оперативно, меня никто не поблагодарил.

Возможно, это профдеформация, но я очень раздражаюсь, когда слышу «прочитала в интернете...». Особенно, когда слышу это от родных или близких друзей. Мой следующий вопрос всегда одинаков — где именно? В каком издании? И если не получаю внятного ответа, то агрессивно начинаю опровергать или отрицать услышанное. Даже если это очень похоже на правду.

«Прочитала в интернете»? Умножь на ноль прочитанное, если ты не знаешь, кто это написал. Потому что КТО написал — это не менее важно, чем ЧТО написал. А еще пригодилось бы знать, с какой целью и при каких обстоятельствах.

К сожалению, этому не учат в школе. Хотя потребление информации — это как потребление продуктов. Нельзя покупать молоко, не взглянув на срок годности, нельзя покупать пирожок на улице у продавца с грязными руками, нельзя купить что-то неизвестное в красивой обертке, не прочитав состав, в конце концов, вы никогда не купите гнилое яблоко, если знаете, что оно гнилое. Так почему же читаете и верите безликом источнику, который распространяет манипуляции через «залайканные» страницы в соцсетях? Почему с таким восторгом смотрите и читаете медиа, принадлежащие олигархам, которых вы ненавидите?

Читайте много, доверяйте профессионалам.

Верьте медиа и людям, которые:

— извиняются за свои ошибки;

— указывают, откуда получили информацию (не анонимные источники, а очень конкретные люди);

— не врут в заголовках ради кликов;

— находятся на месте происшествия;

— не принадлежат олигархам.

Отделяйте факты от субъективных выводов и домыслов, журналистов от блоггеров, медиа от соцсетей, правду от постправды. Будьте мудрыми и соблюдайте информационную гигиену.

Поделиться: