Что означает для Украины передача доказательств военных преступлений рф от США в МУС — объясняет правозащитница
Президент США Джо Байден приказал своей администрации начать обмен доказательствами военных преступлений россии в Украине с Международным уголовным судом. Что значит этот шаг для Украины — объяснила Александра Романцова, украинская правозащитница и исполнительный директор организации «Центр гражданских свобод».
Об этом Александра Романцова сказала в комментарии hromadske.
О решении Байдена стало известно из сообщений западных СМИ, которые в свою очередь ссылаются на источники. Официально Белый дом отказался комментировать сотрудничество с МУС. Хотя генпрокурор Украины Андрей Костин уже публично поблагодарил Соединенные Штаты за такой шаг.
По данным Reuters, Пентагон сопротивлялся этому шагу и приватно подчеркивал, что любое сотрудничество с МУС может открыть путь для политизированного судебного преследования американских войск, дислоцированных за границей.
Романцова объясняет, что между США и МУС не был налажен обмен информацией, как, к примеру, в Евроюсте, открывшем специальное агентство сбора доказательств по поводу преступления агрессии россии против Украины. Там все 26 прокуратур обменивались информацией. Это помогает накапливать информацию о преступниках, действующих в нескольких странах-членах Европейского Союза.
«Результаты следствия во всех странах мира особым законодательством защищены. Для того чтобы обмениваться такой информацией, нужны специальные договоры. Они описывают, как эта информация должна храниться, когда ее узнает прокуратура другой страны и т.п. Ибо законодательство в этом случае может быть в общем принципе одинаковое: все хранят информацию, потому что есть тайна следствия. Но, например, стандарты по поводу того, что значит "тайна следствия", могут отличаться. Поэтому так важно иметь эти договорные отношения», — объяснила Романцова.
Для Украины это важно, потому что для того, чтобы открыть кейс против военно-политического руководства россии, у МУС должны быть безоговорочные аргументы. Романцова отметила, что МУС имеет очень сильную систему защиты обвиняемых. А у США есть серьезные стандарты доказательности, сбора информации, разведывательная система.
«Обвиняют там (в МУС — ред.) в самых страшных преступлениях в мире: военные преступления, геноцид, преступления против человечности, преступление агрессии. Если человека признали виновным, он должен понести наказание, которое фактически уничтожит его жизнь. То, что ты был президентом, не будет иметь никакого значения, будет иметь значение только то, что ты совершил преступление [...] Стандарты доказательности в МУС значительно выше, чем стандарты доказательности по украинским делам. И это большая проблема сейчас для украинских прокуроров. Поэтому важно также, чтобы это происходило непосредственно между МУС и Америкой», — сказала Александра Романцова.
- Поделиться: