Что происходит с экспортом украинского продовольствия? Отвечаем на главные вопросы

Украинские военные едут на БТР с украинским флагом на подсолнечном поле в Кривой Луке
Украинские военные едут на БТР с украинским флагом на подсолнечном поле в Кривой ЛукеAP Photo / Evgeniy Maloletka

На мировых складах запасов пшеницы хватит примерно до конца июля — об этом еще в мае во время заседания Совета Безопасности ООН заявила эксперт по вопросам продовольственной безопасности Сара Менкер. Цены на продовольствие, в частности в Африке, резко выросли, а в британских магазинах нет растительного масла. И все это — из-за войны в Украине.

Ситуация в мире действительно критическая, ведь Украина экспортировала зерно, растительное масло и масла на весь мир, а для некоторых стран даже была главным импортером.

Что сейчас происходит с украинским продовольствием, от которого зависит жизнь миллионов людей во всем мире? Разбиралось hromadske.

Лучи света пробиваются сквозь простреленную крышу на зерновой ферме в Черкасской Лозовой, 28 мая 2022 годаAP Photo / Bernat Armangue

Сколько зерна собирают в Украине?

Украинские аграрии ежегодно собирают в среднем 70 млн тонн зерновых и зернобобовых: прежде всего пшеницу, ячмень, горох и кукурузу. Именно они — основа нашего экспорта. Так, в 2019 году с украинских полей собрали 74,3 млн тонн этих культур; в 2020-м (из-за трудностей с COVID-19 и засухи) — 65,4 млн тонн. В прошлом году урожай был рекордным — собрали более 84 млн тонн.

В Украине потребляют всего около 7,5 млн тонн зерна в год. Из них около 5 млн. тонн — пшеница. Остальное идет на запасы и экспорт, и последний приносит Украине немалый доход.

Что с украинским экспортом?

Экспорт продовольствия обеспечивает Украину значительную часть нашей валютной выручки. Так, по итогам 2021 года только экспорт зерновых из страны перевалил за 51 млн. тонн и принес 12,5 млрд. долларов — это почти столько же, сколько в страну переводят работники из-за рубежа. Благодаря этой валюте в Украине сохранялся сбалансированный обменный курс.

Крупнейшие покупатели отечественного зерна — Египет, Ливия, Тунис, Турция, Бангладеш, Южная Корея, Китай, Нидерланды, а также — в зависимости от года — Италия и Израиль. Есть и страны, доля которых в нашем экспорте невелика, но они зависимы от украинского зерна — так, Сомали на 68% зависит именно от украинской пшеницы.

Светлана Литвин, аналитик Украинского клуба аграрного бизнеса (УКАБ), рассказала в комментарии hromadske, что для того, чтобы аграрные предприятия и фермерские хозяйства имели деньги и могли осуществлять хозяйственную деятельность и дальше, им нужно ежемесячно продавать около 3 млн тонн зерна. Но пока не работают морские порты, выйти на эти цифры невозможно.

«В мае 2022 года удалось экспортировать альтернативными путями 1 млн тонн зерновых культур, 0,4 млн тонн масличных культур и 0,2 млн тонн растительных масел — это самый высокий показатель с начала войны. Пока трудно оценить, насколько удастся его увеличить, потому что проблем возникает много, и хотя они и решаются постепенно, это процесс длительный», — отмечает Светлана Литвин.

Почему мы не можем вывезти зерно по суше?

Большую часть зерна вывозили через порты Николаева, Южного и Черноморска Одесской области — там были оборудованы специальные хранилища и перевалочные пункты. Спрос на украинское зерно рос так стремительно, что одним из условий концессии николаевского порта «Ольвия» стало строительство нового перевалочного пункта. Только в декабре, за 3 месяца до полномасштабной войны этот порт получил нового управленца — катарскую компанию QTerminals.

российский военный на пристани с зерном в районе Мариупольского морского порта, 12 июня 2022 годаAP Photo

Вывозить по суше (по железной дороге или грузовиками) крайне сложно. У компаний нет ни наработанных схем, ни достаточных ресурсов, чтобы экспортировать такое количество зерна. Логистику нарабатывают «с колес» — прямо сейчас, в условиях войны, обстрелов и нехватки горючего.

Анатолий Чабаненко, фермер из Вознесенского района Николаевской области, рассказывает, что испытывает трудности с вывозом подсолнечных семян. Сейчас для него доступны только два порта — в Измаиле и Рени, оба — речные на Дунае.

«Раньше в эти порты никто урожай не возил. От нас все ездили или на Ника-Теру (морской специализированный порт в Николаеве, — ред.), или в Южное. А в Измаил и Рени обычно ездили фермеры с юга Одесской области», — говорит Анатолий. По словам мужчины, раньше дорога в Николаев занимала чуть больше 2 часов, а в Южное — около 4. Сейчас же путь до Измаила занимает 10 часов, а больше времени — больше бензина, а значит, выше плата водителю грузовика.

«Сейчас перевезти зерно в Рени стоит 2500-2700 грн за тонну. На 25 тонн нужно потратить 65 тысяч грн. только для того, чтобы завезти. То есть дорога в порт по стоимости будет забирать 4 тонны подсолнечника из одного самосвала», — резюмирует фермер.

К тому же пропускная способность украинских дорог и железной дороги на границе слабее и менее удобна.

А что если не получится вывезти продовольствие?

Уже сейчас в Украине около 20 млн тонн зерна, предназначенного для экспорта, как сообщают в УКАБе, — и это без учета внутренней потребности. А через 2 месяца ждут урожай нового года.

В конце концов, примерно 10 млн тонн зерна просто негде будет хранить, как говорит глава Всеукраинского аграрного совета Андрей Дикун. Он рассказывает, что аграрии собираются закупать и завозить в Украину так называемые «пластиковые рукава» — специальные многотонные «мешки» для длительного хранения. Но это, по его словам, решит проблему лишь на несколько месяцев. А дальше украинские порты должны возобновить работу — иначе аграрный сектор просто не выживет.

«Если осенью или зимой не начнем экспортировать через порты, то следующей весной выходить на поля нет смысла. Зачем выращивать продукцию, которую не можешь реализовать?» — говорить глава Всеукраинского аграрного совета.

Украинский фермер сбрасывает зерно в свой сарай в селе Птичье в Донецкой области, 12 июня 2022 годаAP Photo / Efrem Lukatsky

Что делают международные партнеры?

Консенсуса по поводу действий в мире пока нет.

Так, Папа Римский твиттит на украинском и русском языках призывы «не использовать продовольствие  как оружие», а в ООН, как пишет The Wall Street Journal со ссылкой на свои дипломатические источники, даже обдумывают вариант ослабить санкции против россии.

В то же время, в Европейском Союзе планируют помочь Украине с экспортом зерновых через так называемые «коридоры солидарности» — речь идет о том, чтобы страны ЕС (прежде всего Польша) организовали ускоренное пересечение границы для агропродукции, чтобы она смогла попасть железнодорожным транспортом в порты Польши и других стран Европы.

При этом россия пытается продавать ворованное украинское зерно — в Сирию отгрузили уже около 100 тысяч тонн. Государственный департамент США пытается это предотвратить, и в середине мая сообщил 14 странам (преимущественно африканским) что российские грузовые суда, заполненные «ворованным украинским зерном», выходят из портов вблизи Украины. Об этом идет речь в материале New York Times. Официальных результатов таких предупреждений пока нет, но о новых покупках краденого украинского зерна в мире пока неизвестно.

Президент Зеленский отмечает, что Украина готова продавать свое зерно и ведет переговоры с разными странами и Организацией Объединенных Наций о разблокировании портов. Вот только для беспрепятственного вывоза зерна единственным гарантом остается оружие, которое Украина предпочитает получить от стран-партнеров, ведь россия не придерживается никаких договоренностей.