Что изменилось в Украине благодаря «безвизу»
11 июня для граждан Украины заработал безвизовый режим со странами Шенгенского пространства. Громадское подготовило краткий обзор проделанной за пять лет работы, чтобы этого удалось достичь.
11 июня для граждан Украины заработал безвизовый режим со странами Шенгенского пространства.
Путь к нему был сложным и интересным. Он показал, что практические «пряники» вроде безвизовых путешествий могут быть эффективным стимулом для украинской власти осуществлять важные реформы.
Мы попытались проанализировать, что же Украина сделала для того, чтобы получить безвизовый режим, и как это повлияло на процесс осуществления реформ.
Украина была одной из трех стран «Восточного партнерства», с которыми ЕС провел «переговоры по визовой либерализации». Украина официально начала свой диалог о «безвизе» в октябре 2008 года. План действий по либерализации Европейским Союзом визового режима для Украины представили на саммите Украина — ЕС в ноябре 2010-го года, во время правления Виктора Януковича. Тогда он пообещал, что Украина выполнит план быстро, чуть ли не в течение года. Впрочем, это обещание он не выполнил.
Прошло целых пять лет, прежде чем Украина смогла выполнить все основные требования, прописанные в Плане действий.
«Безвиз» стал весомым стимулом для преобразований, касающихся значительно большего количества вопросов, чем просто свобода путешествий.
Громадское подготовило краткий обзор проделанной за пять лет работы.
Стимул для биометрии
«Безвиз» распространяется только на владельцев биометрических паспортов. Поэтому украинская власть ввела биометрические новации в документы, удостоверяющие личность.
Обязательным элементом паспортов нового образца стали отпечатки пальцев. Сегодня эти новые паспорта соответствуют требованиям Международной организации гражданской авиации (ИКАО). Количество биометрических паспортов, выданных украинской Государственной миграционной службой уже оценивается в более чем три миллиона.
Впрочем, нынешние излишне длинные очереди в пунктах оформления биометрических паспортов несколько снижают оптимизм: государство до сих пор не в состоянии предоставлять услуги по выдаче таких документов оперативно и эффективно.
Доступ к базам данных беженцев ЕС
В рамках реализации Плана действий модернизировали Государственную пограничную службу Украины. Украинские подразделения обеспечили подключение пунктов пропуска через границу к базам данных Интерпола и усилили сотрудничество с соседними государствами в сфере пограничного контроля.
Кроме того, усилили Государственную миграционную службу, в частности, улучшили процедуру выявления незаконных мигрантов. Численность персонала Государственной миграционной службы выросла на 500 человек.
Все подразделения украинской миграционной службы получили доступ к подсистеме «беженец» базы данных иностранцев Евросоюза. Это помогает чиновникам, которые ведут дела, проверять данные о мигрантах.
Кроме того, начали работать 100 региональных и местных центра бесплатной правовой помощи. Их финансируют из государственного бюджета.
Однако не все начинания были успешными. Новый пункт размещения беженцев в городе Яготин в Киевской области позволил бы разместить 353 человека. Однако некоторые медиа пугали украинцев «сирийскими беженцами», которые якобы должны здесь жить. Как следствие, из-за протестов местных жителей центр пока так и не начал работу.
Создали институты, которых недоставало 25 лет
Условия этого блока были самыми тяжелыми для достижения, но и самыми важными. Основной частью блока — предотвращение коррупции и борьба против нее. Национальное антикоррупционное бюро, Специализированная антикоррупционная прокуратура и Национальное агентство по предупреждению коррупции созданы именно в рамках Плана действий по визовой либерализации. Они не всегда соответствуют ожиданиям, но благодаря им создана институциональная основа для противодействия коррупции. В предыдущие 25 лет ничего подобного в Украине не было.
Украинские власти также усилили меры по борьбе с организованной преступностью. Однако ключевые элементы реформы — четкое распределение полномочий и предотвращение дублирования функций в борьбе с организованной преступностью — все еще не реализованы до конца.
После длительных задержек, все-таки заработало электронное декларирование для украинских чиновников. Они прислали сотни тысяч е-деклараций. К сожалению, этот успех скомпрометировали скандальные поправки в Закон «О предотвращении коррупции»: сотрудников антикоррупционных общественных организаций внесли в список лиц, обязаны направлять электронные декларации. Кроме того, уже отправленные электронные декларации анализируют очень медленно.
В рамках Плана действий Украина также начала системно разрабатывать собственную политику противодействия торговле людьми. С 2016-го вступила в силу соответствующая новая Государственная программа. Это только начало борьбы с торговлей людьми в 21-м веке. Согласно данным Международной организации по миграции, в 2016-м ее жертвами стал 1151 гражданин Украины. Однако лишь 115 преступлений были зарегистрированы, а суды вынесли лишь 28 приговоров по соответствующим делам. Только 110 человек получили статус лица, пострадавшего от торговли людьми.
Консультативная миссия Европейского Союза отметила, что «на данный момент в Украине не существует как таковой системы защиты свидетелей, но сотрудники Нацполиции и Службы безопасности Украины при необходимости обеспечивают личную охрану».
Началось противодействие дискриминации на уровне законов
Верховная Рада также приняла поправки в Кодекс законов о труде, прямо запрещающие дискриминацию по признаку сексуальной ориентации на рабочем месте. Однако эта тема до сих пор является очень «чувствительной» для украинского общества. Традиционалистские и праворадикальные движения и организации продолжают выступать против антидискриминационных инициатив, особенно когда речь идет о ЛГБТ-сообществе. В рамках Плана действий Украина осуществила определенные шаги для преодоления дискриминации, в частности разработала и утвердила Национальную стратегию по защите прав человека, которая включает разделы, посвященные борьбе с дискриминацией.
Итак, Украина выполнила все ключевые пункты Плана действий по либерализации визового режима, хотя и не все изменения полностью реализовались и не все решения стали идеальными.
Однако безвизовый процесс показал, что достижение практических результатов для граждан может быть эффективным «пряником» для украинской власти в осуществлении важных реформ.
Самое важное то, что Украина теперь должна придерживаться этих изменений. В описании механизма приостановления безвизового режима, недавно принятом Евросоюзом, говорится, что «специфические требования, которые были ключевыми для достижения требований визовой либерализации, должны храниться после завершения безвизового диалога».
А это значит, что попытки украинских властей осуществить «шаг назад» могут привести к отмене безвиза со стороны ЕС. И об этом украинская власть должна всегда помнить.
/ Виталий Рыбак, «Интерньюз-Украина», для сети UkraineWorld.
UkraineWorld является международной сетью экспертов и журналистов, которые занимаются вопросами Украины; в нее также входят представители Громадского.
- Поделиться: