Дело Насирова превратилась в шоу – интервью с антикоррупционным прокурором Холодницким
Дело Насирова превратилась в шоу – интервью с антикоррупционным прокурором Холодницким
Под утро 7 марта отстраненному председателю Государственной фискальной службы Роману Насирову избрали меру пресечения в виде содержания под стражей и повезли в Лукьяновское СИЗО.
Этому предшествовали три дня судебных заседаний, блокирование здания Соломенского суда, два сообщения о минировании и многочасовые выступления адвокатов Насирова. Их у него 9. Председателя ДФС подозревают в хищении двух миллиардов гривен по «газовому делу», где фигурирует также разыскиваемый в Украине народный депутат Александр Онищенко.
Громадское пообщалось с председателем Специализированного антикоррупционной прокуратуры Назаром Холодницким относительно судебного процесса над главным «фискалом» Украины.
Насирову ночью избрали меру пресечения в виде содержания под стражей с альтернативой залога в 100 миллионов гривен. Вы просили назначить 2 миллиарда гривен. Какие у вас есть предохранители, чтобы он не внес залог и не сбежал из Украины?
Единственный предохранитель, который сейчас есть – это его пребывание под стражей, пока не внесен залог. После внесения залога у него, соответственно, меняется мера пресечения, и он начинает действовать в качестве залога с соответствующими ограничениями, указанными в Уголовно-процессуальный кодекс (УПК).
Если же он сбежит, то сумма внесенного залога идет в доход государству, а он объявляется в розыск. Так предусматривает КПК. Насильно его удерживать и совершать другие меры мы не имеем права, потому что есть решение суда, которое прописывает права и обязанности подозреваемого в той или иной ситуации.
Насиров является подозреваемым по «газовому делу», где также фигурирует Александр Онищенко. Насколько именно Насиров является важным подозреваемым в этом производстве?
Он является важным. Если вы вспомните наш совместный с Артемом Сытником (директором Национального антикоррупционного бюро Украины – ред.) брифинг, когда все начиналось, я неоднократно говорил о том, что у меня есть вопросы не только к Онищенко и к его фирме, а также были вопросы к «Укргаздобыче». А именно как к предприятию, с которым были заключены соглашения об этой совместной деятельности. И были вопросы в налоговые органы, которые рассрочивали эту налоговую задолженность, которая образовывалась.
Соответственно, по «Укргаздобыче» мы сработали в январе – феврале, где были задержаны действующие и бывшие топ-чиновники. Суд по ним сейчас идет и уже близится к завершению. Сейчас уже третий эпизод – фискалы. Здесь вопрос законности рассрочки платежей, которые должны были быть оплачены.
Что можем услышать нового на судебных слушаниях по делу Насирова?
Все, что сейчас можно услышать, все уже сказано. Я хочу, чтобы это производство завершилось обвинительным актом, и чтобы все смогли в суде наблюдать за судебным процессом... Сейчас с этим шоу, иначе я не назову, которое было последние три дня под Соломенским судом, это трудно комментировать с точки зрения права. Здесь и отстранения, и минирования, и машины скорой помощи неизвестно каких учреждений. Там было все.
Кому это было выгодно, по вашему мнению?
С точки зрения прокуроров было сделано все, чтобы были соблюдены нормы закона. Поэтому суд в сегодняшнем постановлении, избрав меру пресечения, фактически установил, что действия прокуроров и детективов были законными и обоснованными. Поэтому меру пресечения избрали. Теперь уже слово за следствием, дальше у нас есть два месяца, чтобы завершить следствие и направить дело в суд для рассмотрения по существу.
Председатель Специализированной антикоррупционной прокуратуры (САП) Украины Назар Холодницкий (слева) с прокурорами САП у здания Соломенского суда, где рассматривалось дело председателя ГФС Романа Насирова Фото: Дмитрий Реплянчук / Громадское
Адвокаты отмечают, что Насирову вручили подозрение в Феофании без решения следственного судьи. Как это прокомментируете?
Когда задерживают лицо, то решение следственного судьи на этой стадии не требуется. Было подозрение, согласованное прокурором. Он [Насиров] задерживался в соответствии с законом, на 72 часа. Это время истекло в воскресенье в 23:52. Мы и задерживали его для того, чтобы избрать меру пресечения.
Учитывали ли вы, что в воскресенье в Соломенском суде будет только один судья?
Мы учитывали нормы Уголовно-процессуального кодекса относительно временных рамок доставки в суд. Не может инструкция суда иметь юридическую силу выше, чем сила закона. То, что в суде не смогли организовать дежурство, потому что совет судей собрался и решил, что будет так – это не соответствует нормам УПК. Судопроизводство, простите, имеет круглосуточный характер. Мы не можем обязать преступников не совершать преступлений с 10 вечера до 6 утра.
Президент Петр Порошенко написал, что не следит за судебным процессом. Поступали ли вам сообщение или звонки от кого?
Не поступало, ни от кого. Все хотят сенсации, но не услышите.
Как в дальнейшем избежать того, чтобы через подобные инструкции суда «громкие подозреваемые» не покидали территорию Украины?
Нам безразлично, «громкие» или «не громкие» подозреваемые. Если человек является подозреваемым, то в зависимости от того, какое преступление он совершил, должна быть избрана соответствующая мера пресечения, как того требует УПК. Говоря об это деле, которое стало резонансным, – оно показало, какие недостатки есть в организации процесса. Это должно стать тем элементом, который подтолкнет к устранению этих недостатков.
Председатель Специализированной антикоррупционной прокуратуры (САП) Украины Назар Холодницкий (второй слева) с прокурорами НАБУ у здания Соломенского суда, где рассматривалось дело председателя ГФС Романа Насирова
Фото: Дмитрий Реплянчук / Громадское
Сколько нужно времени, по вашим оценкам, чтобы перейти к рассмотрению дела по существу?
Перед объявлением подозрения детективы пообещали, что они уложатся в двухмесячный срок и производство будет завершено, после чего составят обвинительный акт. Я им этот срок, конечно, даю. Если сторона защиты не будет манипулировать, не будет затягивать болезнями и необоснованными ходатайствами, то в этот срок можно уложиться.
О гражданстве Насирова. Получали ли вы официальные ответы от венгерского и британского посольств?
На счет британского гражданства, то мы получили официальный ответ, потому прокуроры и заявили это ходатайство. Как только нам стало об этом известно, это было около 4 часов вечера... Касательно венгерского гражданства, то у нас есть фотокопия, ждем официального подтверждения, официального ответа пока нет.
То есть пока нет подтверждения, что Насиров является гражданином Венгрии?
Вы правильно понимаете. Но нам, как стороне обвинения, официального ответа относительно британского паспорта было достаточно, чтобы обосновать необходимость содержания под стражей, чем любая другая мера пресечения.
Еще «громкие» подозрения готовятся в этом «газовом деле»?
Не сообщу.
- Поделиться: