«Деоккупация Донбасса»: проект закона

Совет национальной безопасности и обороны во главе с секретарем Александром Турчиновым подготовила проект закона о деоккупации Донбасса.

Совет национальной безопасности и обороны во главе с секретарем Александром Турчиновым подготовилпроект закона о деоккупации Донбасса.

Документ планировалось рассмотреть и утвердить на заседании СНБО в понедельник 19 июля, однако рассмотрение отложили.

Турчинов объяснил это «необходимостью дополнительных консультаций с нашими стратегическими партнерами».

В то же время чиновники и депутаты, с которыми общалось Громадское предполагают, что Верховная рада рассмотрит документ осенью, ведь текущая сессия Верховной Рады заканчивается 14 июля и народные депутаты уходят на каникулы.

В проекте документа, который оказался в распоряжении Громадского отсутствуют переходные положения. Хотя обычно они есть в текстах законопроектов.

Громадское публикует проект закона «Об особенностях государственной политики по восстановлению государственного суверенитета Украины над временно оккупированной территорией Донецкой и Луганской областей Украины».

Оккупация и агрессия РФ

В начале закона впервые прописано, что Российская Федерация осуществляет вооруженную агрессию и оккупировала часть территории Донбасса, что является первой попыткой закрепить это на законодательном уровне.

«Российская Федерация осуществляет вооруженную агрессию против Украины и временную оккупацию частей ее территории с помощью Вооруженных сил Российской Федерации», – говорится в проекте.

Временно оккупированные территории

В статье 1 проекта закона дается четкое определение для временно оккупированных территорий, а также перечень военных формирований, контролирующих эту территорию.

«Сухопутная территория, в пределах которой формирования вооруженных сил Российской Федерации, незаконные вооруженные формирования, созданные при содействии Российской Федерации, подчиненные, управляемые, контролируемые и финансируемые ею, и оккупационная администрация РФ установили и осуществляют власть», – говорится в статье.

Границы временно оккупированных территорий определяет Минобороны Украины по представлению Генерального штаба Вооруженных сил. Также на оккупированных территориях устанавливается особый правовой режим.

Документы и собственность

В статье 2 проекта речь идет о документах и праве собственности на оккупированной территории. В частности, любые документы, решения и т.д., которые выдали на неподконтрольной территории, являются недействительными.

Также, за людьми, независимо от статуса переселенца, сохраняется право собственности на имущество, которое осталось на оккупированных территориях. Так же, право собственности остается и за государством.

«За государством Украина, территориальными общинами сел, поселков, городов, расположенных на временно оккупированных территориях, сохраняется право собственности на имущество, в том числе на недвижимое, включая земельные участки».

Освобождение территорий

В статье 4 описано цель государственной политики по восстановлению суверенитета. Для этого предлагается:

- освободить территории и восстановить конституционный строй;

- защитить права и свободы людей, пострадавших из-за российской агрессии;

В статье 5 говорится об обеспечении конституционного строя:

«Государственные органы используют имеющиеся возможности для защиты прав и свобод граждан Украины, проживающих на оккупированных территориях».

Впрочем, какие именно используются возможности, не сказано.

Также отмечается, что надо «принимать исчерпывающие меры по обеспечению национальной безопасности и обороны, сдерживания российской агрессии».

Культурные связи

В статье 6 говорится о восстановлении гуманитарных и культурных связей с людьми, которые живут на оккупированных территориях, а также о предоставлении гуманитарной и правовой помощи и доступ к украинским СМИ.

«Основой защиты прав и свобод граждан ... является содействие обеспечению их социально-экономических потребностей, восстановлению гуманитарных и культурных связей, доступа к украинским СМИ, национальным средствам правовой защиты».

Ответственность и самооборона

Статья 6 закона гласит:

«Украина не несет ответственности за противоправные действия РФ как государства-агрессора и контролируемых ею незаконных вооруженных формирований на территории отдельных районов Донецкой и Луганской областей».

В статье 7 отмечается, что Украина имеет неотъемлемое право на самооборону, которое может быть реализовано.

Для этого будут привлечены Вооруженные силы Украины, СБУ, служба разведки, Национальная гвардия и другие силы. Именно об этом говорится в статье 8.

Разделение полномочий

Статья 9 сообщает, какие решения может принимать президент в период действия закона.

«Президент принимает решение о применении Вооруженных сил, других военных формирований, для сдерживания и отпора вооруженной агрессии РФ...».

Также президент принимает решение о военном положении.

В статье 10 говорится о распределении полномочий.

Руководство силами и средствами возлагается на Объединенный оперативный штаб Вооруженных сил Украины.

Начальник штаба назначается президентом по представлению начальника Генерального штаба.

Все, ктопривлекается к обеспечению национальной безопасности в Луганской и Донецкой области, подчиняются начальнику Объединенного оперативного штаба.

Последняя статья –11, сообщает, что порядок пересечения линии разграничения, а также правила провоза товаров, также определяется начальником Объединенного оперативного штаба.