«Дети, которые были угроблены из-за этого закона, уже никого не волнуют»
«Дети, которые были угроблены из—за этого закона, уже никого не волнуют»
Россия должна будет выплатить компенсации американским гражданам, которые не смогли усыновить российских детей. Такое решение принял на этой неделе Европейский суд по правам человека. После этого спикер Совета Федерации России Валентина Матвиенко заявила, что закон Димы Яковлева вообще могут отменить. При этом она назвала решение ЕСПЧ необоснованным. Эксперты в области усыновления и защиты прав детей прокомментировали «Громадскому на русском» эту ситуацию.
Татьяна Тульчинская, директор фонда помощи детям сиротам «Здесь и сейчас»
Татьяна, как вам кажется, что означает решение ЕСПЧ, как это повлияет на «закон Димы Яковлева»?
- Пока трудно сказать, но в любом случае мы этому рады. Это хороший симптом, это некий знак, что не только мы думаем здесь, что с этим законом что-то не так. Но я не думаю, что будет какое-то прямое следствие. Знаете, ЕСПЧ решил —и немедленно наша Дума отменила закон, конечно, это все будет не так. И даже более того, если закон будет в какой-то момент отменен, это не будет преподнесено как следствие решения ЕСПЧ. Конечно, будут держать лицо и будут заявлять, что сами так решили. Но нам все равно, лишь бы был результат.
Есть ли у вас какая-то статистика, как изменилась ситуация с усыновлением детей-сирот после принятия закона, есть ли какие-то цифры?
- Статистика — вещь лукавая. Дело в том, что, конечно, за последние годы усыновлять стали больше, и значительно больше. Но это не следствие принятия этого закона. Это следствие очень серьезной и вдумчивой работы некоммерческих организаций, кое-где даже в сотрудничестве с государством. Поэтому то, что статистика показывает рост российских усыновлений, не может быть доказательством того, что закон работает в пользу детей.
Вы говорите, что статистика улучшилась, что усыновлять стали больше и, возможно, не благодаря закону, но были ли какие-то негативные последствия этого закона?
- Это неоднократно уже было все озвучено. Действительно, некоторая категория детей, которая могла бы быть усыновлена за границу, пока не находят своих приемных родителей в России. Чем больше детей будут устроены в семьи, тем лучше. Статистика сейчас говорит о том, что больше детей в России уходит в семьи, а будет же еще больше. Не все же дети пока устроены.
Митя Алешковский, руководитель благотворительного фонда «Нужна помощь»
Как изменилась ситуация с усыновлением после принятия «закона Димы Яковлева»?
- Конечно, не все хорошо, и я бы не сказал, что все проблемы решены. Однако совершенно точно можно говорить, что с введением этого людоедского и страшного закона ситуация с усыновлением в России изменилась. И действительно начали больше детей забирать в семьи. Вопрос в том, что, во-первых, не решена основная причина того, почему дети оказываются в детских домах. В России в детский дом ребенок попадает в 80% случаев, имея живых родителей либо кровных родственников. Государство не старается решить проблему на базовом уровне. Оно не пытается сохранить семью, оно не пытается сохранить ребенка в семье, оно не пытается помочь семье выбраться из социальной ямы, государство не пытается решать проблемы семьи, а выступает исключительно как репрессивный инструмент. Представьте: неработающая мать-одиночка, у неё трое детей, муж ушел, и она, например, выпивает. К ней приходят государственные органы опеки и говорят: «У тебя есть две недели чтобы найти работу, сделать ремонт, а иначе мы заберем у тебя детей». И что делает в такой ситуации человек, который и так находится на дне? Она и так в долгах, она и так пьет не от хорошей жизни, и она находится на этом дне не от хорошей жизни. И тут ей говорят: если за месяц не решишь проблемы, отберут детей. В итоге получается, что дети изымаются из семей, что травмирует их невероятным образом на всю оставшуюся жизнь. Причем, чем раньше дети изымаются из семьи, тем более страшны последствия, потому что дети-отказники, от которых отказываются уже в роддоме, они страдают больше всего. Они проходят через ужасный период, который называется «депривация». В момент, когда ребенок, да и любое в принципе живое существо на планете нуждается в близком взрослом, который на уровне инстинктов будет его поддерживать, чтобы ребенок понимал, что он не один в этом мире. И если ребенок в раннем возрасте проходит через эту «депривацию» и не имеет связи с близким взрослым, то это становится базовой причиной проблем на всю его оставшуюся жизнь. Это очень серьезная психологическая проблема. Это влияет на развитие и интеллект ребенка, и в дальнейшей взрослой жизни тоже. Так вот, проблема в том, что государство никаким образом не решает эту проблему. Детей как изымали, так и изымают, родителям как не помогали, так и не помогают, и, в общем-то, это самая страшная ситуация.
Государство сделало одну вещь: увеличило количество выплат родным, тем семьям, которые все-таки берут в свои семьи детей сирот. Как вам кажется, насколько это эффективная практика, и насколько это помогло тому, что детей сирот стали усыновлять больше?
- Статистика, которой нет повода не доверять, говорит о том, что число сирот, находящихся на воспитании в детских домах, уменьшилось в два раза. Детей-сирот меньше не стало, просто в детских домах их сейчас стало меньше. Это очень хорошо, и это плюс. Действительно, больше детей забирают из детских домов в те или иные формы семейного устройства. Это хорошо, что есть путь поддержки в виде выплат для подобных семей. Но этого недостаточно. Это лишь один шаг на пути решения огромного количества проблем. Отдельно стоит проблема детей-инвалидов, потому что именно таких детей усыновляли американские граждане. Их сейчас не усыновляют в большинстве своем и не усыновляли до принятия «закона Димы Яковлева» российские граждане. И эта проблема не решена вовсе. Детей-инвалидов как не усыновляли, так и не усыновляют. Как тетки в родильных домах предлагали отказаться от инвалида, говоря «ладно, родишь себе еще одного», так они и продолжают это говорить. И эта безжалостная система продолжает пережёвывать самых слабых. То есть не просто новорождённых маленьких детей, а еще и новорожденных маленьких инвалидов.
Как вам кажется, заявление Валентины Матвиенко о том, что «закон Димы Яковлева» могут отменить, можно воспринимать всерьез? Действительно ли это может произойти в ближайшее время?
- Это отвратительное заявление, на мой взгляд. Оно отвратительно по некоторому количеству показателей. Во-первых, оно обращено к Соединённым Штатам. Я хочу напомнить, что по «закону Димы Яковлева» иностранное усыновление запрещено не только в США, а вообще практически во все страны мира, кроме тех, которые подписали с Россией двустороннее соглашение об усыновлении. Таких стран всего 4-5 типа Таджикистана или Узбекистана. То есть это страны с очень маленьким количеством усыновлений. Так вот, вопрос в том, что Валентина Матвиенко делала заявление как бы к США, но получается так, что все остальные страны стали заложниками ситуации. Она подтверждает своими словами: вообще-то у нас тут спор с американцами, и, если будут шаги со стороны американцев, тогда мы можем пересмотреть.
Это просто политические игры, которые не имеет отношения к детям?
- Совершенно верно! Окей, играете вы в политические игры с американцами, но остальные страны вы почему запретили? Просто так? Потому что попали под горячую руку? Нужно понимать, что в этой ситуации, когда ты запрещаешь что-то, результатом становятся уничтоженные жизни реальных людей. И вот этими законами, а известно поименно, кто голосовал за этот закон, просто лично подписали смертные приговоры огромному количеству детей. И они повинны в их гибели. И вот теперь получается, что это были политические игры, а вот теперь мы их отменим – ха-ха-ха! Все посмеялись, в итоге дети умерли, и — ура, слава Трампу! — у нас новые отношения с американцами. Более того, там же еще были серьезные вопросы по поводу усыновления в страны, где разрешены однополые партнёрства. Если американцы будут гарантировать контроль над детьми и еще какие-то мифические вещи, то уже неважно, геи или негеи, все, теперь уже можно! То есть то огромное количество детей, которые были угроблены из-за действия этого закона, оно уже никого не волнует, уже только будущее в глазах Валентины Матвиенко.
- Поделиться: