Дизельная месть Медведчука: сможет ли кум Путина остановить поезда и посевную в Украине?

19 апреля государственная компания «Укрзализныця» стала едва ли не главным ньюсмейкером дня, сообщив о кризисной ситуации с дизельным топливом.
Ну а пока украинские поезда все еще ездят, рассказываем, почему дизтоплива не хватает не только железнодорожникам, какие проблемы может создать его дефицит и при чем здесь Россия и Медведчук.
Что случилось
С нехваткой дизельного топлива УЗ столкнулась из-за отказа поставщиков выполнять условия контрактов. Причина этого — кризис на рынке в целом.
«Из-за отказа поставщиков отгружать топливо по договорам у компании остался запас дизельного топлива на 4 суток», — кратко, но угрожающе сообщили в «Укрзализныце».
На следующий день в студию hromadske пришел министр инфраструктуры Владислав Криклий. Он объяснил, что эта проблема связана с кумом Путина, депутатом от ОПЗЖ Виктором Медведчуком.
«Есть соглашения, которые им (компаниям, которые поставляют топливо УЗ, — ред.) невыгодны. Им выгоднее заплатить штраф, чем выполнять эти соглашения, потому что они не хотят работать себе в убыток. Это случилось после того, как известную всем трубу господина Медведчука прикрыли, а он был довольно мощным импортером нефтепродуктов. Конъюнктура рынка начала меняться, это, в том числе и повлияло на стоимость дизельного топлива», — сказал министр.
Дефицит и Медведчук
Поставок дизельного топлива по «трубе Медведчука» сейчас нет. А после ее ареста Служба безопасности и Государственная фискальная служба провели масштабные обыски на объектах сети АЗС Glusco, которая принадлежит швейцарской компании Proton Energy израильского бизнесмена Нисана Моисеева. Его называют человеком Медведчука, хотя сам он это отрицает и говорит, что с кумом Путина у него дружеские, а не деловые отношения.
Хотя официально правоохранители заявили, что обыски связаны с «масштабной схемой реализации некачественных нефтепродуктов», очень примечательно, что совпали они именно с атакой властей на Медведчука.
И что же из этого следует? А то, что из России в Украину больше всего дизтоплива поставляет НК «Роснефть», а единственная компания, которая с 2016 года импортирует продукцию «Роснефти» в Украине — именно Proton Energy Нисана Моисеева, друга Медведчука.
И вот после санкций и обысков Моисеев (или Медведчук) наносит удар — Proton Energy полностью прекратила поставки нефтепродуктов в Украину с 1 апреля. То есть ресурса «Роснефти» на украинском рынке нет уже почти месяц.
Кроме того, еще в начале года стало известно, что Мозырский НПЗ (Беларусь) — крупнейшее предприятие-поставщик в Украину — уходит на плановый ремонт 15 мая, поэтому объемы его поставок существенно уменьшатся — на 35% в мае.
О том, что в мае Украину ожидает значительный дефицит дизтоплива, писало даже агентство Reuters, которое поговорило с рядом отечественных трейдеров.
Каковы масштабы проблемы?
Годовая потребность Украины в дизтопливе превышает 7 миллионов тонн, в 2020-м был рекорд — 7,4 миллиона. Из них почти 85% — импорт, а главными импортерами являются Россия и Беларусь, их доля на рынке — 35,4% и 30% соответственно.
Компания Proton Energy в прошлом году поставила на украинский рынок 1,74 миллиона тонн дизтоплива, это более 23% от всего объема. Ее клиенты — крупнейшие игроки рынка в Украине: Wexler Group, ОККО, WOG, KLO, Glusco и другие.
Вместо Proton Energy за поставки продукции «Роснефти» должна взяться компания Coral Energy, однако окончательной договоренности пока нет, поэтому в апреле российская компания ничего не экспортировала в Украину. И когда можно ждать поставок дизтоплива от «Роснефти», пока неизвестно.
Если же говорить только про май, то из-за отсутствия топлива от «Роснефти» и уменьшения поставок с Мозырского НПЗ рынку надо найти из альтернативных источников около 270 тысяч тонн дизтоплива. Это 40% от потребления, объясняет в комментарии hromadske директор Консалтинговой группы А-95 Сергей Куюн.
«Я более 20 лет изучаю рынок, и не помню, когда еще перед рынком стоял такой вызов. Это колоссальный объем. Альтернативных источников не так много. Мы можем нарастить переработку — у нас есть большой нефтеперерабатывающий завод “Укртатнафты” в Кременчуге. Он уже заявил, что увеличит нагрузку на 20%. С учетом этого, нам нужно привезти около 250 тысяч тонн по морю», — говорит он.
Как довезти 250 тысяч тонн нефти?
Но таких объемов морским путем в Украину никогда не привозили. Куюн отмечает, что рекорд за все время независимости был осенью 2019-го, когда по морю привезли 150 тысяч тонн. И в этом контексте возникает проблема логистики.
«Принять продукт легко — танкер с 30 тысячами тонн сливает все за день. Но как это потом вывезти? Потому что раньше столько никто никогда не отгружал», — говорит эксперт.
По его словам, речь идет о полной перестройке логистической схемы рынке.
«Если раньше все ездили в Новоград-Волынский, поскольку там эта труба, или из Гомеля по железной дороге, то теперь все автопарк надо развернуть на юг. А это более длинное логистическое плечо, большие временные затраты. Успеет ли транспорт начать курсировать по новой схеме? Что будет с очередями? Насколько оперативно будет идти отгрузка?» — перечисляет сложности новой схемы Куюн.
В «Укрзализныце», похоже, это тоже понимают. 27 апреля в компании заявили, что готовы обеспечить вывоз из морских портов до 200 тысяч тонн нефтепродуктов в месяц.

Как это повлияет на украинцев?
Прежде всего речь идет о подорожании дизельного топлива. С начала апреля оптовые цены выросли на 2 гривны, на заправках — примерно на гривну. Однако это еще не конец, и цены продолжат расти, считает Сергей Куюн.
«Но насколько еще может вырасти цена, непонятно, ведь мы имеем дело не с линейной зависимостью. Когда, например, выросла нефть на 5 долларов, мы можем спрогнозировать, что будет с дизелем. А когда его просто нет — начинаются цепные реакции, которые невозможно отследить», — объясняет он.
Стоит понимать, что подорожание дизтоплива может повлиять и на ту продукцию, в производстве которой оно используется (например, в промышленности). Однако прежде всего дизель нужен для транспортировки продукции, что также может повлиять на ее конечную цену.
Еще одна область, в которой не обойтись без дизельного топлива — сельское хозяйство. И особенно весной, когда идет посевная компания. Впрочем, Сергей Куюн успокаивает: аграрный сектор потребляет не так много, как считается.
«Если раньше выполняли работу 10 тракторов, то сейчас выезжает одна современная машина, которая делает вдвое больше, а потребляет топлива в десять раз меньше. Это уже не то потребление», — говорит он.
Также эксперт добавляет, что львиная доля в аграрной сфере принадлежит крупным фермерским хозяйствам, у которых есть запасы горючего.
В целом он указывает, что могут быть перебои на отдельных заправочных станциях, которым не удастся купить это топливо, но везде дизель не закончится.
А поезда остановятся?
Крупнейшим потребителем дизельного топлива в Украине является уже упомянутая «Укрзализныця» — в год компании нужно 300-350 тысяч тонн. После отказа поставщиков продавать топливо по старым ценам УЗ в экстренном порядке заключила контракты на поставку 50 тысяч тонн дизтоплива (этого хватит на 1,5-2 месяца) на 1,35 миллиарда гривен. Цены ожидаемо оказались выше тех, что были в предыдущих контрактах, которые поставщики не выполнили.
И.о. главы правления УЗ Иван Юрик отчитался, что компании удалось договориться с поставщиками, поэтому проблему «на ближайшее время» решили.
В интервью hromadske министр инфраструктуры Владислав Криклий также заверил, что останавливаться поезда не будут.
Остановка пассажирских поездов из-за отсутствия дизтоплива была бы очень плохим пиаром для власти, поэтому это УЗ вряд допустит, соглашается и Сергей Куюн. Но в то же время он указывает, что в случае с грузовыми перевозками такой уверенности нет.
«Проблемы уже есть. Конечно, они не хотят, чтобы по телевизору показали, что у нас остановились пассажирские поезда. Но, возможно, кому отказали в перевозке груза, кто-то вместо 3 дней едет две недели», — предполагает он.
Эксперт уверен, что в своей отчетности УЗ об этом не напишет, а те компании, которым могли отказать в перевозке грузов, не будут поднимать шум, чтобы не портить отношений с железной дорогой. Однако если будут серьезные проблемы с грузовыми перевозками, скрыть это не удастся.
Мы обратились в пресс-службу «Укрзализныци», чтобы спросить, были ли уже перебои в транспортировке грузов, но там отвечать отказались и попросили написать запрос на электронную почту. Мы это сделали и ждем ответа.
Политика и зависимость
Поэтому на сегодня картина выглядит так.
В 2015 году честный украинский суд возвращает российской госкомпании единственный в Украине нефтепровод, который она продает структуре, связанной с Медведчуком. Далее бизнесмен Нисан Моисеев, состоящий с Медведчуком в дружеских отношениях, летит в Москву и договаривается об эксклюзивном праве поставлять дизтопливо в Украину по этому трубопроводу. Также Моисеев выкупает сеть заправок «Роснефти» в Украине (и называет ее Glusco).
Все эти фантастические по результатам договоренности с российскими властями достаются израильскому бизнесмену якобы благодаря личным знакомствам, в частности, с главой «Роснефти» Игорем Сечиным, а не благодаря дружбе с Медведчуком.
И вот когда украинские власти вводят санкции против Медведчука, Нисан Моисеев, являясь крупнейшим игроком рынка, прекращает поставки дизтоплива в Украину, а российская «Роснефть» в апреле не продает в Украине ни одной тонны топлива. В мае ситуация не меняется. Совпадение?
Владислав Криклий поддерживает мнение, что Россия устроила все это для давления на Украину. Но уточняет: в нынешней ситуации есть как объективная (то есть рыночная) составляющая, так и субъективная (политическое влияние Москвы).
«Здесь есть и доля политики, я говорю о нашем восточном соседе. Понятно, что им любой вред или ситуация, которая раскачивает Украину, например, рост цен, выгодна. Они потому и остановили импорт продуктов», — сказал министр инфраструктуры.
Сергей Куюн отмечает, что подтверждения ни одной из версий нет, но точно можно сказать, — для «Роснефти» Украина является очень важным рынком.
«Насколько я понимаю, есть процедурные проблемы в части выбора нового поставщика. Кроме того, я уверен, что “Роснефти” интересен наш рынок. Мало того, что объем (на Украину приходится более 10% поставок “Роснефти”, — ред.), так мы еще и платим самую высокую цену среди всех. То есть продавать в Украину им выгоднее», — объясняет он.
В то же время Куюн не исключает и политической составляющей, ведь если политическое руководство РФ прикажет прекратить поставки в Украину, «Роснефть» против этого не пойдет. Так или иначе, главная проблема в том, что Украина очень зависит от поставок из РФ.
«Меня больше беспокоит то, что мы должны постоянно на это оглядываться — это ненормально для рынка иметь такую зависимость, да еще и от явно недружественной страны», — отмечает эксперт.
Также он призывает готовиться к тому, что проблемы будут не только в мае, но и в июне.
«Я считаю, что напряженным будет не только май, но и июнь, потому что Мозырский НПЗ все еще будет стоять на ремонте, непонятно, что будет с “Роснефтью”. Июнь будет веселый. Поэтому нам нужно думать про то, как снизить эту зависимость, чтобы не оглядываться на “Роснефть”», — подытожил Куюн.
- Поделиться: