Для детей и не только. С чего начать знакомство с комиксами

Книжная ярмарка в рамках 26-го Форума издателей (Book Forum), во Львове, 21 сентября 2019 года
Книжная ярмарка в рамках 26-го Форума издателей (Book Forum), во Львове, 21 сентября 2019 годаУНИАН / Евгений Кравс

Возможно, ваши первые ассоциации с комиксами — Супермен, Бэтмен, кинофраншизы, книжки с картинками, развлечение для детей или фанатов-коллекционеров. Впрочем, мир комиксов намного шире и порой говорит на такие неожиданные казалось бы для жанра темы, как выживание во время Холокоста или особенности жизни при тоталитарном режиме. 

В Украине комикс — сравнительно новый жанр, который тоже умело адаптируется к повседневным реалиям. Появились комиксы об антигероях-коррупционерях, о гетмане Скоропадском, при котором Украина становится супердержавой. 

Гайд по комиксам от hromadske подскажет, с чего начать знакомство с жанром, и расскажет о семи увлекательных историях — и супергеройских, и реалистичных. 

От наскальных рисунков до прибыльного бизнеса

В Украину культура комиксов пришла недавно, но разрослась быстро. В 2012 году появилось первое специализированное издательство украиноязычных комиксов Nebeskey. Сейчас таких издательств уже восемь, и выпускают они не переводы, а оригинальные истории. Формируется своя украинская культура графических романов (другое название комиксов), уже несколько лет в Киеве проходит фестиваль комиксов и косплея Comic Con Ukraine.

Между тем в США, Великобритании, Франции и других странах Европы комиксы уже давно заняли особую культурную нишу. До массового появления телевизоров в США (а это 1950-е годы) более 90% детей в возрасте от 6 до 11 лет еженедельно покупали себе новый комикс. Они росли на них, как современные дети на сериалах. Американские студенты даже изучают комиксы в колледжах — дальше расскажем, какие именно.

Как вид искусства комикс также имеет свою богатую историю. Даже наскальные рисунки можно считать прообразами комиксов. Официально же графические романы берут свое начало с так называемых стрипов — небольших историй, опубликованных в газетах или журналах. Истории выходили на больших страницах и предназначались для того, чтобы завершить выпуски новостей. Это были или развлекательные рисунки, или сатирические карикатуры.

Самым мейнстримным стало направление комиксов, в которых изображались супергерои. В 60-х годах прошлого века появились два направления, которые ставили целью отмежеваться от классической супергероики: comix и commix. Первое направление — андеграундное, где у автора обладал полной свободой действий и эпатировал читателей, вводя в свои произведения сцены секса и насилия. А представители commix пытались понять, как можно экспериментировать, используя сочетание рисунка и слова. Здесь речь шла в основном о форме, сюжет часто был вторичен.

Потенциал комиксов в нынешнюю эпоху визуальной культуры только растет. Мы потребляем невероятно много слов ежедневно, а комиксы предлагают баланс текста и картинок — оба эти компонента незаменимы для жанра. На зрителя влияют не только слова и их точность, но и расположение панелей на странице, штриховка, черно-белый или цветной стиль рисунка.

Комиксы эволюционировали от их восприятия как низового жанра к полноценному искусству. В 1992-м первый — и пока единственный — комикс получил Пулитцеровскую премию, одну из самых престижных литературных наград в США. А комиксы и возникшая вокруг них индустрия считаются одним из самых успешных бизнесов начала XXI века.

Наш короткий гайд по комиксам поможет сориентироваться в их многообразии и убедиться, что графические романы — это не только приключения Бэтмена, но и, скажем, способ рассказать о пережитых травмах: Холокосте и последствиях радикальной исламизации для девочки-подростка.

Реализм в картинках

«Маус» Арта Шпигельмана

«Маус» — тот самый комикс, который получил Пулитцеровскую премию. Интересно, что для комикс-сообщества это была долгожданная награда, которая должна была принести рисованным историям признание. Но все критики стали наперебой писать, что Шпигельман рисует не комиксы. Его произведение хорошее и глубокое, а комиксы, по представлению тогдашних литературных критиков, такими быть не могли.

Так благодаря чему же этот графический роман завоевал такое признание? Автор рассказал историю своих родителей, евреев, попавших в жуткий водоворот Холокоста во время Второй мировой войны. История начинается с 1930-х годов, когда супруги только обручились. И вскоре их постигла трагедия: первая свастика в городе, первые погромы, попытки спрятаться в подвалах. Самого ужасного не избежать — родители автора попадают в Аушвиц. Вторая часть комикса рассказывает об их выживании в концлагере и жизни после войны.

Это не просто исторический рассказ, а рефлексия автора над сложными отношениями с отцом. Он как бы все время пытается найти ответ на вопрос: был бы мой отец таким человеком, если бы не случился Холокост? А каким бы он был? Воодушевляющая и одновременно трагическая история стала невероятным примером современного искусства, когда автор постигает самого себя в произведении и постоянно ведет диалог с читателем.

«Персеполис» Маржан Сатрапи

Это именно тот графический роман, что входит в учебную программу американских колледжей и университетов.

Он похож на произведение Шпигельмана своей искренностью — автор очень откровенно рассказывает историю своего взросления. Маржан Сатрапи описывает свое детство и молодость перед Исламской революцией в Иране, во время ее событий и после нее. Радикальная исламизация и война с Ираком — сложные времена для взросления, особенно для волевой девушки. Чтобы уберечь свою дочь и дать ей шанс на лучшую жизнь, родители вынуждены были отправить ее в 14 лет за границу, в австрийский лицей. Но это не сказка об успехе, а реальная жизнь, в которой бывает одиноко, страшно и непонятно.

У этого комикса обманчиво игровая форма и немного детские рисунки. Кажется, что все можно не воспринимать всерьез. Но речь идет о страшном: когда ребенок в последний раз видит своего дядю, которого вот-вот казнят, когда девушку могут арестовать за красную помаду и когда единственный выход — это покинуть родную страну.

«Пхеньян. Путешествие по Северной Корее» Ги Делиля

Путевые заметки тоже могут стать комиксом. Именно в таком жанре работает журналист Джо Сакко, который создал графический роман о войне в Боснии и о своем путешествии в Палестину. Другой пример креативной журналистики показывает мультипликатор Ги Делиль.

Комикс Делиля — впечатления от поездки в Пхеньян, столицу Северной Кореи. Читатель не узнает здесь о повседневной жизни при авторитарном режиме. Замыслом мультипликатора было показать персональное видение и впечатления иностранца, попавшего в совершенно новые, полностью контролируемые условия жизни.

И именно для этого жанр графического романа подошел как нельзя лучше. Автор играет с панелями: то ставит одно изображение на страницу, расширяя пространство, то помещает девять панелей на страницу, чтобы передать ощущение ограниченного пространства и впечатление, что ты словно попал в клетку. Таким образом мультипликатор воплотил пережитые им за время «турпоездки» по этой стране чувства: ощущение, что «Старший Брат» в лице гида и всех местных жителей постоянно следит за тобой.

Серьезная супергероика

«Хранители» Алана Мура

Этот комикс захочется перечитать еще не один раз. «Хранители» вошли в список ста лучших романов на английском, написанных после 1923 года, по версии журнала «Time».

Действие комикса разворачивается в альтернативной реальности 1980-х годов, где супергерои появились в 1940-1960-х годах и помогли США выиграть войну во Вьетнаме. Через несколько лет их объявили вне закона и, более того, на них начали охотиться.

Именно с убийства одного из героев начинается история. Далее она приобретает все больший масштаб, вплоть до ядерной войны. История Алана Мура наполнена символами (такими, как часто повторяющийся на страницах романа окровавленный смайлик) и критикой тогдашнего общества, что поставило ценности потребления превыше всего.

«Песочный человек» Нила Геймана

Серия комиксов о Песочном человеке относится к вселенной DC (той самой, где обитают Бэтмен, Супермен и Чудо-женщина), однако ее персонажи почти не пересекаются со знаменитыми супергероями.

Серия произведений принадлежит воображению автору книг «Коралина», «Звездная пыль», «Американские боги» — Нилу Гейману. В комиксах рассказывается о Сне, точнее его воплощении — Морфее, и его семье Вечных, среди которых Смерть в виде девушки-панка. Сюжет первой книги — о том, как Морфей попал в заточение к секте оккультистов, и как его потом освободили. В следующих разворачивается история жизни необычной семьи. На кону стоят судьбы множества миров.

В этих комиксах легко узнать Геймана через сочетание классических и современных произведений: поп-музыки восьмидесятых, «Ада» Данте и произведений Шекспира (который и сам появляется на страницах графического романа), а также игру с мифологиями разных народов мира.

Украинские комиксы: альтернативная история и борьба с коррупцией

«Воля» Вячеслава Бугаева

Неожиданный эксперимент — альтернативная украинская история в жанре дизельпанка. Представьте себе расцвет украинского государства 1917-1920-х годов с эстетикой паровых машин и технологий 1920-х (а именно этим и является дизельпанк.)

События разворачиваются в альтернативном мире, где под руководством гетмана Павла Скоропадского Украина стремительно развивается и становится ключевым игроком на политической карте Европы. Однако ходят слухи о мистических сектах, большевистском зле, которое надвигается на Европу. Литературные критики говорят о слишком большой оторванности от реальных событий, но одновременно отмечают: сюжету явно не хватает оригинальности.

«Хроники Аптауна» Михаила Пименова и Ричарда Муни

Один из товарищей создателя этого комикса как-то сказал: «Чиновники дождутся, пока ребята приедут в столицу, а потом уже никто не будет искать диалога. Будут говорить сила, раздражение, злость и оружие». Эти слова вдохновили автора на графический роман.

«Хроники Аптауна» говорят о наболевшем — борьбе с коррупцией. А сюжеты основаны на таких знакомых украинцам примерах из повседневности.

Сюжет чем-то напоминает «11 друзей Оушена». Есть команда из семи человек у каждого из них своя «специальность»: кто-то собирает доказательства, кто-то разрабатывает план, кто-то придумывает стратегию. Вот только герои хотят не похитить деньги, а разоблачить и наказать коррупционеров.

Автор: Александра Калиниченко