«Для меня ассимиляция равна смерти» — военнослужащий Татарин

Военнослужащий Татарин
Военнослужащий Татаринhromadske

«Мне действительно очень жаль, что о крымских татарах знают только в разрезе госпожи Джамалы и классной кухни», — говорит военнослужащий с позывным Татарин.

В 2014-м он был среди активистов, которые вышли в Верховную Раду Крыма, чтобы не допустить проведение референдума адептами «русского мира». Сегодня — защищает Украину в рядах ВСУ.

Сделали ли крымские татары все возможное, чтобы Крым остался украинским? Чем занимался Меджлис и почему не оказал достаточно влияния? Зачем крымским татарам национальная автономия и какой она должна быть? Почему в ВСУ нет крымскотатарского батальона? Об этом Татарин рассказал в разговоре с военнослужащим Сергеем Гнезделовым в «++ подкасте».

О том, что действительно происходило в Крыму сразу после Майдана

Наша семья, родня, друзья, знакомые, близкие — все так или иначе пытались принять участие в Майдане, который был в Киеве. Мы отправляли на Майдан продукты, деньги, лекарства — то, что было необходимо в тот момент людям, которые отстаивали наши права.

Позже уже свой своеобразный Майдан произошел в Крыму. На мой взгляд, проблема в том, что не все еще осознали, что именно это было.

В 2014 году население Крыма составило около 2,5 млн человек. Первые по численности были именно россияне, вторые — украинцы, чуть больше 600 тысяч, если не ошибаюсь, и третьими были мы, крымские татары — чуть больше 200 тысяч человек.

Когда в 2014 году под Верховной Радой Крыма собрались адепты «русского мира» с российскими флагами, они хотели провести референдум. На это отреагировали мы, крымские татары. Против 1,5 тысячи поклонников «русского мира» мы смогли собрать более 15 тысяч человек. Мы вышли с двумя флагами — Украины и крымских татар. Мы пытались отстоять целостность Украины и помешать проведению референдума. Тогда русня пообещала нашим представителям, что никакого референдума не будет. И мы разошлись по домам.

Примечательно, что тогда к нам присоединялись некоторые россияне, переехавшие в Крым задолго до событий 2014 года. Я помню, как один из них кричал таким благим матом, мол, «я 10 лет назад сбежал из россии, а вы сейчас эту россию зовете сюда! Вы не понимаете, что делаете, очнитесь!».

О том, что стало причиной аннексии Крыма

По-моему, лучший ответ на этот вопрос дал Вячеслав Черновол. В своих интервью он заявлял, что создание АР Крым в том виде, в каком она существовала все эти годы независимости, ошибка, потому что это абсолютно техническая автономия. Она практически создана для россии и россиян.

Сейчас очень часто слышу, что именно автономия стала причиной аннексии Крыма. Вы должны понимать: заявляя, что во всем виновата автономия, вы этим оправдываете россию. Потому что единственная причина, ставшая катализатором событий 2014 года — это россия, российский народ. И только их действия привели к тому, что мы имеем сегодня.

россии абсолютно плевать, как называется та или иная территория (автономия или область) — она придет сюда, потому что хочет вас уничтожить.

О том, почему крымские татары не партизанят в Крыму

Я слышу очень много смешных, по-моему, вопросов. Например, меня спрашивают, почему крымские татары не партизаны в Крыму в течение этих 10 лет. Пройдя Серебрянский лес и другие части Донецкой и Луганской областей, мне очень смешно это слышать. Потому что с сегодняшними технологиями ни о каком партизанстве в принципе речь не идет.

Меня часто спрашивают, почему крымские татары не берут «коктейли Молотова» и не жгут танки. Я, вспоминая 12-километровую колонну техники, которая шла в Крым в начале аннексии, всегда даю только один ответ: «Окей, без вопросов, приходи к нам в армию, я тебя посажу на танкоопасное направление, дам тебе "коктейль Молотова" — и посмотрю, как ты будешь жечь танки».

К сожалению, эти вопросы обычно задают люди, которые никогда не были в оккупации, никогда не сталкивались с танчиками. Поэтому такие вопросы будут появляться снова и снова. Здесь единственный вариант — это доносить реальность.

Военнослужащий Татаринhromadske

О национальной автономии

Я верю и надеюсь, что когда-нибудь такой момент наступит. Создание национальной автономии — это не о каком-то государстве в государстве. Это никак не нарушает унитарность украинского государства. Существует огромное количество европейских стран, таких как Франция, в составе которых есть автономные образования. Это сугубо об административном делении.

Часто люди говорят: если сейчас дать автономию крымским татарам, то потом потребуют автономии закарпатские венгры, еще кто-то. Нет, для этого нужно понимать разницу между коренными народами и нацменьшинствами, изучать Конституцию.

В Украине всего четыре коренных народа: украинцы и те, которые образовались именно на территории Крыма — крымские татары, караимы, крымчаки. За всю историю Крыма из этих трех коренных народов собственную государственность имели крымские татары.

Здесь вопрос только в одном: чтобы коренные народы конкретно на территории Крыма имели возможность влиять на будущее, участвовать в самоуправлении, в административной жизни края, по меньшей мере, иметь определенную защиту в развитии языка, культуры. И это никак не должно влиять на права других народов, тоже проживающих на территории Крыма. Это самое главное.

Единственное, что я хотел бы видеть как крымский татарин — это то, чтобы наш народ мог иметь адекватное представительство, которое по крайней мере на что-то будет влиять. Ибо на протяжении всех лет независимости у нас не было ни голоса, ни права. Имелись номинальные фигуры. Оказали ли они серьезное влияние? Нет.

О караимах и крымчаках

Крымчаки, как мне известно, сохранили чистый иудаизм в его первозданном виде, а караимы вообще имеют свою религию — караимизм.

Их очень мало осталось — несколько сотен, равно как крымчаков. Это уже реликты, к большому сожалению. К счастью, есть еще представители, которые пытаются сохранить культуру и религию, но их очень мало.

О Меджлисе и о том, почему он не имел влияния

Меджлис практически является представительным органом, общенациональным. У нас проводились абсолютно прозрачные выборы. Вопрос в том, как Меджлис воспринимали украинские власти. На общегосударственном уровне, возможно, нас и слышали. На локальном крымском уровне, где заправляла русня, Меджлис не воспринимался совершенно.

Сегодня этот орган должен быть переизбран. В принципе, должно быть и представительство Меджлиса, какая-то адекватная оппозиция, если определенные вопросы там не согласованы.

К сожалению, мы не можем переизбрать Меджлис, потому что большинство нашего народа на оккупированных территориях. Невозможно ни провести выборы, ни создать какую-нибудь легитимную оппозицию, которая могла бы отстаивать определенные вопросы.

Сергей Гнездиловhromadske

О том, где крымскотатарский батальон

россия делает с украинским народом и государством то же, что с XVIII века делала с моим народом, с моим государством. Ибо крымские татары, как бы там ни было, имели три сотни лет собственной государственности.

Что касается войны, у меня всегда возникает вопрос: почему вообще есть мнение, что должны быть какие-то крымскотатарские батальоны? Как будто мы какой-то иностранный легион. Мы граждане Украины, такие же, как украинцы, караимы, крымчаки.

Крымские татары воюют. Проблема лишь в том, что большинство крымских татар имеют родных, близких людей, свои семьи на оккупированных территориях.

Поэтому когда говорят, что мы должны о себе как-то заявить, у меня только одна просьба — вывезите всю свою семью на оккупированные территории, отдайте их «русским» в руки, а потом публично идите и убивайте русню. Я просто посмотрю, как скоро к вашим родным придут.

Именно потому, что семьи, близкие люди наших военных крымских татар до сих пор на оккупированных территориях, эти солдаты вынуждены воевать фактически анонимно.

О том, почему крымские татары не выезжают из оккупированных территорий

На самом деле, к сожалению, в Украине знают о депортации крымских татар 1944 года, но мало кто знает, что это уже восьмая или девятая депортация с XVIII века.

К счастью, в Украине не было такого момента, когда на ее территории не осталось бы ни одного украинца. В Крыму с крымскими татарами таких случаев уже было шесть или семь.

Поэтому крымские татары, по-моему, имеют моральное право закрепиться и жить на своей земле. Те, кто мало-мальски знает, как крымские татары возвращались в Крым, через что они прошли с XVIII века, таких вопросов просто не задают.

О сале

Я грешен в этом вопросе. Когда на позициях сидишь очень долго, есть хочется. Я не очень религиозный человек, но в нашей религии действительно указано: если ты находишься в боевых действиях или в тяжелой дороге, и это необходимо для твоего выживания, тебе можно съесть столько, чтобы ты не получил удовольствия, но не умер от голода.

Я попробовал. Пришлось, потому что это действительно калорийно: оно весит немного, ты можешь его с собой взять, если идете подразделением на позиции, и оно спасает. Так же как сладости. Пусть меня простит Всевышний, но было дело, да.

О Джамале, национальной кухне и культурном подъеме крымских татар

Мне очень жаль, что о крымских татарах знают только в разрезе Джамалы и классной кухни. У нас много других замечательных исполнителей, которых так же можно было бы слушать, они делают крутую музыку. И у нас действительно удивительная кухня.

У нас богатая культура. К величайшему сожалению, о крымских татарах знают очень мало. Украинцам банально не было, откуда получить информацию. Это не освещалось, об этом не говорилось.

Буквально месяц назад я провел небольшой опрос. До сих пор в высших учебных заведениях о крымских татарах говорят только в разрезе национально-освободительной борьбы украинского народа, когда мы якобы предали, не вспоминая контекст этих событий. Говорят о событиях 2014 года, якобы мы запустили россию в Крым.

К сожалению, это единственное, что о нас говорят. Если у нас до сих пор нет нормальных исторических источников, нормальной историографии в Украине, которая адекватно освещала бы взаимодействие между нашими народами, то у нас не будет откуда брать информацию о крымских татарах. Так что то, что вы не знаете — к сожалению, естественно в условиях нашей ненормальности.

Для диалога между нашими народами достаточно, чтобы русня не совала свой нос. И мы с вами спокойно сможем не только обо всем поговорить, но обменяться мнениями, культурой.

О Турции и «тюркском мире»

Я сразу хочу сделать дисклеймер: все, что я дальше скажу, это исключительно мое личное мнение. Можете критиковать.

Некоторые считают: если дать крымским татарам национальную автономию, то они сразу объявят референдум и присоединятся к Турции.

Уважаемые украинцы. У вас есть «старший брат», который несет вам «русский мир», называет вас «младшим братом», «частью триединой святой руси» и тому подобное. Также у нас, крымских татар, якобы существует «старший брат», но он всюду несет не «русский мир», а «тюркский мир».

Мне как крымскому татарину совершенно безразлично, кто меня будет ассимилировать: русня, Турция, украинцы, финны, кто угодно. Для меня ассимиляция равна смерти. Я хочу сохраниться как крымский татарин, я хочу сохранить свой народ, защищая его от ассимиляции в любом проявлении.

Турция мой народ называет не «крымскими татарами», а «крымтюрклярами». Они, в принципе, любые тюркские народы считают турками, проживающими на этой местности. И если Турция или любой другой народ не воспринимает меня как отдельный этнос, как отдельную нацию, то для меня это уже очень серьезный показатель, чего следует ожидать в дальнейшем.

Я не хочу стать частью «тюркского мира». Я хорошо знаю историю взаимоотношений крымских татар с Турцией. Я прекрасно понимаю и провожу параллели: упадок крымскотатарской государственности произошел, в частности, и благодаря Турции. Так что я как крымский татарин в случае получения национальной автономии сразу захочу присоединиться к Турции… Простите, это глупость.