До свидания, Верховная Рада. Итоги работы VIII созыва в цифрах и фактах

Народные депутаты Украины фотографируются на память о работе в Верховной Раде VIII созыва, Киев, 11 июля 2019 года. В центре — спикер Андрей Парубий
Народные депутаты Украины фотографируются на память о работе в Верховной Раде VIII созыва, Киев, 11 июля 2019 года. В центре — спикер Андрей ПарубийУНИАН

Пятница, 12 июля стало последним рабочим днем парламента VIII созыва. Эта Верховная Рада три месяца не дотянула до конца своих полномочий и завершила работу на мажорной ноте, — приняв избирательный кодекс. Громадское рассказывает о самых интересных моментах в работе народных депутатов.

Парламент как офис

После досрочных выборов 2014-го в парламент впервые зашло не 450 народных депутатов, а на 27 меньше. Без учета округов, оставшихся на оккупированной территории Крыма, Донецкой и Луганской областей.

Удостоверения народных депутатов VIII созыва получили 469 человек. Меньше времени в парламентском зале провели члены будущего правительства — Арсений Яценюк и еще восемь народных избранников меньше, чем через неделю, обменяли работу в парламенте на министерские портфели.

Через полтора года этим же путем пошел Владимир Гройсман, который, став премьером, забрав на четную сторону улицы Грушевского еще шестерых народных депутатов.

Открытие первой сессии Верховной Рады Украины VIII созыва, в Киеве, 27 ноября 2014 годаВладислав Мусиенко/УНИАН

Закон как работа

Народные депутаты за неполных пять лет рассмотрели более 13 500 законопроектов. Для этого понадобилось 22 204 голосований. Законом становился только каждый тринадцатый.

Отдельные законопроекты народные депутаты принимали месяцами. Один из последних резонансных документов — закон о языке. Его начали рассматривать 12 марта, а финальное голосование было 25 апреля. За это время рассмотрели более тысячи поправок.

В активе парламента VIII созыва 951 закон — это принятые и подписанные президентом.

Кнопкодавство как метод

Верховная Рада VIII созыва не смогла избавиться от проклятия предыдущих парламентов — «кнопкодавства». По подсчетам движения «Честно» народные депутаты более 2 тыс. раз давили кнопку своего соседа.

Рекордсмен — депутат-мажоритарщик Антон Яценко. Он 127 раз кнопкодавил. При этом за первые два года таких нарушений было только пять, а начиная с весны 2017 года заместителя главы депутатской группы «Возрождение» прорвало.

Другие представители почетной тройки — Андрей Шинькович из БПП (116 зафиксированных случаев кнопкодавства) и Андрей Иванчук из «Народного Фронта» (83 случая зафиксированного кнопкодавства).

Кулаки как аргумент

Рада, каденция которой подходит к концу, была довольно миролюбивая. Самая массовая драка случилась после голосования за переименование Украинской православной церкви Московского патриархата. Тогда Нестор Шуфрич, который требовал переголосовать этот вопрос, возвращаясь на рабочее место сорвал с трибуны плакат, на котором было написано «Агента Путина Медведчука — под суд». На него набросились депутаты из «Народного фронта» Юрий Береза и Игорь Гузь и после этого завязалась массовая потасовка.

А вот главным забиякой Рады VIII созыва был самовыдвиженец Владимир Парасюк. Он дрался с коллегами как в парламентском зале (с представителем «Оппозиционного блока» Дмитрием Колесниковым), так и за ее пределами (с одним из лидеров «Оппозиционного блока» Александром Вилкулом после эфира на 112 канале).

Драка между народными депутатами Юрием Березой и Нестором Шуфричем во время заседания Верховной Рады, Киев, 20 декабря 2018 годаКосмач Александр/УНИАН

Конституционный суд как инструмент

За время своей каденции народные депутаты не только принимали законы, но и оспаривали их в Конституционном суде. Одно из самых известных представлений, под которым подписались 59 народных депутатов — статья о незаконном обогащении. Она предусматривала наказание для чиновников, если их активы и расходы превышали официальные доходы.

Ответственность за незаконное обогащение была одним из требований международных партнеров Украины — МВФ и ЕС. 26 февраля КС признал соответствующую статью неконституционной.

Еще одним решением Конституционного суда было признание неконституционным нормы в законе «О пенсионном обеспечении» относительно установления минимально необходимого возраста для начисления пенсии за выслугу лет. Соответствующее решение суд вынес по представлению 45 народных депутатов.

Конституционный суд до сих пор рассматривает закон «Об очистке власти». Его приняли с пятой попытки в сентябре 2014 года. А в силу он вступил в октябре. Закон предусматривает, что лица, занимающие государственные должности, которые подпадают под люстрационную проверку, должны не позднее, чем на десятый день с начала проведения проверки, подать своему руководителю собственноручно написанное заявление о согласии на проведение проверки.

В январе 2015 года депутаты ВР обжаловали в КС соответствующий закон.