Дорога в прошлое. Как строительство новых дорог разрушает археологические памятники, но позволяет лучше понять историю

Археологи-спасатели
«На протяжении последних 15 лет археологических исследований во Львове и вокруг него мы собрали материалов больше, чем Львовский исторический музей получил за все 130 лет существования. Находок так много, что их будут изучать еще грядущие поколения», — рассказывает археолог Олег Осаульчук.
От наших ученых, в том числе и археологов, необычно слышать подобное. Ведь научные исследования обычно финансируются недостаточно или крайне плохо. Добавим к этому бюрократические преграды и другие сложности — чудо, что вообще какие-то исследования у нас до сих пор проводятся. А о подобных «перевыполнениях планов» нечего и мечтать.
Олег Осаульчук уже почти 20 лет возглавляет научно-исследовательский центр «Археологическая спасательная служба». Это учреждение работает в структуре Института археологии НАН Украины и, как можно предположить из его названия, — спасает кого-то или что-то.
Так и есть — спасает оно археологические памятки, на месте которых возводятся торговые центры, жилые кварталы и автомобильные дороги. И делает это за счет заказчиков строительных работ. То есть, в отличие от многих других коллег, Олег Осаульчук и его подчиненные не зависят от государственного финансирования. Но не значит, что у них нет других проблем.
Почти не исследованная страна
Сегодня в Украине официально зарегистрировано более 80 тысяч памятников археологии: курганов, могильников, древних поселений, стоянок и т.д. Это без преувеличения уникальная «база данных», содержащая информацию об истории нашей земли за последний примерно миллион лет, когда здесь появились первые люди.
Археологи, вопреки распространенному представлению, не просто выкапывают разные предметы из-под земли, но главное — умеют читать эту «базу данных». Именно благодаря им мы знаем, как жили охотники на мамонтов 15 тысяч лет назад, каким было искусство скифов две с половиной тысячи лет назад и что ели жители киевского Подола тысячу лет назад во время правления Ярослава Мудрого.
Может показаться, что 80 тысяч памятников — это очень много. Но, по приблизительным оценкам, это лишь десятая часть всех археологических объектов на территории Украины. Остальные примерно 90% остаются ненайденными и никому не известными.
Найти их, не говоря уже о том, чтобы исследовать — задача почти невозможная. Ведь в Украине сегодня работают около 300 археологов. Для сравнения, в меньшей по площади и населению Польши их около 10 тысяч. В то же время Польша является рекордсменом по этому показателю, поэтому равняться на ее опыт хотела бы не только Украина, но и многие другие страны.
Другая проблема с исследованием наших памятников — все те же деньги. Они нужны, чтобы нанять технику и копателей, обслуживать транспорт и платить людям суточные. О том, что современная археология пользуется аэрокосмической съемкой и требует сложных лабораторных исследований, и говорить нечего. Об этом большинство наших археологов только мечтают или надеются на зарубежных партнеров, которые заинтересованы в исследовании нашей истории.

Взаимовыгодный тандем
Может показаться неожиданным, но проблема финансирования археологических исследований помогает решать самые разные строительные проекты — жилые кварталы, новые станции метро, дороги и многое другое. По украинскому и международному законодательству, заказчики того или иного строительного проекта обязаны позаботиться о культурном наследии, которому этот проект может помешать. Обычно это означает, что археологический памятник — курган, поселение, стоянку или что-либо иное нужно исследовать, чтобы получить научную информацию, а также собрать материальные остатки — керамику, оружие, украшения, кости и все остальное, что может представлять научную ценность.
Так появляется взаимовыгодный тандем меж заказчиком стройки и археологами. Каждый получает свое — строители «зеленый свет», без которого по закону они не вправе начинать работу. Археологи — финансирование своей работы.
Но есть третья сторона, которая выигрывает больше всего — общество. С одной стороны, для него строятся новые дома и новые дороги, а с другой, оно узнает о людях, которые сотни и тысячи лет назад жили на этой земле и об их культуре.
Например, сегодня о трипольской культуре слышали даже люди, далекие от истории или археологии. Но чуть больше ста лет назад о ней вообще никто не знал, и так бы и не узнал, если бы не археологические исследования Викентия Хвойки. Что и говорить об охотниках на мамонтов, живших здесь 15 тысяч лет назад.
Польский опыт
Подобный тандем между археологами и застройщиками — отнюдь не украинское ноу-хау. Так называемая спасательная или, как ее еще называют, превентивная археология активно работает в большинстве развитых стран. Более того, например, во Франции на ее долю приходится около 95% всех археологических исследований.
В 2018 году в нескольких городах Украины проходила выставка польских археологов «Археология автострад», где были представлены самые яркие археологические находки, сделанные в рамках строительства дороги вокруг Кракова. «Лицом» этой выставки стала стилизованная женская фигурка в возрасте около 7,5 тысячи лет — старейшая из подобных, найденных на территории Польши.

Однако общий объем находок, сделанных при строительстве дороги вокруг Кракова, несравненно больше по сравнению с попавшим на выставку. Ведь публике обычно показывают самые яркие с эстетической точки зрения находки, например, хорошо сохранившиеся украшения или керамику.
Но в археологии такие находки встречаются относительно редко. Значительно чаще — мелкие обломки керамики и другие материальные свидетельства далеких эпох, которых не пожалело время. Однако эстетическое несовершенство этих вещей обычно не умаляет их научной ценности.
«В Польше строительство автострад обязательно сопровождается предварительными археологическими исследованиями, – рассказывает Олег Осаульчук, сам много работавший в Польше. – Как следствие, на некоторых территориях страны было собрано столько информации, что археологи вместе с историками затем переписывали целые разделы древней истории той или иной местности».
«Стоунхендж» в Днепропетровской области
Украинские археологи тоже могут похвастаться интересными находками, сделанными во время спасательных исследований. К примеру, в этом году большой общественный резонанс вызвали раскопки кургана в селе Новоалександровка в Днепропетровской области.
Хотя в Украине достаточно древних курганов, этот оказался особенным: под слоем грунта археологи нашли кромлех — сооружение из каменных плит, установленных в форме круга. Поэтому СМИ сравнивали его со знаменитым Стоунхенджем. Сходство между ними, конечно, условно, особенно, если учесть размеры этих сооружений. Но такие аналогии хорошо привлекают внимание общественности к древней истории нашей земли и ее исследователям. Тем более, если добавить к этому, что «украинскому Стоунхенджу» более 5 тысяч лет, то есть он старше своего английского «брата»!
Об уникальном археологическом объекте мы могли бы еще долго не узнать, если бы не строительство коттеджного поселка совсем рядом с курганом. Компания-застройщик, как того требует законодательство, заказала и профинансировала работу археологов.

Дорога вокруг Киева
Впрочем, как мы уже упоминали, такие яркие находки, привлекающие тысячи туристов в выходной день и о которых охотно рассказывают СМИ, встречаются относительно редко. Несравнимо больше остается в тени, потому что они выглядят не так привлекательно, хотя и ценны с точки зрения изучения нашего прошлого.
Много таких находок незаметно для широкой публики археологи уже сделали благодаря проекту строительства Большой кольцевой автомобильной дороги (БКАД) вокруг Киева. Первые археологические разыскания на месте будущей трассы археологи провели еще в 2007 году.
Как рассказывает заместитель директора «Спасательной археологической службы» Тарас Милян, тогда удалось найти несколько десятков объектов, о существовании которых науке вообще не было известно. Среди них курганы, а также поселения разных эпох — начиная с бронзового века (II-III тысячелетия до н.э.) и до XVI-XVII веков. Детального исследования этих и других объектов тогда не проводили, поскольку и сам проект сооружения дороги протяженностью более 200 километров был поставлен на паузу. Раз ничего не строится, то ничего и не разрушается, а археологические работы не финансируются.
Следы финального палеолита
Но несколько лет назад «Укравтодор» решил вернуться к этой идее и утвердил новый проект. В нем будущая дорога стала короче, определенные участки изменили свое расположение, другие остались на старом месте, но успела измениться сама местность, где они пролегают.
Например, на 18-километровом участке будущей дороги между пгт Клавдиево-Тарасово и селом Бузовая (то есть между «Варшавкой» и так называемой Житомирской трассой) появилось много новых вырубок. Вряд ли это хорошо для сохранения природы, но гораздо удобнее с точки зрения поиска новых археологических объектов. Благодаря этому археологи в 2020 году нашли семь новых объектов, которые пропустили во время предварительной разведки более десяти лет назад.
В частности, в двух местах ученые обнаружили кремневые орудия труда, изготовленные в 10-12 тысяч лет назад. Это особый период в истории Европы, называемый финальным палеолитом, или же эпохой северного оленя.
Ученые считают, что средняя плотность населения тогда не превышала одного человека на квадратный километр. Это значит, что найти следы, которые они оставили после себя десять тысяч лет спустя — незаурядный успех.
Несмотря на погоду
«Для нас это своего рода мини-сенсация, потому что найти такие древние материалы во время археологической разведки, да еще и осенью, когда уже пролетает снег, удается нечасто», — рассказывает Тарас Милян.
Что касается плохой погоды, то нужно сказать, что спасательные археологические работы проводятся круглый год — независимо от погоды, поскольку археологи должны выполнить работу в строго отведенный срок. Строители вряд ли будут задерживать проект из-за того, что ученые хотят немного подробнее исследовать какое-то городище или другой памятник.
На всех других участках будущей кольцевой дороги археологи также обнаружили памятники из разных эпох, в том числе до сих пор неизвестные науке. Но выявить или подтвердить археологический объект на месте будущего строительства это только начало дела. Далее его нужно исследовать, чтобы получить научную информацию.

Незащищенное наследие
Олег Осаульчук рассказывает: строительство первого участка БКАД уже должно было начаться по графику, но археологи все еще ждут, когда «Укравтодор» выделит средства для археологических исследований. Официального ответа на этот счет от заказчика проекта «Спасательная археологическая служба» пока не получила, поэтому делать какие-то выводы — преждевременно. hromadske в свою очередь также обратилось с запросом в «Укравтодор», чтобы узнать, предусматривает ли проект по сооружению БКАД финансирование спасательных археологических исследований, и ждет ответа.
С одной стороны, если руководствоваться законом, то строители просто не могут приступить к работе, пока археологи не сделают свою работу. С другой, на практике наше археологическое наследие почти беззащитно. hromadske рассказывало в свое время о том, что разграбление археологических памятников в Украине поставлено на поток, при этом законы работают так, что наказать грабителей почти невозможно.
В случае со спасательными археологическими работами закон тоже нередко бессилен перед реалиями. Если руководство скажет бульдозеристу приступать к работе — он не станет интересоваться, как там с исследованием археологического наследия.
Олег Осаульчук говорит, что в частных разговорах строители рассказывают, как сами того не понимая, при строительстве дорог разрушали давние захоронения. Руководство хорошо знало, что делать этого нельзя, но строго-настрого запрещало рассказывать об этом.
«Задним числом уже невозможно найти, кто же отдавал приказ о начале работ, — говорит Олег Осаульчук. — Но даже если бы и удалось, то ни один археологический памятник, в отличие от дороги или дома, восстановить невозможно. Когда он разрушается, безвозвратно исчезает уникальная информация о нашем прошлом».
- Поделиться: