«Друзья без обязательств»: к чему подталкивает Петра Порошенко его «Стратегический совет»

«Петр Порошенко дал понять, что мы должны поддержать его на президентских выборах без каких—либо гарантий», – объясняет Громадскому суть одного из последних заседаний так называемого «Стратегического совета президента» один из его участников.

Максим Каменев

«Петр Порошенко дал понять, что мы должны поддержать его на президентских выборах без каких-либо гарантий», – объясняет Громадскому суть одного из последних заседаний так называемого «Стратегического совета президента» один из его участников.

На заседании, которое состоялось в Администрации президента в начале ноября, высшие руководители государства предлагали Порошенко сценарии его переизбрания в мае 2019-го и совместных действий на парламентских выборах, запланированных на осень того же года.

Это уже не первая подобная беседа – обсуждение стратегии на будущие избирательные кампании за закрытыми дверями у президента продолжаются последние полгода. Впрочем, пока руководители государства не могут договориться не только с президентом, но и между собой.

Пообщавшись с пятью из девяти членов «Стратегического совета президента», Громадское попыталось разобратьсязачем Александр Турчинов и Юрий Луценко хотят объединить правящую команду в общественную организацию, почему против этого выступают Арсений Яценюк и Арсен Аваков и как соратники президента поБПП (Блок Петра Порошенко – ред.) и Администрации президента готовят регионы к предстоящим президентским и парламентским выборам.

Круглый стол

«Стратегический совет» – неформальный орган, который Петр Порошенко создал в 2015 году. Кроме президента, в него входят еще восемь влиятельных политиков из его команды и союзного «Народного фронта».

Соратников президента представляют премьер-министр Владимир Гройсман, Генеральный прокурор Юрий Луценко, глава АП Игорь Райнин и его предшественник Борис Ложкин.

«Фронтовики» – секретарь Совета национальной безопасности и обороны Александр Турчинов, экс-премьер Арсений Яценюк, спикер парламента Андрей Парубий и министр внутренних дел Арсен Аваков. Сами участники «стратегических совещаний» называют их G-9 – по аналогии с «Большой семеркой».

Подробностями заседаний делиться не любят, рассказывают о них преимущественно неофициально. Хотя президент существования этого неформального органа не скрывает.

«Встречи Стратегической Пятерки, Семерки, Девятки — или как их называют, да они есть и происходят регулярно. А как еще координироваться? Но я могу четко сказать, на них не обсуждается ничего кроме вопросов, касающихся государственных интересов», — сказал президент Украины Громадскому летом этого года.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:Стратегическая девятка, ситуационная комната и Facebook по будильнику: как президент Украины руководит страной

Президент Порошенко не скрывает существования Стратегического совета (на фото слева направо часть участников «Стратегического совета» – бывший глава АП Борис Ложкин, премьер-министр Владимир Гройсман, секретарь СНБО Александр Турчинов и бывший премьер и лидер «Народного фронта» Арсений Яценюк во время встречи руководства государства с иностранными послами иностранных в Украине, Киев, 12 января 2016 года) Фото: Анастасия Сироткина / POOL / УНИАН

Палитра идей

Последние полгода на заседаниях G-9 обсуждают, в частности, как должна действовать власть на предстоящих выборах президента и Верховной Рады. В марте этого года Арсен Аваков предложил уменьшить полномочия президента. Вместе с Арсением Яценюком он предлагал внести изменения в Конституцию и закрепить за главой государства роль «национального арбитра», который бы не влиял на исполнительную власть.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Европа или безопасность: какую национальную идею для Украины готовит Порошенко ко второму президентскому сроку

Аваков и Яценюк пытались убедить Порошенко, что после такого шага все политические силы сосредоточатся на парламентской кампании и он без проблем переизберется на должность, да еще и войдет в историю как первый президент, который добровольно отказался от части полномочий. Но Порошенко уступать категорически отказался, в частности, публично, во время сентябрьского обращения к Верховной Раде.

Это не единственный сценарий переизбрания, предложенный президенту «фронтовиками». Весной Александр Турчинов советовал создать единую партию власти на основе БПП и НФ. К лоббированию идеи присоединился также и Яценюк.

Суть идеи проста: объединить действующее высшее руководство государства в одну партийную структуру, позволяющую совместно сначала работать на победу Порошенко, а посему и на победу в парламентских выборах.

Арсен Аваков предлагал уменьшить полномочия президента (на фото – министр внутренних дел Аваков (в центре) во время съезда партии «Народный фронт», 11 ноября 2017 года) Фото: Александр Попенко / Громадское

В то же время у генпрокурора Юрия Луценко была несколько другая идея: создать новую партию на базе партийных организаций БПП «Солидарность».

Однако создание нового партийного объединения так и осталось на уровне разговоров. По версии «фронтовиков», они предложили возглавить новую партию Владимиру Гройсману. Тот будто даже согласился, но выдвинул условие: лидер партии должен иметь право вето в отношении кандидатов в члены политсовета партии и ее избирательный список. Но это требование не нашло поддержки президента.

Сам глава правительства в комментарии Громадскому заверил: вступать в какую-либо партию он в ближайшее время не собирается: «Я остаюсь беспартийным коалиционным премьер-министром».

Вместе с тем в лагере Порошенко утверждают: разговор о новой партии в любом формате забуксовал уже на этапе предложения. Порошенко напомнил, как «фронтовикам», так и своей команде: сначала страна будет выбирать президента, а уже потом парламент. Итак, сначала надо готовиться к президентской кампании, и, в зависимости от ее результатов, решать, в каком формате идти на парламентские выборы.

«Президентская кампания разрушает партийное строительство. Вспомните, как подготовка Вячеслава Черновола к президентским выборам 1999 года разрушила «Народный Рух», – говорит Игорь Гринев, нардеп от БПП и автор стратегии Петра Порошенко на президентских выборах-2014. – Поэтому сначала нужно дождаться результатов президентских выборов, а затем, исходя из конфигурации, которая сложится по их итогам, думать об объединительных процессах».

Поэтому, в начале лета разговоры о будущих президентских и парламентских выборах на заседаниях «Стратегического совета» прекратили.

Идеи премьера Владимира Гройсмана на счет прав главы «объединенной» партии (в случае, если он согласится ее возглавить) не нашли поддержки президента Петра Порошенко (на фото – Гройсман (слева) и Порошенко во время заседания Совета регионального развития, Киев 20 марта 2017 года) Фото: Владислав Мусиенко / POOL / УНИАН

«Европейская народная сила»

К разговору о будущих президентской и парламентской кампаниях участники заседаний G-9 вернулись в начале ноября. За полгода Александр Турчинов немного «модифицировал» идею о единой партии власти.

«Единая партия настоящих патриотов и тех, кто готов защищать страну. Такая задача. То есть не обязательно партия. Это может быть политическое объединение, блок. Есть много патриотов, беспартийные, или которые имеют какие-то свои политические и общественные проекты. Консолидация должна быть, другого пути у нас нет», – сказал Турчинов Громадскому.

Собеседники Громадского в окружении Турчинова объясняют суть идеи просто: создать общественное объединение, в которое бы вошли представители власти, политики и лидеры мнений, которые на президентских выборах сыграли бы роль так называемых VIP-агитаторов Петра Порошенко. Поэтому это объединение должно превратиться в политическую партию. Рабочее название потенциального общественного объединения – «Европейская народная сила».

Такую же идею Громадскому озвучили и собеседники в окружении Юрия Луценко. Они утверждают, что идея создания общественного объединения принадлежит генпрокурору, а не секретарю СНБО.

Похожие взгляды на будущую президентскую кампанию и у Игоря Райнина. Он предлагает членам «Стратегического совета» вместе «навалиться» на работу по переизбранию президента и не конфликтовать между собой.

У Александра Турчинова свой взгляд на идею единой партии власти – создание политического объединения или блока (на фото – секретарь СНБО Александр Турчинов во время съезда партии «Народный фронт», 11 ноября 2017 года) Фото: Александр Попенко / Громадское

«Фронт» по-новому

Но против новой идеи Турчинова неожиданно выступили Яценюк и Аваков. Они не в восторге от перспектив быть только агитаторами за Порошенко и требуют большего.

11 ноября, через неделю после последнего разговора о предстоящих выборах, Яценюк впервые за три года провел съезд «Народного фронта». В качестве гостя съезд посетил Владимир Гройсман.

Со сцены Яценюк как председатель партии пообещал, что она будет участвовать в предстоящих президентских и парламентских выборах, однако не уточнил, кто именно будет баллотироваться на пост главы государства. Собеседники Громадского в руководстве «Народного фронта» утверждают: Яценюк заверил, что этот вопрос решат в июне 2018-го. «Если к тому времени мы получим положительную динамику рейтинга, НФ выдвинет в президенты Яценюка, если нет, то нет», – объясняет собеседник.

Последние социологические опросы свидетельствуют: сейчас рейтинг как НФ, так и лично Арсения Яценюка составляет 1,4%.

Итоговая резолюция съезда «Народного фронта» свидетельствует: «фронтовики», среди которых и Александр Турчинов, не отказались от идеи ограничения полномочий президента. В частности, НФ декларирует, что будет добиваться «перехода к парламентско-президентской форме правления». Для этого Яценюк и его соратники планируют инициировать изменения в законодательство, которые должны привести его в соответствие с Конституцией.

Речь идет относительно законов о Кабинете министров, центральных органов исполнительной власти, СБУ, Национальной гвардии и так далее.

«Все очень просто: в Конституции четко прописаны полномочия, в то же время сейчас действует много законов, принятых во времена Януковича, который незаконно изменил Конституцию. После Революции Достоинства парламент отменил эти изменения, однако принятые ранее законы продолжают действовать и предоставляют президенту дополнительные полномочия», – объясняет собеседник Громадского в руководстве «Народного фронта», и анонсирует, что весной следующего года «фронтовики» зарегистрируют соответствующие законопроекты в Верховной Раде вместе с проектом закона об импичменте президента.

В команде Порошенко потенциальное выдвижение Яценюка в президенты и намерения НФ изменить законодательство расценивают как попытку шантажа.

«Они прекрасно понимают, что с рейтингом в полтора процента им ничего не «светит» ни на президентских, ни на парламентских выборах. Вот и пытаются продемонстрировать, что могут испортить нам нервы, чтобы мы взяли их к себе в команду», – говорит собеседник Громадского из близкого окружения президента.

Зато руководители НФ утверждают: они лишь делают то, что и президент – готовятся к предстоящим выборам.

«Петр уже начал президентскую кампанию. Вы что, не видите? Он регулярно «перерезает ленточки», открывает новые объекты, рассказывает о реформах, требует ввести миротворцев на Донбасс, еще и жена в телевизоре. Все это составляющие его кампании», – убеждает Громадское один из руководителей «Народного фронта».

Съезд «Народного фронта» посетил Владимир Гройсман (на фото слева направо – премьер Владимир Гройсман, лидер «Народного фронта» Арсений Яценюк, председатель Верховной Рады, член НФ Андрей Парубий и секретарь СНБО, член НФ Александр Турчинов во время съезда партии «Народный фронт», 11 ноября 2017 года) Фото: Александр Попенко / Громадское

Проверено временем

Пока союзники президента из «Народного фронта» то ли договариваются с президентом, то ли шантажируют его, соратники Петра Порошенко из БПП и Администрации президента готовятся к его будущей президентской кампании. Собеседник Громадского в руководстве БПП утверждает: у руководства есть собственная интерпретация идеи о VIP-агитаторах для Порошенко, только на региональном уровне. На местах в качестве агитаторов президента должны выступить самые авторитетные люди. После президентской кампании команда президента выдвинет их кандидатами по мажоритарным округам. После президентской кампании команда президента выдвинет их кандидатами по мажоритарным округам.

«В 2014 году президент набрал на выборах больше половины голосов, однако БПП показала результат только в 21,8%. В 2019-м, независимо от того, будет единая партия власти или нет, результат будет ненамного лучшим. Поэтому главное – результат в мажоритарных округах. Ведь благодаря им можно сформировать парламентское большинство», – рассказывает влиятельный собеседник Громадского в руководстве БПП.

Избираться в 2019 году в парламент по мажоритарке планирует и руководство президентской партии, в частности такую возможность рассматривает первый заместитель главы президентской фракции Игорь Кононенко. Сейчас он возглавляет Киевскую областную партийную организацию БПП, поэтому, вероятно, будет баллотироваться по одному из местных мажоритарных округов.

«Точно могу сказать одно: в избирательном списке меня не будет. Это моя принципиальная позиция и об этом знает фракция», – заверил Кононенко Громадское.

Подбором кадров в регионах сейчас занимаются и чиновники Администрации президента.

Двое собеседников Громадского в руководстве АП утверждают: в ближайшее время президент готовится сменить 7-8 губернаторов и более сотни руководителей РГА, чтобы восстановить «вертикаль власти» в регионах.

Напомним, в начале ноября Верховная Рада приняла изменения в закон о государственной службе. Теперь для назначения губернаторов и РГА не нужно проводить конкурсы, также они снова смогут быть членами политических партий.

Опыт предыдущих президентов свидетельствует: во время выборов именно руководители ОГА и РГА параллельно выполняют функции фактических руководителей избирательного штаба главы государства в регионах, зато роль главного штаба берет на себя Администрация президента.