Два дня до выборов во Франции: чего ожидать?
Выборы президента Франции, которые состоятся 23 апреля и 7 мая 2017, могут стать самыми непредсказуемыми в современной истории Франции.
Выборы президента Франции, которые состоятся 23 апреля и 7 мая 2017, могут стать самыми непредсказуемыми в современной истории Франции.
До финишной прямой дошли четыре соревнующийхся кандидата: лидер ультраправой партии «Национальный фронт» Марин Ле Пен, лидер левой партии «Непокоренная Франция» Меланшон, кандидат от правой партии «республиканцев» Франсуа Фийон и беспартийный лидер движения «Вперед!» Эммануэль Макрон.
Все они имеют около 20% голосов избирателей — у кого чуть больше, у кого-то чуть меньше. Иногда разница в рейтингах — в пределах статистической погрешности.
Трое из четырех лидеров — Ле Пен, Фийон и Меленшон — имеют в разной степени выраженную пророссийскую и антиевропейскую позицию. Только Эммануэль Макрон планирует продолжить линию действующего президента Франции Франсуа Олланда о санкциях против России и требования выполнения Минских договоренностей. И только его можно назвать «еврооптимистом». Удастся ли ему обойти конкурентов и стать президентом страны? Разбиралось Громадское.
СЮРПРИЗЫ КАМПАНИИ
Четверо фаворитов в шаге от финала — неожиданное завершение длительных предвыборной гонки. Единственной неизменной величиной на протяжении долгих месяцев предвыборной кампании был рейтинг лидера ультраправой партии «Национальный фронт» Марин Ле Пен. Ей стабильно доверяли около четверти избирателей. Социологи еще с осени 2016 предупреждали: она почти наверняка выходит во второй тур выборов.
В программе кандидата — проведение референдума по выходу Франции из ЕС, ограничение миграции и снятие санкций с России, наложенных на нее за аннексию Крыма и поддержку вооруженного конфликта на востоке Украины. Ее партия демонстрирует пророссийскую риторику, а также напрямую финансируется Кремлем.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Месяц до президентских выборов во Франции: у кого больше шансов?
Хорошая новость заключается в том, что прогнозируемая лидер первого тура проигрывает во втором любому из ее оппонентов: как левым, так и правым или центристам. В течение нескольких месяцев предвыборной кампании фавориты гонки уже не раз менялись — иногда молниеносно.
В ноябре 2016 мало кто представлял, что победителем «праймериз» правой партии «республиканцев» станет не Николя Саркози, бывший президент Республики и харизматичный лидер партии, а уравновешенный и скромный Франсуа Фийон — фигура второго плана в сравнении с Саркози. Социологические исследования в ноябре указывали именно на Фийона как на потенциального президента Республики, который бы убедительно победил Марин Ле Пен во втором туре. Фийон имеет симпатии к Путину. Его вполне можно назвать пророссийским кандидатом.
Лидер ультраправой партии «Национальный фронт» Марин Ле Пен (слева) и кандидат от правой партии «республиканцев» Франсуа Фийон Фото: Martin Bureau / POOL / EPA
Так же мало кто мог себе представить, что уже в конце января 2017 Франсуа Фийон окажется в эпицентре скандала, который существенно снизит его рейтинг. Разоблачение фиктивного трудоустройства жены Фийон Пенелопы, которая получила до одного миллиона евро за работу в качестве «асисстентки» своего мужа, нанесло сильный удар по консервативному и респектабельному имиджу кандидата от «республиканцев». Его неуклюжая защита только ухудшила ситуацию.
Неожиданностью предвыборной гонки стал и успех Эммануэля Макрона — фигуры совершенно новой во французской политике. 39-летний бывший министр экономики в правительстве Олланда основал собственное движение «Вперед!», стартовал в кампании по поддержке в 15%. За несколько месяцев кампании, в которой он позиционировал себя как кандидата как от левых, так и от правых и вдохновлялся победой Барака Обамы, ему удалось достичь рейтинга лидера гонки Марин Ле Пен.
Макрон — единственный из фаворитов предвыборной кампании, который не имеет симпатии к современной России. В случае избрания, он будет продолжать линию Франсуа Олланда о санкциях против РФ до полного выполнения Минских договоренностей.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: «Макрон: неожиданность французских выборов под прицелом Кремля»
Еще месяц назад из 11 официальных кандидатов реальные шансы имели только три: Марин Ле Пен, Эмануэль Макрон, который уступал ей лишь пару процентов (а по некоторым опросам и догонял ее) и Франсуа Фийон. Рейтинг Фийон держался позади Ле Пен и Макрона на пару процентов.
Но апрель принес новые сюрпризы в предвыборную кампанию — тройка лидеров пополнилась четвертым претендентом.
Беспартийный лидер движения «Вперед!» Эммануэль Макрон Фото: Martin Bureau / POOL / EPA
ЗАМЕНА на левом фланге: Меланшон
Сюрпризом последнего месяца стало стремительное падение рейтинга социалиста Бенуа Амона и рост популярности левого кандидата Жана-Люка Меланшона, лидера партии «Непокоренная Франция».
Меланшон имеет долгий путь в политике. Он был министром профессионального образования Франции в правительстве Лионеля Жоспена с 2000 по 2002 год, а также депутатом Сената Франции от департамента Эссонн. Меланшон был первым, кто обнародовал свою программу и начал кампанию на этих выборах. Его программа содержится в книге «Общее будущее», изданной тиражом в 150 тысяч экземпляров, которая стала бестселлером.
Меланшон выступает против неолиберальных идей в экономике и придерживается прогрессивных идей в социальных вопросах. Его экономическая программа отчетливо левая, социал-демократическая: например, он делает акцент на проблеме налогообложения и предлагает ввести 13 различных режимов налога на доходы вместо действующих 5. Состоятельные французы будут платить больше: те, кто имеет зарплату в 20 раз выше минимальной, будут платить до 100% налогов. Его позиция также отличается евроскептицизмом и фокусированием на экологических проблемах.
Меланшон имеет риторику, дружественную к России. Во время митинга 30 марта Меланшон заявил: «Я борюсь с политикой Путина. Но я не согласен участвовать в хоре возбужденных, которые надеются вступить в конфликт с русскими — это было бы ужасно. Я за мир».
Он также известен тем, что называл правительство в Украине «путчистской властью под влиянием неонацистов» и оправдывал аннексию Крыма интересами России в регионе.
Среди причин симпатии французов к Меланшону — его харизма, ораторское искусство, своеобразная «аутентичность», даже своеобразная «винтажность» его образа. Он одевается, как «обычные люди» и напоминает избирателям человека из старых добрых времен рабочей борьбы и студенческих восстаний 1968 года.
Лидер левой партии «Непокоренная Франция» Меланшон Фото: Martin Bureau / POOL / EPA
В рекордные сроки с середины марта до середины апреля его рейтинг вырос с 11% до 19%, что приблизило его к тройке лидеров.
Интересно, что дополнительные проценты Меланшон получил не только благодаря приросту собственных сторонников, но и благодаря «перебежчикам» из избирателей, которые ранее планировали голосовать за других кандидатов. Так, по подсчетам газеты Le Monde он забрал 3% у Амона, 1% у Макрона и 1% у Марин Ле Пен.
Стоит отметить, что за Меланшона готова голосовать молодежь и малообеспеченные люди. В категории до 35 лет 23% процента готовы проголосовать за него, по сравнению с 24% за Макрона и 26% за Ле Пен. В то же время, он является лидером среди студенческого электората: 28% студентов страны собираются отдать свой голос лидеру «Непокоренной Франции». Среди малообеспеченных групп населения (с месячным доходом семьи менее 1250 евро в месяц) он имеет 27% сторонников, по сравнению с 26% сторонниками Марин Ле Пен.
Последние социологические данные: ШАНСЫ у Макрона
Согласно последним социологическим опросам, обнародованным 20 апреля, за 3 дня до даты первого тура выборов Эммануэль Макрона выходит на первую позицию с 25% голосов избирателей. Марин Ле Пен имеет 22%, а Франсуа Фийон и Меланшон — 19%. Бенуа Амон, который существенно потерял позиции, пока имеет всего 7.5% поддержки.
Явка также обещает быть рекордно высокой: около 72% французов планируют голосовать на выборах согласно опросу Cevipof-Ipsos для газеты Le Monde. Две трети молодежи в возрасте до 35 собираются идти голосовать, и 81% людей в категории свыше 65 лет.
Удастся ли Макрону стать самым молодым президентом Франции? Как показал опыт с Брекзитом и выборами в США, социологи могут ошибаться, а реалистичные прогнозы аналитиков — оказаться невозможными. Кроме того, как уже не раз показала динамичная предвыборная кампания во Франции — все может измениться довольно быстро.
Сейчас цифры на стороне Макрона. Или на его стороне реальные люди и активные избиратели? Узнаем уже в воскресенье 23 апреля.
- Поделиться: