Двухметровый термометр, потерянные билеты и танцы онлайн: как ситуация с коронавирусом затронула украинцев в Китае

Дети в импровизированной защите для лица от возможного заражения коронавирусом, изготовленной из бутылок из-под воды, терминал прибытия аэропорта в городе Гуанчжоу, Китай, 1 февраля 2020 года
Дети в импровизированной защите для лица от возможного заражения коронавирусом, изготовленной из бутылок из-под воды, терминал прибытия аэропорта в городе Гуанчжоу, Китай, 1 февраля 2020 годаEPA-EFE/ALEX PLAVEVSKI

В Китае и других странах, где фиксируют случаи заражения коронавирусом, находятся сотни украинцев. С 4 февраля Украина приостановила авиасообщение с Китаем, а перед тем некоторых успели эвакуировать. Однако есть немало украинцев, которые годами живут и работают в Китае. А кто-то прилетел отдыхать в Азию и тоже попал в беду из-за коронавируса.

Журналистка hromadske Елена Куренкова пообщалась с четырьмя украинцами, которые находятся или недавно находились в Китае во время вспышки коронавируса, и расспросила, как эта ситуация повлияла на их рабочие будни и отдых.

Михаил Ефимов

Я в Китае уже третий год. До этого был студентом, а теперь работаю в Ухане тренером по спортивным танцам. Поскольку город сейчас на карантине, все привычные тренировки остановились. Но мы работаем онлайн со студентами. Это не так привычно, как, скажем, проводить в интернете уроки английского. Удобнее все же работать в тренировочном зале.

23 января в десять утра Ухань закрыли на карантин. В тот же день, примерно после обеда сотрудники посольства Украины обратились к нам в WeChat (популярная в Китае соцсеть — ред.) с просьбой прислать информацию о себе и встать на консульский учет. Я считаю, они отреагировали очень быстро.

Сейчас в провинции Хубэй находится около 75 украинцев, более 50 из них — в Ухане. Сейчас посольство призывает провести эвакуацию. Если она все-таки будет, мы готовы уехать из карантинного города на некоторое время. Но вставать на консульский учет и эвакуироваться — это добровольное желание каждого гражданина.

По личным ощущениям могу сказать, что многое в Китае кажется нам дикостью. Здесь много людей, которые и до вспышки вируса ходили в масках из-за смога. Поэтому, приезжая в Китай даже не в условиях карантина и увидев человека в маске, украинец может быть шокирован. Но для китайцев это обычное явление.

Михаил Ефимовиз личного архива

В Китае очень много небольших аптек, в большинстве из них маски есть. Поставка идет прежде всего в крупные сетевые аптеки. Например, в супермаркете недалеко от меня есть большая аптека. Там всегда есть и маски, и все, что необходимо. В маленьких аптеках, даже когда ситуация была стабильной, некоторых товаров не было.

Конечно, сейчас абсолютно все в Ухане ходят в масках, и вообще китайцы сохраняют спокойствие. Большинство из них сидит дома, заказывает доставку еды из местных супермаркетов. Система интернет-обслуживания, например, Taobao (популярный китайский интернет-магазин, аналог eBay, — ред.) здесь в первых рядах. Китайцы пытаются решить эту ситуацию таким образом, чтобы не распространять вирус и не подвергать себя риску. Это как с обычным гриппом. Все может пройти хорошо, а может и с осложнениями.

Город изолирован, но сюда постоянно поставляют продукты и все остальное. С начала карантина выехать из Уханя без специального документа или особой необходимости невозможно. Районы города тоже изолированы. Хочешь выехать за пределы своего района — требуется разрешение.

Люди у входа в супермаркет в Ухане в защитных масках из-за эпидемии коронавируса, провинция Хубэй, Китай, 25 января 2020EPA-EFE/YUAN ZHENG

В Ухане я ни разу не был в медицинских учреждениях. Но бывал раньше в больницах Пекина. Там даже в некризисное время очень много людей. Сейчас больницы, куда обращаются люди с подозрением на коронавирус, переведены на круглосуточный режим. В Ухане уже построили дополнительный госпиталь на тысячу человек. В китайских соцсетях распространялось видео, как врачи в специальных защитных костюмах осматривают пациентов и поют песни больным, которые проходят реабилитацию.

Все оперативные новости и официальные заявления властей мы узнаем из канала, среди друзей называют «13-й» или CCTV. А еще есть сайт муниципального органа здравоохранения города Ухань, где также дублируются правила поведения для тех, кто находится на карантине.

Видео, где китайцы падают и бьются в конвульсиях, — это фейк. Сейчас китайцы работают по 20 часов в сутки и могут просто упасть от усталости. Кроме того, это может быть похоже на прикол. Такие пранки очень популярны. В соцсетях также распространяется много мемов вроде изображения человека в спецодежде и противогазе с подписью: «Пойдем прогуляемся по городу!».

Пациенты, зараженные коронавирусом, в новой временной больнице в городе Ухань, провинция Хубэй, Китай, 5 февраля 2020 годаEPA-EFE/YFC

Лидия Жгир

Около пяти дней у меня были симптомы простуды или респираторного заболевания, которое прогрессировало. Надеялась вылечиться дома, но поняла, что у меня не хватает знаний медицинских препаратов. Поэтому пришлось обратиться в больницу

Я выбрала один из лучших госпиталей в Пекине — больницу японско-китайской дружбы. Обратилась в отделение для иностранных клиентов. На входе в помещение стоит двухметровый инфракрасный термометр, который измеряет температуру тела за одну секунду. Дальше — или пускают в помещение отделения, или нет.

Там стоит стол, за ним сидит медсестра в защитном эпидемиологическом костюме, указывающая, можно ли пройти дальше в отделение. На улице было очень холодно, поэтому моя температура была в норме — меня пропустили. Но когда я назвала свои симптомы, сказала, что у меня боль в горле, заложенный нос и самая высокая температура за эти дни была 37,4 — меня сразу же отправили в инфекционное отделение.

Китайские врачи настроены очень серьезно. Любой признак из списка симптомов коронавируса — сразу отправляют пациента на проверку. Инфекционное отделение было совсем рядом. На входе даешь свои контактные данные, телефон и адрес, оплачиваешь визит к врачу, около 20 юаней (около 70 грн, или $2,8 — ред.) и встаешь в очередь.

Лидия Жгириз личного архива

В помещении было трое пациентов, мы держались в стороне друг от друга. Все в масках, врачи в полном оснащении, в пластиковых защитных очках. Врач минуты две послушала, на что я жалуюсь, и отправила меня сдавать кровь. Развернутый анализ крови в моем случае не показал ничего интересного. Но когда я начала рассказывать дальше, и врач услышала о симптомах, напоминающих коронавирус, она отправила меня на тест. Он выглядит как небольшая упаковка, где есть специальный тампон для мазка из носа и пробирка для него. За десять минут этот тест определяет, есть ли у вас коронавирус.

Через несколько минут врачу передали маленький листок бумаги с пометкой «минус». С анализом крови и отрицательным тестом на коронавирус я вернулась в международный отдел больницы, чтобы мне назначили лечение. Это могли бы сделать и в инфекционном отделении, впрочем, оказалось, что там были только китайские препараты, которые мне не подходят.

Мы все в Китае находимся на каком-то учете. Если мои данные уже оказались в реестре пациентов, я уверена, что меня еще будут проверять. Школа, в которой я работаю, проводит опросы среди персонала по указанию министерства образования совместно с комиссией по чрезвычайным ситуациям. В этом опросе каждую неделю мы должны указывать, не замечали ли у себя каких-то симптомов заболевания, какая температура перед заполнением анкеты, контактировали ли мы с лицами, которые возможно инфицированы. Я сразу же указала, что контактировала с потенциально больными, потому что была в клинике.

Волонтеры общественной безопасности в защитных масках у въезда на территорию жилой общины в Пекине, Китай, 5 февраля 2020 года. Многие жилые общины в столице Китая заблокировали вход на свои улицы и поочередно дежурят у импровизированных ворот, чтобы не допустить въезд чужаков, которых не проверили на инфекциюEPA-EFE/WU HONG

Первые рабочие дни этой недели я работала исключительно онлайн. Моя работа полностью построена на разговорах в мессенджерах. Я думаю, сейчас так делают все сервисные индустрии в Китае, чтобы ограничить общение людей на рабочем месте. А те, которые не могут без этого обойтись, работают в ограниченном режиме. До 17 февраля настойчиво рекомендуют не выпускать людей на работу.

Я слышала, что есть люди, которые самоизолировались: закупили продуктов на месяц, не открывают окна. Знакомый рассказывал мне, как он сходил на ужин с подругой. А когда вернулся домой, то хозяйка квартиры, где он арендовал комнату, накричала на него, что он якобы принес вирус, заперлась в своей комнате и не впустила его.

Мы работаем каждый день, чтобы вы первыми узнавали о новостях в Украине и мире. Поддержите нашу деятельность на платформе Спільнокошт, hromadske действительно нуждается в вашей поддержке.

Александр Николишин

В Пекине я живу почти 10 лет. Сейчас здесь закончились новогодние выходные, но для большинства компаний их продлили до следующего понедельника. Я работаю в медиа и сейчас делаю работу из дома. Впрочем, несколько раз мне пришлось прийти в редакцию. На входе в офис стоит человек, который проверяет у всех температуру. В лифте висит расписание, когда проводится дезинфекция. Даже кнопки лифта заклеены пленкой, которую меняют каждые несколько часов.

Александр Николишиниз личного архива

В жилых микрорайонах открыты только определенные входы-выходы, где проверяют, кто заходит и кто выходит. Пускают только жителей этих микрорайонов по временным пропускам. С самого начала власть обратилась ко всем жителям Китая с просьбой надевать маски. В доме чувствуется запах препарата дезинфекции, которую проводят несколько раз в день.

Маски в первые дни все раскупили, но затем они постепенно начали появляться небольшими партиями. У нас здесь аптека напротив, туда каждый день завозят определенное количество масок и продают ограниченное количество в одни руки, чтобы не было спекуляций. Нам на работе тоже раздали маски — теперь есть достаточный запас.

Мой сын сейчас не ходит в садик. На прошлой неделе всем родителям прислали небольшую анкету, где нужно было указать, болел ли ребенок в последнее время, была ли высокая температура, выезжали ли мы куда-то из Пекина, в частности, в провинцию Хубэй. В нашей группе, к счастью, никто никуда не ездил. Все здоровы, и мы очень этому радуемся. В школах уже появился лозунг: «Прекратились уроки, но не прекращается обучение». Многие заведения организуют онлайн-уроки.

В Пекине заболело около 300 человек, и я не думаю, что это очень много. Больниц здесь более чем достаточно. Даже в моем районе есть несколько, которые принимают людей с подозрением на коронавирус. В общем, все с пониманием относятся к ограничениям, никто не жалуется, по крайней мере, из моих знакомых. Ведь никто не хочет лишний раз рисковать. Люди просто ищут возможности выходить из этой ситуации. Например, у моей жены здесь собственная фитнес-студия. Занятия проводить нельзя, и никто не придет. Поэтому она начала проводить занятия для клиентов онлайн. И они очень довольны, ведь всем грустно сидеть дома.

Люди в защитных масках в центре Пекина в дни празднования китайского нового года, Китай, 25 января 2020 годаEPA-EFE/WU HONG

Дарья Горовая

Сейчас мы с мужем и ребенком во Вьетнаме, путешествуем уже второй месяц. У нас были билеты сначала из Киева в Пекин и обратно, возвращаться мы тоже планировали через него. Все начало развиваться очень быстро. Сначала закрыли Ухань, потом Пекин, а потом и весь Китай. Поэтому мы решили полететь в Украину через Гонконг. А потом выяснилось, что сообщение с Гонконгом прекращено почти полностью. Какие-то две авиакомпании вроде бы летают, но билеты сейчас стоят по полторы тысячи долларов, и мест почти нет. Сейчас мы купили новые билеты только из Вьетнама в Гонконг. Самый дешевый — около 600 долларов.

В Китае мы успели побывать в декабре, пока еще все не «закрутилось». А на китайский новый год мы уже были во Вьетнаме — именно в том городе, который очень любят китайцы. На тот момент мы слышали уже что-то о коронавирусе. Но когда ты турист во Вьетнаме, этот далекий китайский Ухань тебе ни о чем не говорит. Впервые я поняла, с чем можно столкнуться, когда приехала с ребенком в аквапарк, и пришлось стоять в очереди больше часа. Все вокруг были китайцы, и все они были в масках. Тогда я поняла, что проблема серьезная.

Дарья Гороваиз личного архива

Затем стало известно, что человек из Вьетнама, этнический китаец, поехал в Ухань. А когда вернулся — заболел. Тогда уже даже все российские туристы надели маски. На ресепшенах в гостиницах появились коробочки с марлевыми масками. Их рекомендовали одевать, прежде всего, чтоб не заражать других.

До недавнего времени мы были в Ханое, там много людей ходит в масках. В мавзолей Хо Ши Мина не пускали без маски. Мой муж принципиально ее не носит, но здесь настояли: достаньте из кармана и наденьте. Правила есть правила. Сейчас мы в сельской местности. И хотя здесь тоже очень много китайских туристов, маски надевают только единицы.

Туристов во Вьетнаме меньше не стало, из них многие европейцы. Я не заметила истерии, но лучше бы она была. Я бы тогда, может, знала, что в Гонконге тоже много людей заболело, и покупать через него билеты не стоит. Полетели бы через какие-то арабские страны. Жаль, что мы просматривали мемы с собаками из Украины вместо того, чтобы читать англоязычную прессу о Гонконге.

Очередь туристов в музей Хо Ши Мина в Ханое, Вьетнам, 29 января 2020 годаEPA-EFE/LUONG THAI LINH