Двукратная чемпионка мира Алина Шатерникова: от амбиций до служения

Алина Шатерникова — трехкратная чемпионка Европы и двукратная чемпионка мира по профессиональному боксу, вице-президент Национальной лиги профессионального бокса Украины
Алина Шатерникова — трехкратная чемпионка Европы и двукратная чемпионка мира по профессиональному боксу, вице-президент Национальной лиги профессионального бокса Украиныhromadske

Для раненых бойцов в госпиталях и больницах Алина имеет особый подарок — маленькие боксерские перчатки. Взрослые мужчины, которых пережитое на войне часто делает сосредоточенно-мрачными, смягчаются на глазах, трогательно принимая этот подарок. И по-детски радуются, что получают перчатки от самой Алины Шатерниковой — трехкратной чемпионки Европы и двукратной чемпионки мира по профессиональному боксу, а также вице-президента Национальной лиги профессионального бокса Украины.

Без лишних слов

Волонтерить Алина начала еще с 2014-го: чтобы собрать средства для раненых, в августе того года она выставила на аукцион свой чемпионский пояс, завоеванный в 2005 году. Это была награда, полученная в последнем в ее спортивной карьере бою (с американкой Стефани Доббс). Пояс тогда продали за 20 тысяч гривен, а деньги пошли на помощь двум раненым бойцам.

«В критические минуты я никогда не поддаюсь панике, все мои ресурсы наоборот инстинктивно мобилизуются, я быстро принимаю решение, — говорит Алина. — Когда в феврале прошлого года наша армия и гражданские встали на защиту, я четко осознала свою задачу: помогать защитникам и людям, которые в результате попали в затруднительное положение».

Алина закупала и развозила по Киеву продукты: для блокпостов, для людей в бомбоубежищах, для детской больницы. Летчикам в Василькове Киевской области — карематы, GPS, утварь для авиационного оборудования.

Позже, когда россиян оттеснили от столицы, Алина сосредоточилась на нуждах раненых бойцов. Помогает им решать медицинские и юридические проблемы, обустроить госпитальный быт, искать жилье для родственников, приезжающих в Киев издалека. Одежда, лекарства, продукты, кофе в зернах для кофемашин, капсулы для посудомоек, стиральный порошок, кондиционеры, бойлеры — перечень того, что Алине приходилось покупать пострадавшим военным.

«Я обычно не организую сбор денег через соцсети. Не передаю средства на какие-нибудь волонтерские организации или благотворительные фонды, — рассказывает Алина. — Предпочитаю адресную помощь конкретному человеку в конкретной ситуации. Узнаю проблему, определяю, чем и как могу помочь, подключаю друзей. Я известна в Украине, поэтому мне легче найти необходимое для помощи».

Одна из таких историй касалась семьи из Киевской области. Во время оккупации россияне «Градами» разбили вдребезги их дом. В доме без крыши, окон и дверей, с изувеченными стенами жить было невозможно. А на руках у хозяйки — сын с тяжелой формой инвалидности.

Алина Шатерникова с Антониной и ее сыном в отремонтированном волонтерами домепредоставлено hromadske

«Алина спросила меня: "Какая помощь нужна?" Многие волонтеры задавали мне такой вопрос, жаловались, обещали помощь и больше не приезжали. А Алина собрала средства, привезла стройматериалы и людей, которые разобрали завалы, сделали ремонт. И это буквально через месяц-два», — рассказала для hromadske Антонина, владелица дома.

Таких историй на счету Шатерниковой много. Вот только рассказывать о них женщина не любит.

«Зачем говорить? Надо просто работать, — говорит она. — Для меня волонтерство это духовное служение. У меня есть дар помогать людям, и в волонтерстве его реализую. Если бы войны не было, то я, наверное, пришла бы к тому, что кормила бы больных детей. И в этом нет никакого религиозного фанатизма, хотя я человек верующий, в этом есть духовное просветление».

«Меня уже не интересуют пьедесталы»

Спортом — кикбоксингом и боксом — Алина начала заниматься с раннего детства. Очень скоро поняла, что в жизни нет ничего невозможного, что любая мечта превращается в цель, которую можно достичь.

Благодаря своей настойчивости Алина стала чемпионкой мира по женскому боксу. И это тогда, когда соревнования по этому виду спорта еще даже не включили в программу Олимпийских игр (это произошло аж в 2012 году), а гонорары женщин на ринге, по словам боксерки, были в сотни раз меньше мужских (до 1998 года Алина занималась любительским боксом, следовательно вообще не получала никаких гонораров и самостоятельно финансировала свое участие в соревнованиях).

На профессиональном ринге Алина отправляла своих соперниц в нокаут, лишь два раза потерпела поражение. После завершения боксерской карьеры она овладела профессией топовой спортивной менеджерки. А потом стала первой (до сих пор единственной) в Украине женщиной-комментатором международных боксерских поединков.

«Раньше для меня были важными амбиции, я реализовывала их любой ценой. Какие-то знакомства, какие-то проекты и статусы. Стоять на пьедестале в прямом и переносном смысле. Сейчас я поменялась. Наелась этого. Я спрашиваю себя: будет ли реализация амбиций означать для меня радостную и счастливую жизнь? Нет? Тогда зачем? Сейчас я больше всего ценю жизненную гармонию. И это не из-за возраста (спортсменке 48 лет — ред.) или усталости. Это результат моего духовного роста. Раньше я была человеком-роботом, запрограммированным на удовлетворение амбиций. Теперь я чувствую себя иначе».

По словам Алины, к этим новым ощущениям и поиску новой себя ее подтолкнул глубокий жизненный кризис, который женщине пришлось пережить из-за неожиданной измены. Она — спортсменка, привыкшая к победам и уверенная в своей способности всегда и во всем контролировать собственную жизнь, — тогда чувствовала, что потерпела сокрушительное поражение. Но смогла это пережить.

«Атлет не обязательно воин»

«После 24 февраля я много нового открыла в себе и в людях, — говорит Алина. — О себе поняла, что если придется стрелять — буду стрелять, пока меня не убьют. Что не боюсь ни увечий, ни смерти. Что могу вынести много крови и чужих страданий. А о людях поняла, что они все разные и что не у каждого человека возобладает чувство долга, не для каждого такие понятия, как государственность ее страны, национальная свобода является самой высокой ценностью. И боксеры или другие спортсмены в большинстве своем — просто атлеты, делающие карьеру, а не воины. Я долгое время считала, что если человек каждый день борется за лучший результат, то это обязательно воин».

По словам Алины, многие украинские спортсмены до войны жили и тренировались за границей, все подчиняли подготовке к соревнованиям и победе, не углубляясь в то, что выходило за пределы спортивных интересов. Им после февраля 2022 года трудно было осознать себя именно украинскими спортсменами, украинскими гражданами с соответствующими обязанностями.

«Не все могут быть Юлей Паевской или Дмитрием Коцюбайлом. Презирать несильных это гордыня. Можно тренировать мышцы, но нельзя тренировать смелость. Человек либо владеет собой под обстрелами, либо впадает в ступор. Кому-то дано быть воином, а кому-то собирать средства на снайперскую винтовку. По каждому делу нужно распределять ответственность», — считает она.

Двухразовая чемпионка мира Алина Шатерниковапредоставлено hromadske

С началом полномасштабного вторжения спортсмены, как и другие люди, делали свой выбор: ехали за границу, волонтерили или уходили на фронт. По информации, предоставленной hromadske Спорткомитетом Украины, с апреля 2022 года на фронте и в оккупации погибли около 300 украинских спортсменов и тренеров.

Люди очень часто идеализируют спортивных звезд, требуя от них безупречности во всем, в том числе и в гражданской позиции. Но боксер, бегун, пловец — это просто человек определенной профессии, как водитель или пекарь. Просто человек, который может ошибаться в своих оценках, иметь страхи и бояться фронта, объясняет Шатерникова.

В то же время Алина твердо убеждена: спорт, как часть жизни, не может быть вне политики или возвышаться над политикой. Особенно во время войны, когда нужно четко отграничивать себя от врага и всех, кто его поддерживает.

Поэтому, например, в декабре прошлого года Лига профессионального бокса Украины обратилась с протестом во Всемирную боксерскую ассоциацию из-за решения этой организации вернуть в свои рейтинги боксеров из россии и Беларуси. А сама Шатерникова положительно оценила решение Владимира Зеленского лишить президентской стипендии призеров Олимпийских игр боксеров Кирюхина и Сидоренко, ведущих успешный бизнес на оккупированной россиянами территории.

«Сегодня украинский спорт стал составной частью нашего национального сопротивления россиянам, — говорит Алина. — Потому наши спортсмены должны тренироваться и участвовать в международных соревнованиях. Чтобы напоминать миру о российской агрессии, о гибели украинцев, о разрушении нашей инфраструктуры, о нашей беде. Ольга Харлан, олимпийская чемпионка по фехтованию, отказалась пожать руку своей сопернице-россияне — и посмотрите, какую огласку приобрела эта история. Мы еще раз напомнили миру, что спорт — это честность и достоинство, что Украина отстаивает честность и достоинство. И это тоже работает на победу».