Президент Украины Владимир Зеленский (в центре) и руководитель диджитал-команды Михаил Федоров (слева) на обсуждении концепции «Государство в смартфоне», Киев, 13 июня 2019 года
Фото:

Офис президента Украины

Вскоре после выборов президент Владимир Зеленский провозгласил проект «Государство в смартфоне»: за три месяца приказал провести аудит более 350 государственных реестров и разработать единый веб-портал электронных услуг. Однако идея электронного государства не новая. Громадское разбиралось, что уже сделано в сфере диджитализации страны и что нового в этот процесс может принести команда президента.

Что такое «государство в смартфоне»?

«Государство в смартфоне» — это часть развития электронного управления страны. Все услуги, которые предоставляют различные государственные органы, должны стать доступными для граждан онлайн.

Первое, что сейчас обещает запустить команда Владимира Зеленского — это проект «Е-малышка» («Е» с укр. от слова «електронний»). Он даст возможность получить 10 услуг, связанных с рождением ребенка, по одному электронному заявлению сразу в роддоме.

Анонсировал его еще в феврале Владимир Гройсман, а сейчас у президента говорят, что услугу запустят в конце года.

Одной из первых может также стать запуск инициативы «ID 14» — это одновременно регистрация физического лица в качестве налогоплательщика во время первого оформления паспорта гражданина Украины.

Что уже сделано?

Концепция E-government как одно из направлений развития государства появилась еще в 2010 году, когда Кабинет Министров одобрил соответствующую концепцию. Активная работа в сфере началась только последние три года.

За 2016-2018 годы Министерство экономического развития вместе с Государственным агентством по вопросам электронного управления перевели в онлайн более 120 услуг для граждан и бизнеса.

Так, можно получить онлайн выдержки из различных реестров, справки, лицензии и сертификаты. В частности появился Кабинет налогоплательщика и возможность получить цифровую подпись онлайн.

Команда государственного агентства вместе с экспертами проекта USAID / UK aid «Прозрачность и подотчетность в государственном управлении и услугах / TAPAS» работала с государственными реестрами с 2016 года.

«Электронные сервисы — это один из главных антикоррупционных инструментов, потому что мы таким образом уменьшаем "человеческий фактор" в предоставлении определенных услуг», — рассказывает руководитель направления электронных услуг от TAPAS Даниил Молчанов.

Однако сейчас главная проблема — это то, что в Украине есть около 350 государственных реестров, которые не связаны между собой.

По заключению специалистов проекта TAPAS, некоторые государственные базы данных дублируют до 80% информации, они оформлены по разным стандартам и у них есть ошибки. Чтобы объединить их в единую сеть, нужно разработать единые стандарты.

По словам Молчанова, они для начала собрали перечень всех государственных реестров страны, а затем — провели инвентаризацию нескольких наиболее важных из них.

В перспективе все свои информационные ресурсы государственных органов должны зарегистрировать на соответствующем веб-портале и синхронизировать данные.

Специалисты также разработали систему электронного взаимодействия государственных электронных информационных ресурсов — «Трембита». Первый автоматический обмен данными благодаря ей настроили в мае 2019 года между Национальной службой здоровья Украины и Государственной службой Украины по вопросам лекарственных средств и контроля за наркотиками. Сейчас команда работает над запуском взаимодействия между реестром Минюста и Пенсионного фонда, чтобы данные об умерших оперативно передавались в фонд и не было случаев начисления пенсий умершим.

Что в приоритете у диджитал-команды Зеленского?

Лидер диджитал-команды Владимира Зеленского — украинский IТ-предприниматель и основатель диджитал-агентства Михаил Федоров.

Во время избирательной кампании он отвечал за присутствие президента и партии «Слуга народа» в социальных медиа: под его руководством создали Telegram канал и Instagram-сообщество СН, а также сеть собственных YouTube-каналов.

Электронные услуги, создавали предшественники, которые Михаил Федоров называет несовершенными и сложными.

В своей команде они определили около 200 важнейших услуг для граждан и бизнеса, перечень которых пока получить не удалось — нам только пообещали, что впоследствии его опубликуют на специальном сайте.

Однако нам рассказали, что диджитал-команда планирует запустить систему электронной идентификации граждан eID.

Для этого в одну систему сведут данные о регистрации физического лица-предпринимателя, документы водителя, информацию об имуществе, землю, транспорт, налоги и доходы украинцев.

Федоров убежден, что это поможет в будущем осуществить электронную перепись населения и разработать систему онлайн-голосования для будущих выборов.

«Отсутствие у граждан средств eID является ключевым барьером для развития е-услуг и цифровой экономики в целом. Уже осенью этого года мы планируем начать выдачу паспортов в виде ID-карточек сразу с электронной подписью, но приоритет делаем на внедрении и масштабировании таких инновационных подходов, как MobileID и SmartID, а также других альтернативных средств. Чтобы каждый украинец смог как можно быстрее ощутить преимущества цифровых преобразований в стране», — отметил советник президента.

Также известно, что на встрече с представителями японского бизнеса, советник Михаил Федоров акцентировал на привлечении инвестиций и передовых инноваций Японии для развития совместных проектов в сфере Интернета вещей, индустрии 4.0, умных городов, электронной идентификации и развития центров R&D.

Руководитель диджитал-команды президента Украины Михаил Федоров выступает на первом обсуждении концепции «Государство в смартфоне», Киев, 13 июня 2019 года
Фото:

Офис президента Украины

Как реагирует бизнес на новые инициативы?

Украинский бизнес серьезно заинтересован в развитии электронных услуг от государства: это экономит время, деньги и уменьшает коррупцию. Для команды нового президента предприниматели готовили так же свои предложения, какие именно е-услуги надо менять в первую очередь.

Так, члены Европейской бизнес-ассоциации выделили около 13 услуг и 16 реестров, работа над которыми для них приоритетная. Это, в частности, возможность открывать банковский счет онлайн, оплачивать все административные услуги и отправлять всем госорганам отчетность с помощью электронной цифровой подписи.

Среди других запросов бизнеса: улучшенная работа единого таможенного окна, появление электронных гарантийных талонов на бытовую технику и заказ марок акцизного налога в онлайн.

Также есть предложение открыть доступ ко многим государственным реестрам: например, к учету разрешений на международные перевозки грузов автомобильным транспортом или обращения зерна на элеваторах.

«Государство оказывает нам услуги в очень устаревший и сложный способ, который надо упрощать и изменять, — рассказывает заместитель директора Европейской бизнес-ассоциации Светлана Михайловская. — Например, сейчас гражданам нужно доказывать, что они — это они, приносить справки из одной госструктуры к другой, так как между ними совсем нет коммуникации».

Однако наибольший интерес к цифровым планам государства у IТ-сектора.

Юрий Антонюк руководит «EPAM», одной из крупнейших IТ-компаний Украины в Центральной и Восточной Европе. В развитии проекта «Государство в смартфоне» он видит возможность развивать внутренний спрос на украинский программный продукт, потому что сейчас отечественная IТ-индустрия в основном сфокусирована, а самые успешные стартапы ищут своего инвестора за рубежом.

«У IТ-компаний нет проблем работать на глобальном уровне, а чтобы развить внутренний рынок — нужно работать. Прежде всего здесь нет крупных заказчиков на наш продукт, но именно в таком проекте инвестором может стать государство», — объясняет Юрий Антонюк.

В частности, бизнесмен предлагает государству стимулировать спрос на продукты украинского IТ-за льгот: «Я уже несколько лет говорю о том, что есть зеленые тарифы, льготы на электромобили. Почему нельзя сделать льготы для тех, кто будет покупать внутренний украинский программный продукт?»

Поделиться: