«Единственный способ — это лом». Нужно ли самостоятельно открывать недоступные укрытия

Руководители Киева и районов перекладывают ответственность друг на друга за закрытое убежище, после того, как 1 июня обломки российской ракеты упали на людей прямо под убежищем и три человека погибли. Правоохранители ищут виновных, а суд взял под стражу охранника, не успевшего открыть укрытие.
«Это укрытие постоянно работало еще с начала войны. Но на этот раз жители не могли достучаться», — рассказала hromadske 63-летняя жительница Деснянского района Нина.
После трагедии в соцсетях начали выставлять фото и видео из укрытий, запертых и заваленных мусором. А киевские городские власти стали обвинять, что они не позаботились о доступе к убежищам.
hromadske выяснило, что делать, когда укрытие на замке, и кто в этом виноват.
Старая история об укрытиях
Киевские убежища, расположенные вне метрополитена, были недоступны и раньше. Автор этого материала пыталась попасть в одно из них 10 октября 2022 года. Тогда россияне атаковали Киев.
Укрытие в помещении школы в 10 минутах ходьбы от моей квартиры было единственным доступным. Несмотря на факт ракетного обстрела и удостоверяющие личность документы, педагоги не пускали никого: ни посторонних, ни родителей учеников — ссылались на приказ №86 департамента образования и науки КГГА.
Прошло почти восемь месяцев, и из-за закрытого укрытия в другом районе города погибли люди.
«Некоторые ЖЭКи вообще предлагали жильцам выбрать, кто из них ответственен, и выдавали ему дубликат ключа», — рассказывает депутат Киевского городского совета Ксения Семенова. Это может быть более быстрым методом самоорганизации, поскольку связаться с ответственными не всегда реально.
Депутат не советует сразу ругаться, если хранилище в публичном месте закрыто. Лучше начать с переговоров, чтобы понять, почему к нему нет доступа. Причины могут быть разные: ответственный живет далеко или укрытие сдали в аренду.

Цифровой замок — неудачная идея
Предложение, чтобы укрытия были всегда открытыми, уже спровоцировало дискуссию. Мол, тогда в убежищах поселятся бездомные, или же воры все вынесут. По этой причине укрытия часто запирают на ключ. Иногда на самый простой навесной замок, который очень легко сломать. «Два удара молотком ломают шар внутри замка, и он отпирается», — объясняет прораб компании PR Building Антон Граждан.
Есть и более технологичные решения. Например, на дверях укрытия на ВДНХ установлены электромагнитные замки, которые охрана дистанционно отпирает через интернет, написал генеральный директор национального комплекса «Экспоцентр Украины» Евгений Мушкин.
«Но это дорого, — объясняет Антон Граждан. — Эти замки могут также не работать, если нет света или интернета. Чтобы они ловили интернет-сигнал в подвале, к ним нужно дополнительно подвязывать вышки связи. Если все отключится, замок не отключится вообще», — говорит он.
Лучший вариант, по мнению эксперта, — врезной замок или накладной, под ключ. «Нужно выбирать только механические, чтобы перестраховаться перед блэкаутами. Эти замки врезаются в каждую конкретную дверь, и их не собьешь молотком».
Врезные замки стоят от 129 до 1900 грн, свидетельствуют цены в популярной сети магазинов. Стоимость накладных замков под ключ — от 208 до 17 993 грн. В то же время замки, которые можно открыть удаленно, стоят от 4500 до 7000 грн, согласно ценам на украинском маректплейсе.

Другие методы: депутаты, соцсети, 1551, лом
Если переговоры с балансодержателем оказались безрезультатными, нужно давить через местных депутатов или писать об этом в соцсетях. Другой способ — оставить заявку по номеру 1551 году, однако это не всегда эффективно. «Сейчас появилась практика закрывать эти заявки, даже если они не выполнены», — объяснила Ксения hromadske.
Срывать замки в укрытиях — полулегальный, но часто единственный способ. Согласно статье 29 закона «О жилищно-коммунальных услугах» жители имеют право доступа к укрытиям. Если пользователь или арендатор отказываются его открывать, люди могут сделать это сами. Впрочем, это право распространяется только на следующие сооружения: убежище, противорадиационное укрытие, быстровозводимое защитное здание гражданской защиты.
«Скажем честно. Единственный способ на 100% открыть убежище в Киеве — это лом. Говорите, кому нужно, придется выдавать в приемной», — написала Ксения Семенова. Взлом замка можно оправдать, потому что людям нужно сохранить свои жизни во время ракетных обстрелов. «Это обстоятельства непреодолимой силы», — говорит депутат. Хотя и добавляет: лучше посоветоваться с адвокатом и привлечь его, если полиция хочет наказать за взлом замка.
Сколько укрытий уже проверили в Киеве?
Всего в Киеве 4141 укрытие, сообщал в мае 2023 года директор Департамента муниципальной безопасности КГГА Роман Ткачук. После трагедии их все начали проверять. По состоянию на 5 июня провели ревизию более 1600 укрытий. Около трети — в плохом состоянии, самая плохая ситуация — в Подольском районе. При этом на обустройство убежищ, по словам Кличко, КГГА выделила 1,2 млрд грн.

Иерархия ответственности: кто виноват?
Согласно сайту КГГА, официальное название укрытий — защитные сооружения гражданской защиты. Их готовность должна обеспечивать ГСЧС совместно с Департаментом муниципальной безопасности (который отвечает за гражданскую защиту в городе) и госадминистрациями; об этом говорится в постановлении №138 Кабинета министров.
Спасатели полностью переводят ответственность на балансодержателей укрытий.
На этом фоне остается неясным статус начальника Киевской городской военной администрации, назначаемого президентом. Ситуационный центр КГВА, согласно положению о его работе, должен мониторить угрозы и прогнозировать кризисные ситуации, координировать действия по обороне Киева.
«КГВА имеет право проводить срочные проверки укрытий. Был политический компромисс, чтобы не смещать Кличко во время окружения Киева. Поэтому гражданская защита осталась за Кличко, а военные вопросы решались военной администрацией», — объясняет Андрей Кулибаба, киевский активист.
Районные государственные администрации согласовывают все с финансовым департаментом КГГА, который может не разрешить обустраивать убежища, говорит Симонова. «Но не нужно сбрасывать роль РГА. Если укрытие на балансе РГА, они за него ответственны.Таких укрытий, правда, немного», — добавляет Кулибаба.
Как обустраивают укрытия во Львове и Херсоне
Во Львове убежища открыты. Но если они расположены в жилых многоэтажках, то воспользоваться ими могут только жильцы дома — с улицы без ключа от домофона зайти невозможно.
«Большинство укрытий в старых польско-австрийских домах в ужасном состоянии, если только соседи сами их не обустраивают. В нашем доме мы с соседями на свои деньги провели свет, сделали умывальник и туалет», — рассказывает жительница Львова Анастасия Апетик.
В Херсоне часть ОСМД самоорганизовались и создали укрытия в подвалах. Также работают некоторые стационарные бомбоубежища, в которых произвели ремонт и оборудовали кроватями, водой, едой и «старлинками». «Местные шутят, что скоро в укрытиях будут базары и магазинчики», — рассказывает херсонский журналист Иван Антипенко.
Для закупки мобильной мебели для укрытий Херсонская областная военная администрация привлекла благотворительный фонд «Корона князей Острожских». В настоящее время в Херсоне установили около 60 мобильных укрытий у остановок общественного транспорта, крупных магазинов и мест раздачи гуманитарной помощи.
Однако укрытиями в Херсоне на самом деле почти не пользуются, потому что просто нет времени, чтобы в них спускаться. «По городу прилетает в основном артиллерия. Предварять этот обстрел тревогой невозможно, а из-за малого расстояния снаряд летит меньше минуты», — говорит Иван Антипенко.
Автор: Елена Граждан
- Поделиться: