«Это кропотливая и детальная работа, поэтому за нее берутся женщины»: как работает самый женский отдел института Патона
«Женщины — в меньшинстве в мировой научной среде», — с таким вердиктом ежегодно накануне международного дня женщин в науке 11 февраля выступает UNESCO. Средний показатель по состоянию на 2018 год — 28% женщин среди мировых ученых и тенденции к улучшению гендерного баланса пока нет. Впрочем, в отдельных странах ситуация позитивная. Например, в Боливии женщин-ученых — более 60%, а в Латвии — чуть более 50%. В Украине один из самых высоких результатов в Европе — 45% женщин в науке.
Журналистка hromadske Елена Куренкова побывала в Национальном институте электросварки имени Евгения Патона — учреждения, где во всех отделах преобладают мужчины. Кроме одного — физико-химических исследований. Его возглавляет женщина, а из 51 сотрудника отдела 30 женщин. Рассказываем, как они исследуют сложные структуры металлов, как возятся с различными микроскопами. А также о том, не чувствуют ли они гендерных предубеждений в такой «мужской» отрасли знаний.
Работа найдется для всех
В коридорах четырехэтажного здания Института электросварки очень тихо. На стенах плакаты, сообщающие о мерах безопасности. Они висят здесь с 1980-х и содержат еще партийные лозунги. Елена Бердникова, материаловед и старший научный сотрудник института, их не замечает — просто привыкла.
«В основном в институте — технологические отделы, которые занимаются непосредственно технологиями, получением новых материалов. Это титановые сплавы, различные виды сварки: например, дуговая, механическая или подводная. А наш отдел — исследовательский: мы изучаем все, что интересует наших технологов. Не только сварочные соединения, но и новые материалы, которые тоже разрабатываются в нашем институте», — объясняет Елена.
Главная «фишка» лаборатории, где работает ученая — электронная микроскопия. Здесь оборудование разных структурных уровней: от световой микроскопии, до сканирующей и просвечивающей электронной микроскопии. Третий случай — о самых тонких материях: структуру материалов изучают на дислокационном уровне. А это помогает получить очень подробную информацию о металле и изменениях, которые происходят в нем. В частности, что и почему вызывает его разрушение.
Эти знания жизненно необходимы для машиностроения, авиакосмического сегмента и железнодорожного транспорта. А еще для военной отрасли — ей сейчас придают особое значение. «То есть, через наши руки и головы проходят самые разные материалы, в частности стали различного класса. А сейчас уже есть и стали нового поколения, которые надо изучать — как они ведут себя, как подвергаются сварке, внешней нагрузке», — говорит Елена Бердникова.

В физико-химическом отделе, на первый взгляд, работа кажется очень спокойной. Но на самом деле здесь бурлит научная жизнь. Микроскопы, на которых проводят исследования, работают целый день. А новейшие не выключаются даже на ночь. Научные сотрудники здесь работают в лабораториях химического, спектрального и структурного анализа, анализа газов, электронной микроскопии. У каждого ученого или ученой — своя специализация, специфика труда и свои «важнейшие» микроскопы.
«На таких устройствах, требующих кропотливой, очень осторожной и детальной работы, действительно работают преимущественно женщины. Хотя и мужчины занимают должное место в научном направлении нашего отдела», — говорит Елена.
Сейчас она завершает работу над своей докторской диссертацией и готовится к предзащите. Рассказывает, что когда только пришла на работу после института, сразу могла работать на сложном оборудовании. Начинала с электронографа — специального прибора для фазового анализа металлов. Затем училась в аспирантуре, защищала кандидатскую. Совмещать с семейной жизнью было непросто.
«Когда я пришла в лабораторию, у нас тут были одни женщины. Возглавлял тогда этот отдел академик Георгий Михайлович Григоренко. У него был талант — всех женщин держать под своим крылом. Он говорил, что в нашем отделе каждому человеку найдется работа. Он был нашим учителем, наставником, моим научным консультантом. Теперь нам его очень не хватает», — рассказывает Елена.
Чтобы мы создавали больше важных материалов для вас, поддержите hromadske на платформе Спільнокошт. Любая помощь имеет большое значение.
Женщинам — не руководящие должности
В октябре 2019-го Георгия Григоренко не стало, и отдел возглавила его дочь Светлана. По ее словам, такая преемственность на самом деле — редкость для института электросварки. Порой высокие должности переходят от отца к сыну, и почти никогда — от отца дочери.
В институте Светлана работает с 1993 года, в физико-химическом отделе — с 1997-го. «Отец до последнего работал, он практически умер на работе. Я всегда была рядом с ним. Мы работали вместе и на работе, и дома. Вероятно, поэтому я и стала заведующей отделом после него», — говорит Светлана. Она говорит, что почти все руководящие должности в институте до сих пор занимают мужчины. Некоторые на полном серьезе говорят, что женщина просто не может возглавлять отдел.
Любимый «экспонат» Светланы и гордость ее отдела — микроскоп JUMP-9500. По меркам института это очень современный прибор со спектрометром и другими важными элементами, которые повышают чувствительность прибора. Диапазон показателей, которые он умеет определять, тоже очень большой. Поэтому к нему — усиленное внимание. В помещении, где он расположен, поддерживается стабильная температура, кристаллы, благодаря которым функционирует прибор, надо вовремя заливать жидким азотом, иначе прибор может испортиться.
«У нас много приборов уже „в возрасте“, но они рабочие. Я думаю, что многие институты даже такими похвастаться не могут, потому что они у них уже давно не работают. А мы можем еще многое сделать», — говорит Светлана Григоренко. Большинство приборов лаборатории — громоздкие микроскопы родом из 1980-х. Но многие из них модернизированы и активно используются. Например, для изучения тонких материй снимки материала раньше делали на ядерные пластины, впоследствии снимали на пленки — их предварительно разрезали и загружали в прибор. Теперь все решают цифровые технологии.

Наука требует апдейта
В отделе физико-химических исследований работают только двое молодых ученых. По словам Елены Бердниковой, по состоянию на 2018 год в Институте электросварки было 1158 сотрудников, из них 310 — пенсионного возраста. И только 73 ученых в возрасте до 35 лет.
«Молодые сотрудники приходят, но не часто. И это большая проблема. К сожалению, недостаточная финансовая поддержка молодых людей, которые приходят после института, многим не позволяет оставаться здесь. Это нужно решать на уровне Академии наук, чтобы предоставлять молодым ученым гранты, заинтересовывать их. Если ты уже кандидат наук, старший научный сотрудник, конечно, ты получаешь все большие надбавки. А когда приходят молодой парень или девушка после института, у них очень маленькие зарплаты», — объясняет Елена.
Зато работы для новых сотрудников и пространства для развития в институте более чем достаточно. Среди приоритетных направлений исследований отдела — титановые сплавы нового поколения, алюминиевые сплавы с добавлением скандия и лития, крупногабаритные монокристаллические слитки тугоплавких материалов, разработка композиционных металлокерамических покрытий. А еще работа с материалами, полученными с применением 3D-принтера.
Елена говорит, что любит свою работу, несмотря на то, что порой бывает непросто совмещать науку с личной жизнью. Особенно во время работы над диссертацией.«Иногда я понимаю, что мне нужно поработать над собой. В этот раз я взяла отпуск на полтора месяца, ушла „в подполье“ и заканчивала свою диссертацию. Самое большое удовольствие я получаю от результатов своей работы. Когда качественно проводишь исследования, делаешь выводы, получаешь ответы на вопросы: а что, а почему, а как? Сами по себе исследования тоже всегда интересны как эксперимент», — заключает Елена Бердникова.

- Поделиться: