«Это преступление надо расследовать в Гааге» — правозащитник о преследованиях геев в Чечне

Watch on YouTube

Правозащитник, ЛГБТ—активист Игорь Кочетков рассказал в эфире «Громадского» о том, как в Чечне похищают и держат в незаконной тюрьме подозреваемых в нетрадиционной ориентации.

Обращался ли в вашу организацию кто-то из представителей ЛГБТ-сообщества в Чечне?

Да. Мы с 26 марта открыли горячие линии специально для людей, которые пострадали в этой ситуации, и мы каждый день получаем обращения.

Подтвердились ли те факты, которые опубликованы в статьях «Новой Газеты»? Что на самом деле происходит в Чечне?

Да, мы собираем информацию. И самые разные люди, незнакомые друг с другом, рассказывают примерно то же самое, и что совпадает с тем, что было опубликовано в «Новой Газете». Что в республике где-то с конца февраля идет операция по похищению людей, которых подозревают в гомосексуальной ориентации. Эти люди содержатся в незаконной тюрьме, их подвергают пыткам с целью узнать имена других людей, с которыми они общаются.

Чего таким образом пытаются добиться чеченские власти, если они пытают людей или сажают их в какие-то секретные тюрьмы? Какой результат они хотят получить?

Наверное, об этом надо спрашивать у представителей чеченских властей, когда они предстанут перед следствием и судом. Но сейчас мы можем опираться только на то, что говорят пострадавшие. У нас есть свидетели, которые говорят о том, что заявлено: «Чечню нужно очистить от геев до Рамадана» – такая фраза прозвучала от одного из участников этой операции. По сути дела, сейчас совершаются преступления против человечности, поставлена задача поймать, уничтожить или выгнать из Чечни людей по одному определенному признаку, – по признаку гомосексуальной ориентации или тех, кого они таковыми считают. При этом надо понимать, что жертвами становятся не только геи. Их объявляют геями по каким-то совершенно нелепым поводам. Например, люди, общаясь Вконтакте друг с другом, пишут: «Я тебя обнимаю, дорогой» — и это уже является основанием, чтобы человека заподозрить.

Как вам кажется, как публикации «Новой Газеты» могут повлиять на эту ситуацию? Чеченские власти, разумеется, все отрицают, но тем не менее могут ли эти публикации что-то изменить?

Во-первых, очень важно, что жертвы этого преступления понимают, что есть куда обратиться. Что эта ситуация замечена и они могут обращаться за помощью. Потому что, кроме всего прочего, «Новая Газета» еще распространяет информацию о нашей горячей линии, и эти публикации уже очень помогли. Именно после этих публикаций к нам начали обращаться люди, поэтому это очень важно. Как реагируют на это чеченские власти, на сам факт этих публикаций, — сказать определенно невозможно. Мы не имеем сейчас никакой информации, за исключением того, что они говорят официально. Но во всяком случае, они знают, что эта ситуация видима и что она не останется без последствий. Мне кажется, это само по себе существенно.

А какой следующий шаг? Может ли международное сообщество повлиять на Чечню? Будет ли Чечня слушать международное сообщество? Есть множество примеров, когда она этого не делала.

Реакция международного сообщества уже есть. Естественно, мы тоже предпринимаем шаги для того, чтобы эта реакция была и усиливалась. Я хочу напомнить, что Чечня не является юридически суверенным государством, и ответственность за то, что сейчас там происходит, несут власти Российской федерации. Власти Российской федерации должны это расследовать. Если они не будут этого делать, значит, надо обращаться к другим структурам. Я подчеркиваю: речь идет о преступлении против человечности, о преступлении, которое должно расследоваться международным уголовным судом. Если российские власти будут и дальше упорствовать в отрицании того, что происходит, если они будут и дальше проявлять нежелание расследовать должным образом это преступление, тогда расследовать его должны в Гааге.

Из публикаций «Новой Газеты» мы выяснили, что жертвы этих преследований уезжают из России. Значит ли это, что они могут подвергаться преследованиям в России? Почему они уезжают за границу?

Здесь нужно иметь в виду особенность чеченского общества. Дело в том, что существует такое понятие как «убийство чести». Многих похищенных силовики возвращают родственникам. И родственники, зная о том, что их сын обвинен в гомосексуальности, по идее должны его убить. Вот такой обычай.

Какой кошмар.

Да. Это не какие-то сказки. Такие случаи реально происходят. Мы об этом знаем, они происходили и раньше. Поэтому людям небезопасно находиться даже на территории России. Если у них много родственников, то они будут их искать. Они будут их искать и не исключено, что могут убить за пределами Чечни. Поэтому действительно очень важно, чтобы они уехали за пределы страны.