«Это означает ещё большую концентрацию власти в одних руках»

Watch on YouTube

«Это означает ещё большую концентрацию власти в одних руках»

Историк, политолог Ядигар Садыгов прокомментировал «Громадскому на русском» назначение жены азербайджанского лидера Алиева на пост первого вице-премьера.

Назначение Мехрибан Алиевой на пост первого вице-премьера и предшествовавшая этому волна арестов оппозиционеров — это связанные между собой события?

Наверное, да! Таким способом власти хотели устрашить оппозицию и общественность.

А как общество было настроено? Оппозиционеры действительно были готовы выйти на улицы?

Сомневаюсь, что в эти дни могут пройти акции протеста, но и не будем исключать такого развития событий. Это назначение было негативно воспринято обществом и оппозицией. О своём недовольстве заявили представители гражданского сектора, независимые журналисты и блогеры. Проблема не в личности вице-президента и не в родстве с главой государства. Проблема в том, что вице-президент был не избран, а назначен. Даже согласие парламента для этого не потребовалось. При определённых форс-мажорных обстоятельствах у власти может стать президент, который не получил мандат от народа напрямую или косвенно от парламента. Это не соответствует первой статье Конституции, которая говорит, что источником власти является народ Азербайджана.

Это символический акт, такой подарок жене со стороны президента? Или это шаг, который показывает обществу, что власть ещё больше концентрируется в руках одной семьи?

Именно. Данное назначение означает ещё большую концентрацию власти в одних руках. В Азербайджане формально существует правящая партия, которая не принимает участия в управлении страной, а на самом деле мы имеем олигархическую форму правления. До сих пор власть принадлежала министрам, занимающим свои кресла не одно десятилетие, а теперь власть сосредотачивается в руках президентской семьи.

Насколько ожидаемо было это назначение?

В сентябре у нас состоялся референдум, который предусматривал создание поста вице-президента. Уже тогда многие предсказывали назначение кто-то из членов семьи Алиевых на должность одного из вице-президентов — жены или одной из дочерей.

Это событие указывает на некий окончательный выбор пути по которому идёт современный Азербайджан?

Да. Многие считают, что данное решение является вотумом недоверия президента Алиева своему окружению. Азербайджан сейчас переживает не лёгкие времена в связи с падением цен на нефть и падением объёмов продаж. Экономисты и политологи предсказывают усугубление ситуации, а это может сопровождаться потрясениями, акциями протеста и даже привести к социальным взрывам. В такой сложной ситуации глава государства предпочёл доверять только своей семье. В ближайшем будущем мы увидим, насколько это было правильное решение.

Как в Азербайджане отреагировали на референдум в непризнанном Карабахе? Что заявляли по этому поводу?

Официальный Баку оценил референдум как провокацию способную негативно повлиять на переговорный процесс по урегулированию конфликта. Азербайджан считает Нагорный Карабах своей неотъемлемой частью. Согласно Конституции, референдум может быть проведен на территории всей страны и только по назначению республиканских властей. Если рассматривать это мероприятие как плебисцит на отдельной части страны, то и тогда это не имеет никакого значения в силу того, что он был проведён оккупационным режимом. На этих территориях не осталось азербайджанского населения, а те, кто остался, лишены права участвовать в этом опросе.

Какие последствия будет иметь этот референдум?

К сожалению, азербайджанские власти не очень адекватно реагировали на этот акт. Я думаю, что их реакция была очень вялой, не соответствующей действиям оккупационного режима. Власти Азербайджана не придерживаются независимой политики в этом вопросе. Свидетельством этого является вялая реакция на высказывание Министра иностранных дел Лаврова, который завил, что проблема Нагорного Карабаха не считается внутреннем делом Азербайджана. В вопросе Нагорного Карабаха азербайджанские власти действуют с оглядкой на реакцию России.